Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 218

Опубликовано на портале: 18-07-2006
Т. В. Кашанина Общественные науки и современность. 1991.  № 3. С. 59-67. 
Для социума централизация в области права столь же вредна, как и монополизм в экономике: она препятствует учету интересов субъектов права, гасит их инициативу, сковывая возможность решать проблемы соответствующего уровня посредством местных ресурсов. Автор статьи считает, что централизованное правовое регулирование не должно быть столь всеобъемлющим, как в советскую эпоху. Федеральная власть должна не только частично уступить некоторые свои законотворческие функции властным структурам более низкого уровня (республиканским, краевым/областным и муниципальным), но, что не менее важно, вернуть обществу (трудовым, семейным коллективам и самим гражданам) ранее изъятые у него полномочия. За государством же должны сохраниться исключительно его имманентные прерогативы (эмиссия денег, охрана границ и т.п.).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-10-2008
Георгий Александрович Сатаров Общественные науки и современность. 2008.  № 5. С. 48-58. 
Автор ставит вопрос о взаимосвязи между установками и поведением людей в коррупционной ситуации. Формулируются методологические проблемы выявления у респондентов "установки на коррупцию" и способы их решения в проведенном исследовании. Проведенное индицирование коррупционного поведения респондентов позволяет выявить зависимость между установкой на коррупцию и спросом на нее: чем более явна антикоррупционная установка, тем реже респонденты дают взятку в коррупционной ситуации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-12-2004
Игорь Анатольевич Голосенко Журнал социологии и социальной антропологии. 1999.  Т. 2. № 3. С. 101-116. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-02-2005
А С Быстрова, М.В. Сильвестрос Журнал социологии и социальной антропологии. 2000.  Т. 3. № 1. С. 83-101. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-03-2004
А.Г. Механик Общественные науки и современность. 1999.  № 1. С. 39-44. 
Автор ставит вопрос, какие группы элиты или контрэлиты в России сегодня способны претендовать на власть, в какой форме и кто проявил себя подобным образом. Выделяется финансовая олигархия как порождение близости к госчиновникам и госказне, как порождение бюрократии. Уточняется место военной и гражданской бюрократии в российской политике, отмечается, что сущность демократии — в стремлении к приватизации государства, при котором государственный интерес становится частным интересом бюрократии, а частный интерес бюрократии возводится в ранг государственного.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2006
Борис Иванович Зеленко Социологические исследования. 2004.  № 5. С. 108-112. 
Политическое влияние большинству финансово-промышленных групп необходимо для достижения ряда стратегических целей, главная из которых - преуспеть в конкурентной борьбе и за счет этого обеспечить надежное развитие своего бизнеса. В то же время расширение экономического влияния ведет к появлению у ФПГ более широкого круга политических интересов. Непременными условиями достижения как экономических, так и политических целей является при этом доступ к государственным ресурсам.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-06-2004
Людмила Петровна Евстигнеева, Рубен Николаевич Евстигнеев Общественные науки и современность. 1998.  № 6. С. 5-26. 
В процессе рыночной трансформации авторы первостепенное место отводят проблеме формирования и функционирования национального капитала, создания механизмов системного взаимодействия микро- и макроэкономики, без чего не может обходиться рынок, если в нем сложилось мощное индустриальное ядро. В реформировании выделяются проблемы объекта как сложной системы кругооборотов и оборотов капитала, продукта и доходов, проблема субъекта как сложной многоуровневой институциональной системы экономики и проблема синергетического развития экономики на принципах самоорганизации. Тем самым получаем проблему рынка с встроенными вертикальными структурами. Рассматривается понятие капитала и его эволюция, анализируются капитал и структурно-уровневая экономическая система, взаимоотношения капитала и государства (с привлечением концепций Хикса, Кейнса, Минского). Рыночное преобразование бюджетно-денежных оборотов, характерных для социализма, предполагает, по мнению авторов, осмысление соответствий (несоответствий) устройства социалистической экономики рыночному равновесию по Кейнсу.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-12-2004
Вадим Викторович Волков Журнал социологии и социальной антропологии. 1999.  Т. 2. № 3. С. 76-84. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-11-2006
Юрий Александрович Левада Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000.  № 5 (49). С. 7-14. 
Феномен коррупции (в исходном смысле — подкупа, вымогательства, взяточничества) обсуждается и осуждается в России на протяжении по меньшей мере трех последних столетий. Коррупция кажется такой же извечной и столь же неразрешимой проблемой, как пьянство, лень, хамство, мат и т.д. Многочисленные призывы "искоренить" и кампании "борьбы", которые имели место за эти столетия при совершенно разных общественных и политических системах, оказывались равно неуспешными. Имеют свои основания широко распространенные — и подтверждаемые данными массовых опросов — представления о растущей коррумпированности российского общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-07-2006
Иосиф Евгеньевич Дискин Общественные науки и современность. 1991.  № 3. С. 26-28. 
Статья в рамках дискуссии по материалу Фридмана (1991,№3), Автор подходит к нему с социокультурных позиций, отмечая, что большинство населения СССР сегодня не составляют сторонники экономического активизма, что нужна сила, способная противостоять традиционализму. Такую силу он видит в государстве, а потому критикует тезисы об ограничении его роли. Автор считает, что, очевидно, придется отдать значительную долю общенародной собственности ее сегодняшним распорядителям, чтобы заручиться их поддержкой в реформировании страны.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-12-2004
В. Фролов Общественные науки и современность. 1993.  № 5. С. 33-38. 
Среди бывших социалистических стран самых значительных результатов в приватизации добилась Чехословакия. Без социальных потрясений и при поддержке основных политических сил в течение года в рамках так называемой "первой волны" (всего их должно быть две) в частное владение перешло свыше 1400 объектов, чья стоимость составляла не менее 1/5 всего госимущества. При этом 96% граждан страны воспользовались правом приобрести их акции за приватизационные купоны. Причины этого успеха автор статьи связывает с качественным правовым и структурным обеспечением акции, с удобной формой купонного метода (именная купонная книжка, предотвращающая махинации и спекуляции с приватизационными документами), созданием прозрачных инвестиционных фондов, принимавших от населения купоны в доверительное управление.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-08-2004
Ярослав Иванович Кузьминов, Владимир Владимирович Преображенский, Евгений Григорьевич Ясин Общественные науки и современность. 2002.  № 4. С. 12-29. 
За “круглым столом” фонда “Либеральная миссия” (президент ­ Е. Ясин) собралась группа экспертов ­ разработчиков концепции реформы государственной службы. Среди них ­ заместители министров М.Дмитриев, В. Январев, К. Янков, ректор ГУ ВШЭ Я. Кузьминов, проректор ГУ ВШЭ Л. Якобсон, П. Кудюкин, В. Преображенский и С. Хабиров. Участники обсуждения дают свои варианты ответов на вопрос о том, кому и зачем нужна реформа государственного управления, предлагают свой сценарий проведения реформы с рядом конкретных сроков. (Концепции реформы посвящена и статья Л. Якобсона ­ ОНС. 2002. № 3.)
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-05-2004
Александра Евгеньевна Батяева Вопросы экономики. 2001.  № 9. С. 72-81. 
В статье анализируется состояние задолженности предприятий государству и влияние этого фактора на хозяйственную деятельность и финансовое положение производителей. Главный вывод заключается в том, что несмотря на наличие целого ряда положительных тенденций (снижение величины просроченной задолженности, увеличение эффективности деятельности предприятий) общую неблагоприятную ситуацию трудно переломить. Дело в том, что руководители предприятий не драматизируют последствия задержек платежей в бюджет. Ничего неминуемого и неприятного, по их оценкам, произойти просто не может.
Опубликовано на портале: 15-08-2005
Андрей Александрович Яковлев Российский журнал менеджмента. 2005.  Т. 3. № 1. С. 27-52. 
В статье обосновывается тезис о наличии у российских компаний в 1990-е гг. двух базовых стратегий поведения - дистанцирования от государства и тесного взаимодействия с ним. Анализируются факторы и формы их реализации, проводится аналогия со стратегиями exit и voice в терминологии А. Хиршмана. Показано, что в условиях слабого государства названные стратегии приобретают неформальный характер, который выражается либо в неуплате налогов и перемещении бизнес-активности в теневой сектор, либо в захвате государства (феномен state capture). Острый бюджетный кризис, возникающий как следствие приватизации государства или уклонения от него, приводит к серьезным социально-политическим потрясениям, которые в самой бизнес-среде порождают спрос на сильное государство. Однако в отсутствие механизмов политической конкуренции и демократического контроля укреплениегосударства происходит по модели бюрократической консолидации - с созданием предпосылок для неформального захвата бизнеса чиновниками. Тем не менее высокая степень открытости экономики и неоднородность самого госаппарата обеспечивают для бизнеса достаточно широкий спектр возможных стратегий взаимодействия с государством. В статье высказывается гипотеза, что в отличие от 1990-х гг. они станут более формальными и публичными. Дистанцирование от государства будет выражаться в легальной интернационализации бизнеса (включая продажу пакетов акций иностранным инвесторам, прямые российские инвестиции за рубежом и т.д.). Взаимодействие с государством станет более эффективным в тех случаях, когда бизнес сможет перейти от традиционного индивидуального лоббирования собственных интересов к осознанным коллективным действиям, направленным на обеспечение условий для устойчивого экономического развития в своих секторах, отраслях и регионах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-02-2005
Janos Kornai Общественные науки и современность. 1994.  № 4. С. 19-31. 
Статья действительного члена Венгерской академии наук , одного из теоретиков венгерской хозяйственной реформы представляет собой перевод части исследования “Переход Венгрии к рыночной экономике”. Для переходного периода финансовую дисциплину автор понимает как некий новый договор между государством и предприятием. В этом процессе важную дисциплинирующую роль автор отводит процедуре банкротства. Приводятся данные о количестве банкротств в Венгрии в 1992 г. и количестве ликвидированных предприятий. Важно, по мнению автора, чтобы государство изменило свое поведение в отношениях с государственными предприятиями: от мотивации, основанной на политической воле, надо перейти к отношениям, основанным на экономическом соотношении выгод и потерь, т.е. к критериям эффективности производства. Отмечаются сложности в венгерской экономике переходного периода, связанные, в частности, с крахом СЭВ. Фиксируются социальные потери, вытекающие из ужесточения финансовой дисциплины и выражающиеся в закрытии целых производств и росте безработицы. Важной проблемой автор считает необходимость доверия к правительству и важность четкого выполнения им взятых на себя обязательств. Рассматриваются механизмы введения финансовой дисциплины на предприятиях, а также особенности поведения предприятий в новых условиях (принадлежащих как к старому государственному сектору, так и к новому).
ресурс содержит прикрепленный файл