Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 218

Опубликовано на портале: 12-06-2005
Игорь Иванович Кальной, Михаил Борисович Сапунов, Эдуард Николаевич Фетисов Социологические исследования. 1991.  № 5. С. 18-25. 
Нужно признать, что для анализа негативных общественных явлений существует лишь один разработанный аппарат - марксистская концепция отчуждения. Статья посвящена выявлению условий и пределов применимости этой концепции к объяснению реалий советского общества. Авторы приходят к выводу, что в строгом смысле категория отчуждения применима лишь в рамках формационного подхода.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-06-2006
Полина Викторовна Крючкова, Андрей Евгеньевич Шаститко Общественные науки и современность. 2006.  № 4. С. 21-31. 
Целью авторов является показ содержания и направлений реформирования системы государственного регулирования в контексте проектируемых институциональных изменений. Такие изменения позволили бы использовать сравнительные преимущества различных механизмов координации экономической деятельности с минимальным риском допущения ошибок, связанных как с чрезмерной зарегулированностью процессов, так и с отсутствием государственного регулирования там, где оно необходимо. Описывается методология оценки регулирующего воздействия (ОВР), международный опыт ее использования и возможности применения ОВР в России. Исследуются риски, связанные с применением рассматриваемой методологии в нашей стране.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-04-2004
В. Борисов Рубеж (альманах социальных исследований). 1995.  № 6-7. С. 229-237. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-12-2007
Владимир Иванович Якунин Социологические исследования. 2007.  № 2. С. 58-68. 
В статье рассматриваются пути развития взаимоотношений между государством и бизнесом, государственными учреждениями и частными фирмами и корпорациями как в России, так и за ее пределами. Под государственно-частным партнерством понимается сотрудничество между предприятиями, организациями бизнеса и государственными учреждениями, а также между региональными корпорациями и государственными предприятиями, направленное на достижение общих экономических целей, на решение актуальных социально-экономических задач. Представлены две концепции, от которых, как полагает автор, непосредственно зависят формы государственно-частного партнерства в современной России. Автор выделил две формы, условно обозначенные как "либеральная" и "дирижистская". В первом случае непосредственное участие государства производственной и хозяйственной в сфере минимизируется, во втором оно оказывается доминирующим. Рассмотрен случай США, где действует либеральная модель, но государство доминирует в экономической жизни и формирует мотивы поведения бизнеса с тем, чтобы он брал на себя казалось бы ему несвойственные и противоречащие его интересу доходности обязательства и ответственности. В России же пока не выработано правовых механизмов, которые позволяли бы государству обеспечивать мотивацию бизнес-сообщества к обеспечению роста экономики. Более того, российское государство отменило стимулирующую инвестиционную льготу по налогообложению в случае инвестирования в развитие основных средств. Рассматриваются первые шаги государства, направленные на налаживание партнерских отношений с бизнесом. Приведен также ряд примеров такого партнерства на региональном уровне.
Опубликовано на портале: 07-12-2004
М. Пискотин Общественные науки и современность. 1993.  № 4. С. 14-25. 
Рассматривая процесс перехода от тоталитаризма к демократии в разных странах, автор с тревогой отмечает проявляющуюся у нас тенденцию перехода от всевластия к безвластию. Отмечается неготовность общества, прежде всего элиты, к глубоким реформам, выражающаяся, в частности, в неопределенности горбачевского курса, в абстрактных представлениях о желаемых переменах. Раскрывается социальная база рыночных реформ и демократии, показаны особая роль государства в переходный период, важность государственного регулирования экономических преобразований.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2004
Сергей Павлович Аукуционек Общественные науки и современность. 1995.  № 4. С. 5-9. 
Анализируя опыт реформирования постсоциалистических экономик, автор приходит к выводу, что преобразование планового хозяйства в рыночное сопровождается особым видом экономического кризиса – переходным кризисом, ранее не изучавшимся наукой. Китайский опыт, на первый взгляд, выступающий как исключение, лишь подтверждает общую закономерность. Исследуются объективные и субъективные моменты, позволяющие говорить о кризисе переходного периода как об особом явлении, прежде всего связанные с процессами адаптации и изменениями в поведении хозяйственных единиц.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-08-2003
Мария Сергеевна Добрякова Экономическая социология. 2000.  Т. 1. № 2.
В статье рассматривается переход от принудительного труда к наемному труду на угледобывающих шахтах г.Воркуты (1950-1960-е гг.). В качестве теоретических основ анализа использованы концепции социального закрытия и исключения (М.Вебер, Ф.Паркин); статусной кристаллизации/неконсистентности (Г.Ленски); укорененности экономических отношений в социальных структурах (М.Грановеттер). Показывается, как закрытую извне негативно привилегированную группу заключенных сменила открытая позитивно привилегированная группа вольнонаемных. Источники данных - архивные материалы г.Сыктывкара и г.Воркуты.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 10-07-2005
Lynn D. Nelson, Лилия Васильевна Бабаева, Руфат Октаевич Бабаев Социологические исследования. 1993.  № 1. С. 7-18. 
В 1991 г. в силу вступил целый ряд законов, одобривших предпринимательство и определивших положения программы вывода большого числа предприятий из-под контроля государства. Научные исследования, однако, выявляли потенциальное препятствие на пути осуществления первой стадии перехода к рыночной экономике — общественное мнение. В настоящем исследовании ставилась задача больше узнать об уровне общественной поддержки реформаторского законодательства 1991 г. основными слоями населения России, в частности опрашивались работники государственных, промышленных и строительных предприятий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-01-2004
Ирина Викторовна Ефимчук Общественные науки и современность. 2004.  № 2. С. 131-142. 
В статье ставится под сомнение окончательный характер победы либеральных ценностей. По мнению автора, ограниченность глобальных естественных ресурсов актуализует задачи не поступательного развития, прогресса, а сохранения, и соответствующие ей перспективы развития закрытого, а не открытого общества, а также власти-собственности, то есть такой социально-экономической системы, которая была характерна для древнего и средневекового Востока. Пирамидальная структура и патернализм власти-собственности воспроизводятся в таких современных институтах, как системе «перекрестных прав» собственности, воплощенной в политике европейской социал-демократии по контролю над распределением доходов, создании в США «общества участия» и формированию «интегрального собственника» в Японии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-08-2003
Neil Fligstein
Ред.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 4. С. 28-55. 
"Новые институциональные" теории получили широкое распространение в социальных науках. Несмотря на существующие в рамках этих теорий значительные разногласия, все они сходятся на том, что социальные институты порождают локальные социальные порядки и являются социальными конструкциями. Они предусматривают, каким именно образом властные группы устанавливают правила взаимодействия и поддерживают ситуацию неравного распределения ресурсов. При этом, появившись на свет, институты ограничивают действия акторов и одновременно подталкивают их к дальнейшему институциональному строительству. В данной работе представлена критика этих теорий, сфокусированная прежде всего на недостатке внимания, которое они уделяют роли социальной власти и акторов в процессе создания институтов. Предлагается альтернативный взгляд на динамику институтов, основанный на более социологизированном понимании правил, ресурсов и социальных навыков.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 07-06-2004
Александр Валентинович Оболонский Общественные науки и современность. 1996.  № 5. С. 5-15. 
В статье рассматривается роль чиновничества в эпоху политической трансформации. Автор читает, что номенклатура, т.е. высший и средний слои чиновничества, оказывает непосредственное влияние на разные аспекты жизни и на уклад нашего общества. Даются различные трактовки понятия “бюрократия”: веберовская, марксова, имперская (восточная) и реалистическая (современная). Автор приходит к выводу, что применительно к нашим условиям адаптация и развитие реалистической концепции бюрократии – основной резерв совершенствования, модернизации института российской государственной службы. Отмечаются две тенденции в ее развитии: продвижение к демократической модернизации с учетом мирового опыта и стремление к оформлению независимой от общественного контроля бюрократической корпорации с ее особым миром и системой ценностей. По мнению автора, создание современной государственной службы должно идти параллельно с формированием гражданского общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-10-2008
Андрей Александрович Яковлев Общественные науки и современность. 2008.  № 4. С. 21-37. 
Автор ставит вопрос об эффективности работы российской судебной системы и востребованности правовых институтов экономическими агентами. При его решении он опирается на данные двух специальных исследований 2000 и 2007 гг., направленных на выявление результатов усилий по реформированию российской судебной системы, а также влияния государства вообще и правоохранительных органов в частности на ведение бизнеса. Констатируется, что за прошедшие годы суды и система правоприменения в России улучшились. Однако проблемными по-прежнему остаются коррупция в системе правосудия и неоперативность в принятии решений, а также неравноправие государства и частных фирм при рассмотрении их споров в суде.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-06-2004
А.С. Головин Общественные науки и современность. 1996.  № 1. С. 28-34. 
Ставится проблема, как в обществе, привыкшем к госрегулированию мобилизационной экономики, по сути, к перманентной “чрезвычайной ситуации”, выработать системы регулирования социально-экономической жизни. Автор исходит из принципов теории рациональности экономических свобод и нахождения действенных пределов допустимого вмешательства государства в экономику. В основе его подхода лежит четырехфакторная модель распределения совокупного дохода от реализованной продукции экономического субъекта. Выделяются внешние (рыночные) и внутренние ограничители экономической деятельности государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-04-2006
Эдуард Николаевич Фетисов, Игорь Георгиевич Яковлев Социологические исследования. 1994.  № 2. С. 33-38. 
Исследования по программе НИР (1992–1993 гг.) позволили уточнить условия, способствующие как возрождению среди россиян духа инициативы и предпринимательства, так и максимальному раскрытию его социальных функций. Это – стабильная и последовательная государственная политика поддержки бизнеса: принятие соответствующей законодательной базы, установление разумной налоговой системы, формирование элементов рыночной инфраструктуры и т.д. Эти меры должны дополняться специальными механизмами стимулирования малого бизнеса – системой налоговых (кредитных) льгот для объектов, производящих наиболее нужные обществу товары и услуги.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-11-2006
Андрей Григорьевич Здравомыслов Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004.  № 6 (74). С. 42-51. 
Вопрос об ответственности элиты в целом и экономической элиты, в частности, тесно связан с оценкой реформ, с одной стороны, и с доверием к существующей политической власти — с другой. Большая часть населения исходит из того, что политика в России ориентируется прежде всего на экономические интересы богатых и что экономические группы влияния так или иначе оказывают наиболее существенное воздействие на процесс законодательства, на другие политически значимые решения президента и правительства.
ресурс содержит прикрепленный файл