Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 218

Опубликовано на портале: 29-02-2004
Александр Владимирович Бузгалин Вопросы экономики. 2003.  № 3. С. 112-124. 
Делается попытка выделить основные достижения политической экономии социализма, охарактеризовать ее вклад в современную экономическую теорию и содержащийся в ней потенциал для анализа процессов формирования постиндустриального общества. По мнению автора, политическая экономия социализма полезна для понимания природы "реального социализма" (т. е. экономической системы, которая реально функционировала в СССР и других странах мировой системы социализма), будущего постиндустриального общества и трансформационной экономики.
Опубликовано на портале: 24-06-2004
Владимир Александрович Мау Вопросы экономики. 2001.  № 1. С. 124-137. 
Рассматриваются особенности экономического развития и экономической политики стран, проходящих через период революционной трансформации. Ослабление государственной власти является результатом системного экономического кризиса, а политическая нестабильность, в свою очередь, предопределяет экономические проблемы, характерные для полномасштабной революции. К числу таких проблем относятся: резкий рост трансакционных издержек, бюджетный кризис и дефолт по государственным обязательствам, демонетизация экономики; активное использование бумажно-денежной эмиссии для пополнения госбюджета, использование властями перераспределения собственности (приватизации и национализации) в целях получения политической поддержки, а не формирования эффективных экономических субъектов; использование ценных бумаг как инструмента перераспределения собственности, высокий уровень неплатежей в экономике.
Опубликовано на портале: 05-08-2003
Karl Polanyi
Ред.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2002.  Т. 3. № 2. С. 62-73. 
В предлагаемом фрагменте анализируются два значения "экономического" - содержательное и формальное. По мнению автора, подобное их разведение позволит на эмпирическом уровне описать различные хозяйства в соответствии со способом институциональной оформленности экономического процесса. Способ институциональной оформленности увязывается с отношениями реципрокности, перераспределения и обмена, соответствующими данному типу хозяйства.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 03-04-2004
Георгий Борисович Клейнер Общественные науки и современность. 1999.  № 2. С. 5-19. 
Автор отмечает важную черту социально-экономического развития России — динамическое “самоотрицание” общественных идеалов, постоянное резкое отрицание общепризнанных на предыдущем этапе развития ориентиров, целей, идеалов. Эта доминанта реализуется в виде особого движения страны, которое можно охарактеризовать как кризисное. Описываются черты кризисного стиля развития, включая примеры, связанные с кризисом августа 1998 г. и его последствиями. В этой среде особую роль приобретают система взаимных ожиданий (СВО) и ее подсистемы — взаимной ответственности и взаимного доверия. Действие этих систем рассматривается на примере функционирования производственного предприятия. Показано, как кризисный стиль развития воздействует на СВО, ведет к деинституционализации общества, в ходе которой периоды гиперинституционализации сменяются периодами гиперлиберализации. Даются рекомендации по поддержанию СВО как на общегосударственном уровне, так и на уровне предприятий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-01-2007
Евгения Сергеевна Балабанова Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 54-64. 
В статье анализируются отношения социально-экономической зависимости в их связи с властными отношениями. Автор рассматривает взаимодействие находящихся в неравных условиях участников обмена с помощью теоретической модели отношений «зависимого» и «провайдера». «Зависимый» испытывает высокую потребность в конкретном благе или ресурсе. Монопольно владеющий ими или обладающий контролем доступа к ним «провайдер» выступает как безальтернативный поставщик. «Зависимый» не является уникальным поставщиком необходимых «провайдеру» ресурсов; в большей степени он заинтересован в «провайдере», чем «провайдер» – в нем. В роли «зависимых» могут выступать как отдельные индивиды, так и социальные группы, регионы, государства. "Провайдерами" могут быть индивиды и надындивидуальные образования: работодатели, благотворительные организации, государства, транснациональные корпорации. Выделены два класса причин неравного доступа к экономическим ресурсам: 1. Внешние причины (естественные факторы среды, искусственные ограничения прав собственности); 2.Причины, обусловленные характеристиками зависимых. Рассмотрен ряд примеров внешних причин такого неравенства. Это правовые нормы патриархального общества, запрещавшие женщине получать образование и работать, что "привязывало" ее к единственному источнику средств существования - мужчине - главе семьи. Показано, что искусственные ограничения доступа граждан к экономическим ресурсам известны из недавней советской истории. Это запрет на занятие предпринимательской деятельностью, невозможность владеть средствами производства и, за небольшими исключениями, недвижимостью, ограничение трудовой мобильности. "Экономика дефицита" лишала советских граждан выбирать поставщиков, подчиняя их потребности диктату производителей-монополистов. Далее рассматриваются вызывающие неравенство характеристики зависимых. Таковы, в частности, индивидуальные качества человека, ограничивающие его шансы успешного трудоустройства. Исследуются формы социальной власти и контроля "провайдера" над поведением и сознанием "зависимого".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-06-2004
Светлана Павловна Глинкина Общественные науки и современность. 1995.  № 3. С. 47-59. 
В статье обобщаются результаты пяти лет постсоциалистического реформирования в странах Центральной и Восточной Европы. Анализ структурирован по нескольким направлениям. В разделе “либерализация и государство” рассматриваются примеры государственного регулирования экономики, прежде всего в сфере ценообразования и внешнеэкономической деятельности. Анализируются способы приватизации государственной собственности, их специфика – в таких странах, как Польша, Болгария, ЧСФР, Румыния и т.д. Особый раздел посвящен проблемам эффективности производства в зависимости от форм собственности, акцентируются проблемы, возникшие в достижении целей приватизации, также рассматриваются социальные аспекты приватизации. Заключает статью раздел о финансовых рынках, отмечается, что их неразвитость (за исключением Венгрии) вносит свои коррективы в порядок финансирования дефицита бюджета. Рассматривается ситуация, связанная с коммерческими банками. В целом констатируется неразвитость финансовых институтов большинства стран ЦВЕ. Автор делает вывод, что ни одна из стран ЦВЕ не смогла в течение 5 лет последовательно проводить политику макроэкономической финансовой стабилизации, причем заметные отступления наблюдались и по монетарному, и по фискальному направлениям. При этом политика “шоковой терапии” была наиболее комплексной и последовательной.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2004
А.И. Соловьев Общественные науки и современность. 1995.  № 4. С. 48-57. 
В статье анализируются этические воззрения бюрократии, которые не столько направляют, сколько оправдывают действия чиновников, формируют их корпоративный дух. Рассматриваются этические соображения, определяющие границы профессиональной деятельности чиновников, порождающие конфликтные линии, влияющие на процесс принятия и реализации решений. Отмечаются ощущение чиновниками самодостаточности их норм и правил поведения, слабая их восприимчивость к типичным массовым настроениям. Рассматриваются традиционные российские причины усиления роли бюрократии, а также факторы личной заинтересованности бюрократов в повышении своих репутации и статуса, причем за счет общества. Отмечается, что в сложившихся условиях и в общественном мнении начинает складываться превратное представление о роли в жизни общества государственного аппарата вообще и чиновничества всех уровней в частности. Важной задачей общества автор считает введение объективных нравственно-правовых критериев оценки деятельности бюрократии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-03-2003
Алихан Заграбович Дадашев, Н.Г. Гловацкая Вопросы экономики. 2002.  № 7. С. 126-139. 
Рассматриваются вопросы, связанные с эффективностью государственной поддержки малого бизнеса. Предлагается комплексная оценка по следующим направлениям: оценка вклада государственной поддержки в получение социальных и экономических эффектов; определение экономии на трансакционных издержках; выявление рисков, возникающих из-за недостаточного уровня поддержки.