Социологические исследования
1970 1975 1976 1978 1979 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Выпуски:
Опубликовано на портале: 07-12-2004
Леонид Ефимович Душацкий
Социологические исследования.
1998.
№ 1.
С. 68-72.
На основе социологических данных автор рассматривает субъективные и объективные условия
предпринимательства, в частности, реакцию предпринимателей на неблагоприятные факторы
внешней среды и особенности их морально-правового поведения. Эмпирической базой исследования,
выполненного сотрудниками Института социологии РАН, явились данные опроса 315 мелких
и средних предпринимателей,
проведенного в 1995 г. в трех регионах страны: Владивостоке, Новосибирске и Калмыкии.
В статье дана типология социальных типов российских предпринимателей, разработанная
исследователями, которая позволяет дифференцировать предпринимателей на культурных
(цивилизованных) и «диких» (нецивилизованных). Она строится на трех взаимосвязанных
и дополняющих друг друга переменных: законопослушности, профессионализме и морально-этических
аспектах деятельности.


Опубликовано на портале: 10-02-2006
Мкртич Оганесович Мнацаканян
Социологические исследования.
1998.
№ 7.
С. 33-43.
Основной тезис автора: в веберовской концепции капитализма этос протестантизма – это регулятор всего жизненного уклада и поведения индивида, его образа мыслей и представлений. Происходящее на такой самобытной культурно-психологической базе усвоение утилитарных, «хозяйственных» идей (время – деньги, честность – полезна и пр.) обретает некую универсальную окраску. В этом и заключается ограниченность данной идеально-типической модели. Ибо исторический опыт учит, что успешное развитие капитализма в ряде азиатских стран происходит не путем восприятия ими норм протестантской этики, а на основе соответствующих ценностей собственной культуры.


Опубликовано на портале: 16-12-2005
Владимир Исаакович Верховин
Социологические исследования.
1998.
№ 6.
С. 82-88.
Структура социального поведения, включая его экономический аспект, пронизана стереотипами, содержащими многофункциональную программу, в которой как бы присутствует спонтанный ответ на внешний вызов. Автор текста справедливо видит в фольклорном пласте русской культуры смысловые формулы, определявшие традиционные хозяйственные практики крестьянства. Наиболее характерные фольклорные выражения распределены по смысловым рубрикам (собственность, товарный обмен, спрос–предложение, деньги и т.п.) с целью увязывания их с соответствующими социальными действиями.

