Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 19-06-2006
Gundar J. King, J. Thad Barnowe, Светлана Петровна Баньковская Социологические исследования. 1995.  № 12. С. 82-92. 
Статья основана на результатах опроса 200 русскоязычных менеджеров из Риги (150 чел.) и Даугавпилса (50 чел.), проведенного в середине 1992 г. Ставилась цель обрисовать личностные профессиональные ценности, исповедуемые русскоязычными менеджерами в Латвии, определить взаимодополняющие (комплементарные) и противоречащие друг другу (противоположные) ценности в сравнении с менеджерами – этническими латышами или другими прибалтами, а также оценить перспективы изменений в их структуре ценностей. Выясняются основные ценностные ориентации, существенные и несущественные личностные ценности, проводится сравнительный анализ системы ценностей русскоязычных менеджеров с системами ценностей латышских, эстонских и литовских менеджеров, даются прогнозы относительно интеграции русскоязычного населения в латвийское общество.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-04-2006
Римма Павловна Шпакова Социологические исследования. 2005.  № 11. С. 129-137. 
В статье представлен сравнительный анализ первых научных работ двух знаменитых мыслителей-современников – выдающегося немецкого социолога Макса Вебера и будущего вождя революции в России Владимира Ленина. Оба в одно и то же время обращаются к изучению социальных проблем сельских районов своих государств: Вебер исследует положение восточных провинций Германии, Ленин - южные аграрные районы России. Вебер и Ленин опирались на научные разработки, обширный статистико-экономический материал, земельные карты, привлекали данные местных административных органов, проводили собственные расчеты. Вебер изложил результаты своих исследований (для которых он даже сам организовал и провел анкетные опросы) в труде «Положение сельскохозяйственных рабочих в восточноэльбской Германии» и в дополняющей этот труд серии докладов; Ленин – в работах «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни» (где аналитически использовал исследование В.Е. Постникова «Южно-русское крестьянское хозяйство») и «По поводу так называемого вопроса о рынках». Оба завершили и опубликовали свои работы в 1892-1893 гг. К результатам они пришли во многом очень похожим. В связи с вызванным рядом причин обеднением земледельческого и общинного крестьянства оба отмечают процесс пролетаризации сельскохозяйственных рабочих. И Вебер, и Ленин увидели в динамике сельскохозяйственного развития четкую тенденцию «к усилению и углублению капитализма» в аграрной области, противостоять которой невозможно. Ленин рассматривает капитализм как ту линию социально-экономического развития, которая для России стала «основным фоном хозяйственной жизни». Вебер же видит здесь не только движение по пути внедрения капиталистических отношений в сельскую жизнь, «но и связанное с ним стремление сельскохозяйственных рабочих к свободе как экономическому и личностному обособлению, к отделению от патриархальной организации “любой ценой, вплоть до перехода на положение безродного пролетария”»(с.134). Любопытно, что далее у Вебера начинают фигурировать выводы о «безличном господстве класса» и «власти капитала», которые, как отмечает автор статьи, не совсем вытекают из его предшествующих размышлений, и что Ленин здесь проявляет более четкую логику аргументации, выступая как объективный аналитик, а подобная терминология Вебера неоднозначно говорит о марксистском влиянии. Как бы там ни было, вскоре, как известно, взгляды Ленина на капитализм и его дальнейшую судьбу стали значительно радикальнее.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-02-2006
Мкртич Оганесович Мнацаканян Социологические исследования. 1998.  № 7. С. 33-43. 
Основной тезис автора: в веберовской концепции капитализма этос протестантизма – это регулятор всего жизненного уклада и поведения индивида, его образа мыслей и представлений. Происходящее на такой самобытной культурно-психологической базе усвоение утилитарных, «хозяйственных» идей (время – деньги, честность – полезна и пр.) обретает некую универсальную окраску. В этом и заключается ограниченность данной идеально-типической модели. Ибо исторический опыт учит, что успешное развитие капитализма в ряде азиатских стран происходит не путем восприятия ими норм протестантской этики, а на основе соответствующих ценностей собственной культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-01-2006
Наталья Николаевна Зарубина Социологические исследования. 1997.  № 4. С. 46-54. 
Господствующие в данный момент парадигмы модернизации рассматриваются в статье через их сопоставление как с веберовской традицией, так и с теоретическим наследием самого М. Вебера. Автор отмечает, что поиск незападных аналогов протестантской этики в настоящее время представляет собой не самостоятельное направление модернизации, но скорее составную часть исследования самобытных культур. Самобытные традиции, складывавшиеся на протяжении многовековой истории России, должны послужить основой и для формирования этики и культуры предпринимательства в обновляющейся российской экономике. В частности, примером подобной самобытности автор считает то, что в отличие от протестантской этики труд и предпринимательство воспринимались в русской культуре не как императив индивидуального долга, но как нравственная обязанность перед другими людьми, причем даже не перед семьей или общиной, а перед обществом в целом, перед соотечественниками.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-01-2005
В.Ю. Столбов, А. Пилиховский Социологические исследования. 2000.  № 1. С. 34-36. 
Исследование проводилось международной группой ученых из Болгарии, Польши и России в соответствии с проектом "Модели социального участия и социальная структура местных общин". Эмпирические данные были получены при сравнительном анализе форм индивидуального и коллективного поведения, типов общественного действия людей в сельских и малых городских сообществах Польши, России, Болгарии. Были обследованы 3 польских, 3 болгарских и 2 российских административно-территориальных поселения. Число респондентов составило 1616 человек. Основная гипотеза касалась оценки изменений в отношениях жителей различных территориальных единиц, измеряемых по размаху и интенсивности неформальных актов сотрудничества (взаимопомощи) в экономической сфере. Было выдвинуто предположение о сокращении взаимопомощи у жителей местных общин, включая неформальную экономическую помощь, монетаризации рыночных отношений. Поскольку формы добровольного сотрудничества выражают солидарность и укрепление социальных контактов внутри первичных структур, их разложение следует рассматривать как показатель постепенной индивидуализации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-10-2005
Max Weber Социологические исследования. 1992.  № 3. С. 130-134. 
Перевод фрагмента одноименной работы. Основная мысль публикуемого отрывка – после революционных событий 1905–1907 гг. правящей в России бюрократии будет невозможно начать старую игру на старый лад. Какими бы тяжелыми ни окажутся удары реакции, страна все-таки окончательно вступила на путь специфически европейского развития: мощная инфильтрация западных идей разрушает традиционный российский патриархальный и коммунистический консерватизм, убежден Вебер.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-06-2005
Мария Евгеньевна Липатова Социологические исследования. 2001.  № 12. С. 130-133. 
Автор рассматривает различные определения карьеры. За образец берется опыт карьерных продвижений в компаниях Японии и США – странах с разной культурой, образом жизни, ценностями и организацией производства. Рассматриваются принципы, определяющие должностные продвижения и замещения внутри организационной структуры американских и японских компаний.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-06-2004
Борис Николаевич Миронов Социологические исследования. 2001.  № 10. С. 99-108. 
Статья представляет собой экскурс в историю трудовой этики России конца XIX - начала XX веков (который может оказаться весьма полезным в современных спорах о разнообразии адаптационных стратегий современного российского общества). Методологический подход основан на представлениях о двух идеальных типах трудовой этики - потребительском, традиционном, или минималистском, и современном, буржуазном, или максималистском. Приводятся данные, характеризующие трудовую этику крестьян и рабочих - соотношение праздничных и рабочие дней, отношение к труду и трудовому соглашению. Это дает автору основание сделать вывод о господстве в то время традиционной трудовой этики, или этики праздности.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-04-2006
Max Weber
Перев.: Римма Павловна Шпакова (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2005.  № 11. С. 121-128. 
Формальным поводом к изучению Максом Вебером социальных проблем в восточных землях Германии явилось направленное ему Союзом социальной политики в 1890 г. предложение о проведении в этих районах исследования положения остэльбских сельскохозяйственных рабочих. Экономических кризис сильно ударил по их традиционному образу жизни, кроме того, их вытесняли менее требовательные в оплате труда и условиях жизни иммигранты (прежде всего поляки). Вебер делает темой специального анализа институт инстманов (Instmann), мелких безземельных крестьян, живущих с семьей и имевших свою собственность на земле помещика. Общая тенденция была такова, что патриархальный институт инстманов (а также прусских помещиков – юнкеров) увядал под натиском проникавшего в аграрный сектор капитализма. Однако Вебер видит здесь не только необратимое движение по пути внедрения капиталистических отношений в сельскую жизнь, но и связанные с ними изменения в психологии людей: стремление сельскохозяйственных рабочих к свободе как экономическому и личностному обособлению. По мнению Вебера, в стремлении к индивидуализации и свободе и заключается смысл аграрного вопроса в Германии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-06-2004
Олег Анатольевич Кармадонов Социологические исследования. 2001.  № 1. С. 66-72. 
Представлена оригинальная постановка и попытка эмпирической интерпретации такой острой проблемы социальных трансформаций России, как трансформации социального статуса групп в обществе. Автор предлагает рассмотреть эту проблему через понятия престижа и пафоса. Пафос есть своеобразная теодицея группы аутсайдера, оправдание ее реального положения в социальном континууме через объективные представления. Пафос - средство, используемое непрестижной группой для своего сохранения. Проблема локализуется в группах, утративших прежний престиж за годы радикальных перемен полностью или частично. Создание ими собственного пафоса - компенсация утраты экономической составляющей их былого престижа. Описаны результаты контент-анализа газеты Комсомольская правда за 1991, 1993, 1995, 1997 и 1999 гг. с применением транссимволического анализа (ТСА) и выделением доминирующей символической триады, а также некоторые результаты анкетных опросов.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 19-06-2006
Рашид Думаличевич Хунагов Социологические исследования. 1995.  № 7. С. 122-131. 
Статья представляет собой обзор работ (прежде всего, западных), так или иначе затрагивающих вопрос о рациональности организаций. Основной вопрос статьи – можно ли считать рациональными принципы организации современного общества и его организационных структур. Довольно подробно анализируется веберовская концепция бюрократии и ее критика. Рассматривается вопрос о том, можно ли применять веберовскую концепцию бюрократии к современным организациям. Обсуждается проблема конфликтов в организациях, способность организаций к инновациям, проблема противостояния чиновников и профессионалов и ряд других вопросов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-04-2006
Михаил Федорович Черныш Социологические исследования. 2004.  № 6. С. 16-25. 
Статья основана на данных комплексного исследования "Социальные иерархии и организационная культура на российских промышленных предприятиях", включавшего в себя 18 фокус-групп в разных целевых группах в 5 городах Сибири и Дальнего Востока, а также опрос населения на базе случайной выборки в 1800 респондентов в тех же населенных пунктах (2003 г., Институт социологии РАН). Автор анализирует распространенные в рабочей среде современные мифы: миф о счастливом советском прошлом, миф о деструктивной приватизации, миф о дивидендах, миф о Москве. Разность представлений рабочих и менеджерских групп обуславливается разностью значимых для каждой группы мифов. Так, для менеджеров актуальны мифы об универсальности законов управления, о плохих рабочих и об успехаха реформ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-02-2006
Исаак Моисеевич Модель, Бэлла Савельевна Модель Социологические исследования. 1997.  № 10. С. 10-15. 
В структуре профессиональной культуры авторы выделяют две стороны: праксиологическую и ментальную. Первая характеризует способ взаимодействия субъекта с орудиями и предметом труда, а также степень его готовности к конкретному виду деятельности. На этом уровне элементами профессиональной культуры выступают профессиональные знания, навыки и умения, в том числе стиль профессионального мышления. Вторая сторона представляет собой интегральную характеристику сознания и самосознания субъекта профессиональной культуры, нравственно-мировоззренческих и эстетических предпосылок деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-01-2005
Г А Родионова Социологические исследования. 1996.  № 3. С. 71-74. 
В ожесточенных спорах о частной собственности на землю полемизирующие стороны сплошь и рядом уходят от реального опыта российских предприятий, основанных на частной собственности. Земельная карта разыгрывается, чтобы набрать очки в предвыборной борьбе. В массовом сознании образ сельского предпринимателя тесно увязан с фигурой фермера-одиночки, да еще и без мотора. Между тем предприятия, использующие частную собственность на землю, могут иметь иную организационно-правовую форму, например, общество с ограниченной ответственностью или товарищество «на вере». На базе первых пяти хозяйств, реформированных по Нижегородской модели, образовались и действуют 17 товариществ. Они работают около полутора лет.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-12-2005
Владимир Исаакович Верховин Социологические исследования. 1998.  № 6. С. 82-88. 
Структура социального поведения, включая его экономический аспект, пронизана стереотипами, содержащими многофункциональную программу, в которой как бы присутствует спонтанный ответ на внешний вызов. Автор текста справедливо видит в фольклорном пласте русской культуры смысловые формулы, определявшие традиционные хозяйственные практики крестьянства. Наиболее характерные фольклорные выражения распределены по смысловым рубрикам (собственность, товарный обмен, спрос–предложение, деньги и т.п.) с целью увязывания их с соответствующими социальными действиями.
ресурс содержит прикрепленный файл