Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 218

Опубликовано на портале: 05-06-2004
Леонид Соломонович Мамут Общественные науки и современность. 1996.  № 4. С. 45-54. 
В статье рассматриваются две группы представлений о государстве: сфокусированные на внешний облик государства, его композицию; соображения относительно его функциональных свойств, роли, выполняемой в жизни людей. Автор для их анализа избрал историко-теоретический подход, полагая, что именно он позволяет раскрыть идейное происхождение конструкций современного политического сознания, обнаружить изначальную разнородность представлений о государстве. Автор приходит к выводу, что ошибочно объявлять только права и свободы индивида единственной высшей ценностью в обществе, равно как и лишь права и свободы “коллективного гражданина”. Уровень цивилизационной зрелости государства, характер его устройства и деятельности детерминируются социальными качествами, политико-правовой культурой, гражданско-нравственной позицией членов государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-02-2008
Neil Fligstein
Перев.: Екатерина Борисовна Головляницина (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2007.  Т. 8. № 2. С. 41-60. 
В данной работе я рассмотрю два основных явления в американском хозяйстве, которые обычно считаются знаковыми для развития свободных рынков: возникновение концепции деятельности фирмы в интересах ее акционеров [«shareholder value» conception of firm], а также формирование и расцвет Силиконовой долины как очага инноваций в компьютерной отрасли. Моя цель – показать, что эти явления возникли не только благодаря активности предпринимателей. Напротив, оба они укоренены в ранее существовавших социальных отношениях, и в обоих случаях правительство играло ключевую роль в создании условий для «предпринимательской деятельности».
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 20-01-2006
А.А. Меджевский, С.А. Гирин, А.И. Мизерий Социологические исследования. 1999.  № 12. С. 86-94. 
Дав общую характеристику различных определений коррупции, авторы предлагают анализ результатов серии исследований коррупции в Нижегородской области в 1992, 1994, 1995, 1997 гг. Приводятся оценки экспертами уровня коррумпированности властных структур и контролирующих организаций. Выделяются налоговые и финансовые органы таможенная служба, суды, прокуратура, санэпиднадзор, ГАИ (ГИБДД), военные комиссариаты, областные, районные и городские администрации. Выделяются трудности общего характера, свойственные любой стране, переживающей переход от тоталитаризма к демократии, а также специфически российские проблемы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-08-2006
Лев Дмитриевич Гудков, Борис Владимирович Дубин Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005.  № 4 (78). С. 30-45. 
На основе данных ежемесячного исследования (май 2003 г. - август 2005 г.) описывается изменение отношения населения к судебному процессу над топ-менеджерами ЮКОСа. Авторы выделяют несколько типов отношений к Ходорковскому.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-06-2004
Алексей Валентинович Улюкаев Общественные науки и современность. 1998.  № 5. С. 5-18. 
Автор характеризует процесс выхода из социализма прежде всего как сокращение государственного патернализма, рассматривая отдельные его аспекты: приватизацию, снижение доли государственных изъятий, реформирование социальной сферы, развитие контрактного права. Ставится вопрос не только о том, как выходить из социализма, но и куда выходить. При этом Россия сравнивается со странами Запада, отнюдь не одинаковыми по доле государственных расходов в ВВП. Исследуются социальные и политические ограничения переходного процесса в разных странах, рассматриваются ситуации, когда открываются “окна возможностей”, либо случаи, когда сложившийся в обществе социальный баланс не готов принять ужесточение макроэкономической политики. Выделяются 4 параметра, по которым можно судить об открытии “окна возможностей”: наличие кризиса в системе; глубокого экономического кризиса; отсутствие близко расположенных политических ограничений (избирательные кампании); наличие программы преобразований и способной ее реализовывать команды. Отмечается, что к началу 1997 г. “окно возможностей” в России было открыто, но к концу года оно закрылось.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-08-2004
Андрей Николаевич Нестеренко Общественные науки и современность. 2002.  № 4. С. 49-54. 
В статье анализируются различные концепции субъекта власти в демократическом государстве. Ставится вопрос: кто является реальным субъектом власти? Приводятся два варианта ответа на этот вопрос. Первый – пример политической системы СССР и иных социалистических государств, где демократия строилась на идее диктатуры пролетариата и крестьянства. В этой системе гражданин – не субъект политико-правовых отношений, а объект. Второй вариант – либеральная демократия, основанная на правлении большинства свободных граждан. Здесь гражданин – самостоятельный субъект политической системы, первичный по отношению к самому государству. Автор считает такую модель ближе всего подходящей к “идеальному” пониманию демократии как формы правления всего народа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-03-2010
Маргарита Владимировна Курбатова, Сергей Николаевич Левин TERRA ECONOMICUS. 2010.  Т. 8. № 1. С. 27-50. 
В период бурного роста российской экономики, когда бюджетные проблемы регионов существенно ослабли, казалось, что острота поднятых нами проблем несколько ослабла. Однако текущий экономический кризис показал, что практики деформализации правила взаимодействия власти и бизнеса стали и более разнообразными, и лучше организованными, а наше исследование не потеряло, а даже приобрело дополнительную актуальность. Развитие событий показывает, что деформализация правил в российской экономике — не временное явление, характерное для трансформационного спада, а ее устойчивая характеристика.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-05-2004
Вадим Валерьевич Радаев Вопросы экономики. 2001.  № 6. С. 60-79. 
В статье исследуются связи между формальными и неформальными институтами в российской экономике с помощью концепции деформализации правил. Деформализация правил определяется как непрерывная трансформация институтов, в ходе которой формальные правила в значительной степени замещаются неформальными и встраиваются в неформальные отношения. Представлена логическая схема основных элементов процесса деформализации. Их содержание раскрывается на примере широко распространенных схем ухода от налогов. Некоторые положения работы иллюстрируются выдержками из интервью с российскими предпринимателями. Автор предлагает конкретные способы борьбы с порочной практикой, сложившейся в налоговой сфере.
Опубликовано на портале: 18-06-2004
Евгений Иванович Шохин Общественные науки и современность. 1995.  № 6. С. 5-17. 
Поводом для интервью А.Шохина стала подготовка к парламентским выборам 1995 г., в ходе которой он выступил как один из авторов программных документов избирательного блока “Наш дом — Россия”. Дается краткая характеристика реформирования страны в 1992—1995 гг., отмечаются как успехи, так и неудачи прошедших лет, обрисовывается ситуация, сложившаяся в экономике к середине 1995 г. Автор предлагает свои ответы на вопросы, находившиеся в то время в центре дискуссий, затрагивая различные темы от социальной политики до проблем интеграции. Кратко излагаются основные принципы экономической программы НДР, отмечается, что она шире правительственной программы; дается характеристика избирательной ситуации лета – осени 1995 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-10-2011
Маргарита Анатольевна Вахтина Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2011.  Т. 3. № 3. С. 57-65. 
В статье обосновывается позиция, что важную роль в повышении эффективности государства играет доверие к нему со стороны граждан. Выдвинуто положение, что институциональное доверие возникает в том случае, когда институты (в особенности государственные) устроены максимально эффективно и справедливо. В статье делается вывод о том, что необходимо создавать соответствующие условия для роста доверия к государству, которое в России остается на низком уровне. Эти условия касаются содержания правил, механизмов их выработки и принятия, устройства государственных организаций, а также личностей руководителей, осуществляющих управление от лица государства. Выдвигаются предложения, касающиеся критериев оценки уровня доверия к государству.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-10-2004
Георгий Михайлович Лаппо, Павел Маркович Полян Социологические исследования. 1998.  № 2. С. 43-48. 
(Публикуется по материалам Информационного бюллетеня Центра демографии и экологии человека Института народохозяйственного прогнозирования РАН, 1997, №16, январь). В соответствии с законом Российской Федерации о закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), принятым в 1992 г., к этой категории было отнесено 47 поселений, насчитывающих в общей сложности около 1,5 млн. жителей. В статье приводится статистика о численности, структуре, росте населения ЗАТО РФ. Показана история возникновения закрытых городов и рассматривается их специфика. Многие закрытые города – априори зона повышенного риска для проживания. Повышенный радиоактивный фон, угрозы аварийных случаев неизбежно накладывали отпечаток на экологическую и психологическую ситуацию в них. В новых российских условиях закрытые города, теснейшим образом связанные с военно-промышленным комплексом, оказались в особо трудном положении. Они не только лишились былых привилегий, но оказались на гране краха и исчезновения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-02-2005
Ю. Монич Общественные науки и современность. 1994.  № 4. С. 15-18. 
Статья предваряет следующую за ней публикацию венгерского классика экономической мысли. Отмечены проблемы, с которыми столкнулись при переходе от государственно-плановой к рыночной экономике как в странах Центральной и Восточной Европы, так и в России, и их интерпретация в работах Я.Корнаи. Прежде всего акцентируется внимание на финансовых и бюджетных проблемах, в частности рассматриваются вопросы, связанные с процессом формирования российского бюджета на 1994 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-08-2003
Елена Геннадьевна Новикова Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 2. С. 94-114. 
В статье представлены результаты анализа экономических программ политических партий на предмет их идеологической окрашенности. В качестве аналитического инструмента использовалась “идеальная” типология из четырех идеологических систем: Консерватизма, Либерализма, Демократизма и Социализма. С ее помощью анализировались тексты экономических программ КПРФ, “Яблока” и “Единства”. В результате было показано, что на программном уровне идеологии воспроизводятся как “принципиальные” гибриды, оформляясь на основе взаимодействия и переплетения различных “чистых” идеологий. Кроме этого были выявлены характерные приемы, которые позволяют совмещать в рамках одного программного документа принципы соперничающих идеологий, избегая при этом явных противоречий. В заключительной части статьи внимание сосредоточено на различиях в идеологическом и лексическом содержании программ и на способах конструирования идеологем.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 25-05-2005
Александра Павловна Кузнецова Социологические исследования. 1995.  № 6. С. 147-150. 
История перехода собственности в частные руки насчитывает целые столетия, этому явлению посвящены многие научные исследования. Так, исследования перехода общинной собственности в частную показали, что эта приватизации никогда не была нацелена на развитие экономики или, по крайней мере, сохранение хозяйства. Внедрение индивидуальной частной собственности сыграло негативную роль, лишив население организационной основы его общинного существования.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-06-2004
Виктор Владимирович Сумский Общественные науки и современность. 1998.  № 6. С. 64-70. 
В статье анализируется взаимоотношения военно-бюрократического режима Индонезии и ее финансовых элит. Показано, что оживление финансового и фондового рынка страны, произошедшее в последние десятилетия ХХ в., было достигнуто за счет серии мер авторитарного правительства по либерализации экономики, отказу от протекционизма в торговле и поощрению иностранных инвестиций. Однако по мере накопления ресурсов отдельные опекаемые государством бизнес-группы (включая состоявшие из домочадцев президента Сухарто) предпочли дистанцироваться от носителей власти. В условиях экономических потрясений, охвативших Восточную Азию в 1990-е гг. (обвал фондового рынка и курса рупии), нарушение симбиоза «бюрократия – крупный бизнес» привело к кризису индонезийской политической системы и отставке главы государства.
ресурс содержит прикрепленный файл