Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 218

Опубликовано на портале: 05-12-2006
Степан Михайлович Киричук Вестник РУДН. 2005.  № 8. С. 108-113. 
Статья исследует противоречия субъект-объектного взаимодействия в структуре муниципального управления. С одной стороны, население, которое по Конституции является субъектом местного самоуправления, так как именно оно непосредственно или через органы местного самоуправления решает вопросы местного значения, оказывается объектом управляющего воздействия, когда избранный этим населением представительный орган принимает решение, регулирующее те или иные отношения и обязательное для исполнения. Статья анализирует возможные теоретические и практические способы решить это противоречие.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Светлана Юрьевна Барсукова Мир России. 2002.  Т. 11. № 2. С. 70-92. 
В нашу жизнь прочно вошли импортные товары. Но как они появляются на российском рынке? Какие коллизии во взаимоотношениях бизнеса и таможни при этом возникают? Каковы неформальные способы смягчения формальных требований и кто их инициирует? Правда ли, что в последнее время участники рынка проявляют склонность к легализации, к усилению формальных основ деятельности? Для ответа на эти вопросы было проанализировано 14 углубленных интервью с первыми лицами крупных фирм-импортеров, поставляющих на наш рынок бытовую электронику . товар не просто приятный во всех отношениях, но и не имеющий зачастую отечественных аналогов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-08-2003
Светлана Юрьевна Барсукова Экономическая социология. 2002.  Т. 3. № 5. С. 26-40. 
Не так давно в стране был принят новый Трудовой кодекс. Разумно ли ждать изменений в этой связи в трудовых практиках россиян? Способен ли он сократить теневой рынок труда? Какие стратегии сокращения теневой занятости в нем заложены? Соответствуют ли устремления властей ожиданиям людей? Насколько сами люди лояльны к "теневизации" трудовой сферы? В статье рассматриваются вопросы трудового права, анализируется способность нового Трудового кодекса сдерживать теневые процессы, а также готовность людей поддерживать устремления законодателей или, наоборот, отмалчиваться по поводу неправовых трудовых практик. Автор сравнивает две версии проектов Трудового кодекса - "правительственную" и "профсоюзную".
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 25-03-2006
Виктор Павлович Макаренко Социологические исследования. 2001.  № 3. С. 33-43. 
Статья знакомит читателей с идеями книги польского исследователя А. Хиршмана (Hirschman A. Namietnosсi i interesy: u intelektualnych zrodel kapitalizmu. - Krakow, 1997). Вслед за польским коллегой автор считает весьма вредным и для науки, и для общества представление о существовании "нормального" капитализма как эталона для иных социально-экономических систем. Поскольку познавательные концепции современных школ социальной мысли возведены на базе нормативных, аксиологических постулатов, оценки предшествуют выделению предмета теоретического исследования. Поэтому ни "рыночная", ни "управляемая сверху", ни "смешанная" экономика не являются эффективными средствами решения социальных проблем и не могут считаться образцами для подражания.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-03-2010
Виктор Павлович Макаренко TERRA ECONOMICUS. 2009.  Т. 7. № 4. С. 130-153. 
Альберт Хиршман выдвинул принципиальное положение: ни рыночная, ни централизованная, ни смешанная экономика не являются эффективными средствами решения социальных проблем. Ни один из видов экономики не может считаться образцом для подражания. Социальные проблемы невозможно решить ни религиозными, ни моральными, ни экономическими, ни политическими средствами. Главной причиной такой невозможности являются социальные институты и группы, профессионально занятые в сфере экономики, религии, морали, политики и производства идеологий. Теория неожиданных последствий требует отбрасывания (радикальный вариант) или переосмысления (умеренный вариант) всей системы главных понятий и концепций, образующих парадигму социального мышления Нового времени.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-03-2004
Рустем Махмутович Нуреев Вопросы экономики. 2003.  № 5. С. 136-157. 
В десятой главе учебного пособия рассматривается проблема разбухания государственного сектора, известная как "угроза Левиафана". Анализируется динамика государственных расходов, указывается на существование границ государственного сектора. Определяется понятие административного ресурса, намечаются возможные способы его оценки. В главе содержатся учебно-методические материалы.
Опубликовано на портале: 21-06-2004
Рустем Махмутович Нуреев Вопросы экономики. 2002.  № 9. С. 127-153. 
Во второй главе учебника рассматриваются базовые понятия теории общественного выбора. Среди них: общественные потребности, общественные блага, ресурсы государства и альтернативные издержки производства общественных благ. Анализируются договорные основы общественного выбора и его основные стадии - конституционный и постконституционный. Автором предложена оригинальная концепция политико-экономического кругооборота и показана взаимосвязь и взаимодействие основных участников политического процесса - избирателей, политиков и бюрократов - на политическом рынке и рынке общественных благ. Показаны основные ступени развития политических систем и их современные формы. Глава содержит также учебно-методические материалы.
Опубликовано на портале: 24-06-2004
Рустем Махмутович Нуреев Вопросы экономики. 2002.  № 10. С. 126-151. 
В третьей главе учебника рассматривается эволюция предмета и метода теории общественного выбора. Показаны различия в трактовке роли и экономических функций государства старой и новой политической экономией. Отражены основные этапы развития политической науки и ее вклад в формирование теории общественного выбора. Рассмотрены основной инструментарий и методы анализа политических процессов. В главе также содержатся учебно-методические материалы.
Опубликовано на портале: 21-03-2004
Рустем Махмутович Нуреев Вопросы экономики. 2003.  № 1. С. 128-153. 
В шестой главе учебника рассматриваются особенности общественного выбора в условиях представительной демократии. Излагаются две концепции представительной демократии. Характеризуются типы партий и политических систем. Определяется понятие политической конкуренции. Описывается модель двухпартийной конкуренции. В главе содержатся учебно-методические материалы.
Опубликовано на портале: 23-04-2004
Рустем Махмутович Нуреев Вопросы экономики. 2003.  № 3. С. 111-132. 
В главе рассматриваются особенности общественного выбора в условиях представительной демократии. Анализируются факторы, влияющие на формирование коалиций в парламенте. Описываются методы манипулирования голосованием. Формулируется теорема невозможности Эрроу. Дается определение понятия логроллинга. Глава содержит учебно-методические материалы.
Опубликовано на портале: 21-03-2004
Рустем Махмутович Нуреев Вопросы экономики. 2003.  № 3. С. 132-157. 
В восьмой главе учебника рассматриваются различные политические системы, характеризуются особенности демократической и авторитарной форм правления. Анализируется устойчивость демократии при президентской и парламентской системах. Определяются достоинства и недостатки разделения властей и факторы стабильности федеративных государств. В главе содержатся учебно-методические материалы.
Опубликовано на портале: 10-04-2004
Георгий Александрович Сатаров Общественные науки и современность. 2002.  № 6. С. 18-27. 
В статье вниманию читателей предлагаются результаты исследования Фонда ИНДЕМ по коррупции. Автор выделяет три возможных уровня исследования данного коррупции. Первый из них связан с анализом причин, порождающих коррупцию (историко-культурных, политических, административных, экономических и т.п.), второй требует рассмотрения коррупции, как разновидности социальных отношений, третий предполагает изучение психологии коррупционных отношений. Рассматривая отношения дарения и обмена, Г.А. Сатаров соотносит их с двумя типами коррупции, условно называя их «западным» и «восточным». Первый тип может трактоваться как нелегальный рынок теневых услуг, который регулируется отношениями обмена. Для восточной коррупции характерно вплетение коррупционных отношений в ткань других, фактически легитимных социальных отношений, и здесь нередко размыта грань между коррупционными отношениями и отношениями дарения. Третий тип коррупционных отношений (услуга), связан с развитием государства и осознания того факта, что государство является институтом оказания определенных услуг его гражданам. Между тремя указанными типами отношений, безусловно, существуют различия, но объединяет их наличие третьей стороны, сопровождающей двусторонние по форме отношения. В случае с дарением – это группа, влияющая на отношения посредством моральных установлений, в случае обмена – это процедуры, регулирующие обмен, и институты, обеспечивающие их единообразное исполнение, в случае услуги – это государство, нанимающее чиновника и вменяющее ему в обязанность оказание этих услуг и контроль за взаимодействием между гражданами и должностными лицами, а также гражданское общество, выполняющее в действительности те же функции. Далее автор выдвигает гипотезу о том, что указанные выше отношения образуют иерархию, в соответствии с которой люди стремятся преобразовать одни отношения к другим. Данная иерархия образуется некоторым общим параметром, описывающим все три типа отношений, который условно именуется комфортностью.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-05-2004
Ольга Викторовна Крыштановская Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 17-49. 
Экономический кризис 1998 г. «подкосил» ряды крупных бизнесменов. С приходом В. Путина была объявлена политика «равного удаления» бизнеса от политики. Означало ли это начало борьбы государства с олигархией или олигархами и какова роль современной бизнес-элиты России? Под бизнес-элитой в данной статье понимается верхушка крупных предпринимателей, которая в силу обладания финансовым могуществом и экономическими ресурсами оказывает существенное влияние на принятие общегосударственных решений. Бизнес-элита не тождественна крупным бизнесменам. Ключевой критерий принадлежности к данной группе - политическое влияние. Олигархией является такой тип государственного устройства, в котором крупные собственники имеют не только экономическую власть, но и политическое влияние. Олигархия основана на взаимодействии двух элитных групп: истэблишмента (политического субститута) и собственно бизнесменов. Взаимопроникновение власти и собственности выражается в постоянном торге и обмене ресурсами между обоими акторами. Постулируемый О.В. Крыштановской подход состоит в безличном (деперсонализированном) понимании бизнес-элиты. Привлекаемые оригинальные данные исследований сектора изучения элит Института социологии РАН позволяют автору ярко и интересно описать процесс восхождения российских элит, применяемые ими способы конвертации капиталов (политического в экономический, и, наоборот, экономического в политический), а также этап кризиса и падения олигархов формации ельцинской эпохи. Весьма важный вывод статьи заключается в том, что нынешняя бизнес-элита, вопреки бытующему мнению, по-прежнему оказывает весьма существенное, а как тенденция возрастающее влияние на политические процессы. Основой этого влияния являются специфические практики бизнес-элиты 1) пересаживания, 2) делегирования и 3) приватизации. Апогея эти практики достигают в российских регионах, где все отчетливее проступают черты автократии. Экономический проект новой власти - дальнейшая концентрация капитала в руках 20-25 финансово-промышленных групп полностью лояльных государству.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-08-2005
Святослав Иванович Григорьев Социологические исследования. 1997.  № 7. С. 30-43. 
В основу статьи положены данные трех всероссийских опросов населения 1993,1995 и 1996 гг. в рамках российско-американского проекта под руководством Дж.Хаффа, С.Леман, М.Губогло и С.Туманова (автор статьи руководил региональной исследовательской группой на Алтае). Рассматриваются изменения, произошедшие в массовом сознании в первой половине 90-х гг. Приводятся данные об эволюции представлений населения о роли государства в ограничении доходов; о взаимосвязи ориентаций респондентов 1995 г. на то или иное участие государства в ограничении доходов богатых граждан и характере отношения к лидеру, который во имя восстановления порядка в России ввел бы в стране диктаторский режим. В динамике исследуются данные об отношении россиян к приватизации, о взаимосвязи отношения к демократии и к ограничению богатства. Рассматривается дифференциация отношения к деятельности Б.Ельцина в зависимости от оценки справедливости ограничения доходов богатых. Сравниваются показатели отношения к ограничению доходов у русского и нерусского населения, а также возрастные и должностные отличия респондентов по отношению к этому вопросу. На основе проведенного анализа выделяется доля «государственников» в различных должностных группах по состоянию на 1995 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-08-2004
Светлана Борисовна Авдашева Общественные науки и современность. 1993.  № 3. С. 45-58. 
Опыт либерализации и политической стабилизации Турецкой Республики важен с точки зрения взаимодействия закрытого социально-экономического комплекса и традиционалистского общества, существовавшего в условиях относительной изоляции от мирового хозяйства, с экспансией западной экономической модели. Анализ модернизационных циклов (девальвация лиры, дебюрократизация финансового рынка, ослабление государственного контроля над ценами и т.п.), осуществлявшихся в Турции в 1980-е годы на базе сугубо либеральных рецептов, демонстрирует не только их потенциал, но и неизбежность коррекции крайних форм монетаристской политики («дойти до дна и всплыть обновленными»). Ибо ее социальные издержки перерастают в политическую угрозу реформаторскому курсу: либеральное правительство может не сохраниться в течении срока, необходимого для обновления.
ресурс содержит прикрепленный файл