Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Общественные науки и современность

Опубликовано на портале: 06-12-2003
Наталья Михайловна Плискевич Общественные науки и современность. 2001.  № 6. С. 51-60. 
В статье подводятся итоги дискуссии, проходившей на страницах журнала в течение 2001 года, по проблемам, поднятым группой ученых во главе с В.Найшулем (ОНС. 2000. № 6). Рассматриваются как высказанные в ходе обсуждения точки зрения, так и более широкий круг проблем, связанный с затронутой проблематикой. Выделяется тема соотношения российской культуры и идей рыночного либерализма, степени их органичности для процессов модернизации в России. Отмечается, что микроархетипы, которые хочет активизировать Найшуль средствами языка, и так присутствуют в нашей жизни, но проявляются в формах, обусловленных всей совокупностью наличных условий. Поэтому надо не искать в истории некие “чистые образцы”, а постараться понять, под воздействием каких факторов формы эти часто обретают уродливый характер. Важная тема дискуссии ­ соотношение личности, общества и государства. Рассматриваются позиции, высказанные в ходе дискуссии, также затрагивается тема общего и особенного в этой сфере у стран Запада и России. Отмечается, что Россия сегодня во многом похожа на молодую Европу вековой давности, и ее проблемы во многом схожи с теми, которые раньше решали европейские страны. Кроме того, подводятся итоги по таким проблемам дискуссии, как принцип историчности в социоэкономическом исследовании, проблема идейной консолидации общества, особенности отечественного индивидуализма, проблема понимания, возникающая при переводе смысла с языка одной культуры на язык другой и т. д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-11-2003
Алексей Васильевич Кива Общественные науки и современность. 2001.  № 4. С. 44-48. 
Критикуя концепцию группы В.Найшуля (ОНС. 2000. № 6), А Кива прежде всего не соглашается с утверждением, что западнохристианские общества более нацелены на индивидуальный успех и конкуренцию, чем восточнохристианские. Кроме того, критику вызывает сама постановка вопроса о превалировании значения микроархетипов в деле активизации рыночных реформ. С точки зрения автора, ведущую роль в этом процессе должно сыграть государство, его четкая политика. Этот тезис подкрепляется примерами становления рынка и демократии в Японии, Южной Корее, на Тайване, ходом реформирования китайской экономики. В противовес попыткам реанимировать архаичный язык для стимулирования реформ приводятся примеры реальных изменений в русском языке последнего десятилетия, отражающие жесткие и часто неприглядные факты деловой жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2004
Петр Николаевич Шихирев Общественные науки и современность. 1997.  № 6. С. 16-25. 
Автор исходит из того, что в принципе не может быть “чистой” этики и “чистой” экономики. Поэтому об этике бизнеса можно говорить как об этике реальных людей, включенных в экономический процесс добывания прибыли. Рассматриваются социокультурный и социально-психологический аспекты проблемы. Отмечаются универсальность нравственных принципов, а также их особое преломление в криминальных сообществах. Сопоставляется этика протестантов Запада и русских купцов-старообрядцев, анализируется история воспитания и самовоспитания бизнеса США, роль моральных стандартов в современном западном бизнесе. В деле становления этики бизнеса автор подчеркивает необходимость финансирования соответствующих учебных курсов, а также этического воспитания сотрудников фирм. Подчеркивается, что в России сегодня неумолимо пробивает себе дорогу процесс “принудительного морального воспитания”, растет роль деловой культуры предпринимателей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-12-2004
Общественные науки и современность. 1993.  № 4. С. 26-33. 
Продолжение обсуждения темы учеными Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (начало см. ОНС 1993, №3). Участники дискуссии рассматривают проблемы соприкосновения сложившейся в России деловой культуры и деловой культуры зарубежной. Выделяются черты последней, на которых делается особый акцент в учебных заведениях Запада, часто не воспринимаемые отечественными преподавателями и руководителями производств. Выделяются линии напряжения, возникающие при взаимодействии представителей двух деловых культур. Это разные подходы к изменчивости и стабильности, к ориентации на сегодняшний день и на перспективу, принципиальные отличия в отношении к лидерству, успеху, развитию. Отмечаются психологические аспекты взаимодействия отечественных управленцев и западных менеджеров. Делается вывод о необходимости воспитания в обществе активных перспективных меньшинств, способных продвигать реформы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-08-2004
Общественные науки и современность. 1994.  № 3. С. 167-176. 
Особенности российской деловой культуры рассматривает группа ученых Академии народного хозяйства при Правительстве РФ под руководством А.Пригожина, а также Ю.Давыдов, А.Чирикова (Институт философии РАН), Б.Сазонов (Институт системного анализа РАН). Участники обсуждения уточнили понятие деловая культура как включающее идеалы, ценности, конкретные акты поведения; особо выделено понятие “жизнеспособность” применительно к деловой культуре. Предложено при изучении темы различать исследовательские, субъективные и рефлективные категории. Отмечена важность изучения ценностей как культурного, надличностного феномена, ценности как этической действительности и действительность ментальных конструкций. Подчеркнуто, что нормы и ценности деловой культуры могут и не осознаваться их носителями. Поднята проблема вынужденных и принимаемых норм деловой культуры. Рассмотрена тема соотношения деловой культуры и деловой жизни в контексте изменений, произошедших в перестроечные и постперестроечные времена. Затронута тема положения лидера в управленческих командах, а также типа деловой культуры, который было бы желательно развивать. Окончание обсуждения см. ОНС, 1994, №4.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-08-2004
Общественные науки и современность. 1993.  № 3. С. 17-30. 
В “круглом столе” приняли участие сотрудники кафедры социологии и психологии управления Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Обсуждался комплекс понятий, входящих в общее определение “деловая культура”. Рассматривалась история развития отечественной деловой культуры в дореволюционное время, выделялись ее ключевые характеристики, показано разрушающее влияние на российскую деловую культуру, которое было нанесено в годы советской власти. Затронута тема имиджа современного российского предпринимателя и то, что связывается у нас с понятиями “цивилизованный рынок” и “успешный предприниматель”. Отмечалось, что отсутствие у наших бизнесменов ряда необходимых этических компонентов извращает саму суть рыночных отношений. Давались критерии понятия “цивилизованный предприниматель”. Рассматривалась ситуация управленческой некомпетентности. Окончание обсуждения см. ОНС. 1993, №4.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-02-2005
Общественные науки и современность. 1994.  № 4. С. 148-158. 
Продолжение обсуждения темы, начатого в предыдущем номере группой ученых, среди которых А.Пригожин, С.Матвеева, Б.Сазонов, А.Чирикова и др. Культура, в том числе и деловая, рассматривается как социальная память или прошлые состояния системы. В нашей деловой культуре сохраняются пласты, господствовавшей ранее крестьянской, сословной, уравнительной культуры. Подчеркивается роль отношений, которые можно назвать утилитаризмом. Отмечается, что для успеха модернизации важно использовать связку утилитаризма с либерализмом. Здесь участники дискуссии видят особые исследовательские проблемы. Ставятся проблемы соотношения поведенческих и профессиональных норм, особенно во внутрифирменных отношениях, неравномерностей процессов изменений в деловой культуре. В частности, фиксируется такая важная особенность современной российской деловой культуры, как кризис первого лица. Рассматриваются вопросы взаимовлияния различных деловых культур и пути изменения сложившейся в стране деловой культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-01-2005
Общественные науки и современность. 1991.  № 2. С. 155-166. 
Ученые – специалисты в сфере социально-экономических проблем культуры (С.Адасинский, М.Волынский, И.Дискин, С.Шишкин, Л.Якобсон) – обсуждают проблемы, обусловленные перспективой распространения на сферу культуры рыночных отношений. Рассматриваются вопросы коммерциализации культуры, создания разумного механизма адаптации культуры к рыночной среде. Особо выделяется тема массовой культуры. Подчеркивается, что проблема поддержки массовой культуры – это проблема создания условий для достижения социальной стабильности, что проблема массовой культуры – проблема национального согласия. Разделяются вопросы коммерциализации культуры и ее функционирования в рыночных условиях. Ставится проблема дифференциации видов культурной деятельности и на этой основе дифференциации моделей ее развития. Важно в ходе реформ перевести творчество художника из условий необходимости выживания в условия необходимости завоевания общественного интереса. Художественная ценность должна находить себе адекватную социальную оценку. При этом важно помнить, что наш менталитет по-прежнему остается нерыночным.
Опубликовано на портале: 13-12-2003
Григорий Абрамович Гольц Общественные науки и современность. 2000.  № 1. С. 23-35. 
Автор предпринимает попытку на базе изучения ряда важных социокультурных и технико-технологических процессов развития России за продолжительное время найти вид функций их взаимной синхронизации, понять место социальной психологии и вообще духовной культуры в системном единстве основных процессов в экономике. Отмечается, что ментальность народа может как способствовать, так и препятствовать экономическому развитию. Ставится вопрос, в каком соотношении с отдельными сторонами экономики находится статическое и динамическое разнообразие культуры; выясняются природа российского менталитета, универсальные и уникальные свойства российской культуры. Даются примеры математико-статистического расчета долговременного влияния культуры на экономику России. В частности, приводятся графики, свидетельствующие о противоположности тенденций изменения военных расходов и интенсивности исследований социально-экономической истории и статистики страны, о резком сокращении в советский период такого показателя, как интенсивность потока публикаций по социально-экономической истории и статистики, упавшего ниже значений ХУIII в.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-12-2003
Ирина Игоревна Шурыгина Общественные науки и современность. 2001.  № 5. С. 163-172. 
В статье предпринята попытка исследовать связку очевидно актуальных социальных вопросов России бедности бывших средних слоев, возможностей и ограничений в использовании их нематериальных ресурсов для возмещения потери и недостаточности ресурсов материальных. База исследования проведенные в 1997 году 26 интервью с женщинами, имевшими одного ребенка школьного возраста, в чьих семьях среднедушевой месячный доход был ниже прожиточного минимума. Исследуя жизненные стратегии в бедных семьях, автор отмечает редкость креативных стратегий и преобладание привыкания к бедности как к норме. Как деструктивные описаны стратегии, в основе которых отказ от наиболее ценного основания культурного капитала профессии. Ориентация лишь на уровень материальной обеспеченности не определяет успех. Рассматриваются также такие аспекты культурного капитала как система ценностей, преобразующаяся в семейный капитал через формирование в детях жизненных стратегий, направленных на приобретение хорошего образования. При этом в конкуренции нематериальных и материальных ресурсов побеждают последние, что определяет для выходцев из бедных культурных семей шанс учиться в непрестижных вузах нерыночным (невысокодоходным) специальностям, что в свою очередь способствует консервации семейной бедности. Представляют интерес ряд наблюдений автора о значимости взаимосвязей и взаимовлияний социальных и культурных ресурсов, в том числе различных наполнений последних в бедных интеллигентных семьях в перспективе преодоления бедности. В частности, характерен общий едва ли не для всех российских исследований маргинальных слоев вывод о том, что для того чтобы воспользоваться семейными культурными ресурсами и превратить их в капитал связей, нужно еще иметь волю к преодолению бедности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-02-2005
Борис Гурьевич Капустин Общественные науки и современность. 1994.  № 4. С. 32-41. 
Продолжение статьи, начатой в предыдущем номере. Выводы, содержащиеся в статье, - результат эмпирического исследования, проведенного фондом Общественное мнение. Изучалось отношение россиян к группе ценностей: свобода, равенство, толерантность, частная собственность, правовое государство, справедливость, прогресс, Автор для анализа выбрал отношение россиян лишь к двум ценностям – толерантности и частной собственности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-06-2004
Общественные науки и современность. 1998.  № 6. С. 51-63. 
Участники “круглого стола” – члены независимого теоретического семинара московских ученых “Социокультурная методология анализа российского общества”, организованного в мае 1996 г. На обсуждении представлен доклад Е.Ярковой (Бишкек), посвященный проблемам зарождения либеральных ценностей и постепенному отмиранию традиционализма. Рассматриваются разные аспекты многовекового философского дискурса, касающегося этой проблематики. Автор делает вывод о ключевой роли утилитаризма, прежде всего развитого утилитаризма, в движении общества к либеральным ценностям. С этих позиций рассматриваются сущностные социокультурные основания, характерные для русских и киргизов. Многие положения доклада поддержаны участниками обсуждения, среди которых А.Ахиезер, А.Давыдов, И.Кондаков, Р.Рывкина, И.Яковенко и др. В частности, говорилось о значении утилитаризма в “расколотом” обществе, о религиозно-нравственном потенциале развития группового утилитаризма в условиях рынка, о роли “вторжения” утилитарной морали в истории России и Киргизии, о многообразии существующих вокруг нас нравственных форм и сложнейшей проблеме их соотношения между собой и др.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2004
Александр Самойлович Ахиезер Общественные науки и современность. 1997.  № 6. С. 26-37. 
Автор рассматривает проблему способности человека не только противостоять опасностям сегодняшнего дня, но и наращивать потенциал противостояния будущим опасностям. Важнейшая из таких опасностей связана с усложнением общества, порождающем потоки инноваций, которые при неспособности людей их освоить способны дать толчок силам дезорганизации общества. Анализируются такие аспекты темы, как проблемы закрытости и открытости в обществе, нравственные идеалы как предпосылки противостояния катастрофам. Среди наиболее продуктивных нравственных идеалов нелиберальных обществ называется утилитаризм, особенно развитой утилитаризм. В России, по мнению автора, причина высокого уровня дезорганизации общества кроется в сфере развития личности, дефицита фиксированных в культуре программ адекватного поиска в изменяющихся условиях эффективных путей борьбы с ней. Эта причина проявляется и в недостаточной способности выделять, воспроизводить организованную элиту. В качестве важнейшего пути противостояния катастрофам предлагается совершенствование открытости общества. Отмечается важность развития диалога как всеобщей характеристики и содержания мышления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-07-2004
Владимир Исаакович Верховин Общественные науки и современность. 1997.  № 4. С. 175-184. 
Метод рациональной интерпретации значений и смыслов фольклора позволяет по-новому взглянуть на отношение русского крестьянства к природе и функции денег – наиболее абстрактному институту современной цивилизации, через который опосредуются наиболее общие, косвенные, отдаленные, не воспринимаемые чувственно последствия рыночных связей. Показано, что фольклорный пласт не только свидетельствует о рациональной основе наивного экономического мышления, присущего по преимуществу неграмотной и невежественной крестьянской среде, но и содержит достаточно четкий набор социальных технологий – ограничений и лимитов обыденного поведения людей с целью оптимальной реализации имеющихся у них наличных ресурсов и возможностей, включая финансовые.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2004
А.Г. Пригожин Общественные науки и современность. 2003.  № 5. С. 12-22. 
Автор исходит из того, что основная проблема любого общества ­ не в материальной бедности, а в бедности социальной, ибо именно вторая вызывает первую, а не наоборот. Один из факторов социальной бедности России ­ низкий уровень деловой культуры. Разумеется, изменение деловой культуры ­ дело длительное. Однако реально воздействовать на организационную культуру в рамках каждого предприятия или фирмы. И при накоплении определенной массы микроизменений открывается возможность воздействия на деловую культуру и в целом общую культуру. Характеризуются уровни организационной культуры и даются рекомендации по ее преобразованию.