Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 107

Опубликовано на портале: 27-07-2005
Нина Григорьевна Шамшурина Социологические исследования. 1994.  № 8-9. С. 181-184. 
В тексте рассматриваются основные постулаты православной концепции труда и трудовой этики. Анализ текста «Поучения» Владимира Мономаха, «Домостроя», творений отцов Церкви и др. источников показывает, что православие как исконное христианство рассматривает хозяйственную деятельность в качестве одного из основных средств, необходимых для совершенствования человеческого существования, а труд – высшего мерила богоугодности человека. Эти установки сохраняют определенную актуальность и в наши дни.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-10-2004
Юрий Витальевич Веселов Социологические исследования. 1999.  № 1. С. 111-115. 
В статье описывается роль К. Поланьи в становлении экономической социологии, дана его биография, перечислены основные работы. Автор статьи анализируют два аспекта идей К. Поланьи: 1) социологическое определение хозяйства, 2) исследование соотношений экономики и общества в историческом генезисе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-10-2004
Валерий Васильевич Дубицкий Социологические исследования. 2004.  № 8. С. 117-122. 
Исследования научного наследия философа и социолога Карла Маннхейма (1893–1947) преимущественно обращены к работам по проблемам идеологии, утопического сознания, социологии знания. В статье рассмотрена малоизученная сторона его творчества – социологический анализ воспитательной деятельности, которому в его «Очерках социологии знания» посвящен отдельный раздел: «О природе экономических амбиций и значении этого феномена в социальном воспитании человека». К. Маннхейм прослеживает воздействие экономической системы на процессы развития личности, выявляет взаимосвязи между экономической жизнью, социальной структурой и духовно-личностной сферой. Изменение экономических основ жизни формирует новые представления о воспитании, однако смысл воспитательной деятельности остается прежним – целенаправленное формирование человека под воздействием социальных институтов. Экспансия экономической сферы в область формирования личности наряду с негативными эффектами, имеет и положительную сторону как фактор социальной интеграции. Экономическая интеграция учит людей подчиняться новой системе и исходить из обдуманного поведения, даже требований совести, что усиливает их «субъективную рациональность». Подчеркивается актуальность анализа в связи с российской действительностью: в центр внимания новой воспитательной практики должна быть поставлена проблема «нового человека» не с точки зрения утопического или идеологического сознания, но в аспекте расширяющегося универсума окружающей жизни, становления открытого информационного общества.
Опубликовано на портале: 10-07-2005
Владимир Александрович Ядов Социологические исследования. 1999.  № 1. С. 152-153. 
Рецензия на книгу: Алексеев А.Н. ДРАМАТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ (эксперимент социолога-рабочего). В 2-х кн. СПб.: СПб. филиал Ин-та социологии РАН, 1997.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-03-2006
Игорь Евгеньевич Москалев Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 156-157. 
Рецензируется книга: Хермекинг М. КУЛЬТУРЫ И ТЕХНИКА: ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРАНСФЕР КАК ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРОССКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ. НА ПРИМЕРЕ АРАБСКОГО, РУССКОЯЗЫЧНОГО И ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОГО РЕГИОНОВ. МЮНСТЕР; НЬЮ-ЙОРК; МЮНХЕН; БЕРЛИН: ВАКСМАНН, 2001. 238 с. (на нем. языке)
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-01-2006
Наталья Николаевна Могутнова Социологические исследования. 2005.  № 4. С. 130-136. 
Отмечается, что в отечественной литературе не сложилось четкого и однозначного определения значения понятия корпоративной культуры. Дается пояснение, что термин "корпоративный" происходит от латинского "corporatio" - объединение, сообщество. Автор, к сожалению, не уточняет, что он позднелатинский и в него входят слова: corpus – составляющая единое целое совокупность, и ratio – расчет, разум, мышление. Корпорация в исходном значении термина — это совокупность лиц, объединившихся для достижения какой-либо цели. Не случайно А. Файоль рассматривал укрепление и поддержание «корпоративного духа» как базовый принцип управления предприятием. С опорой на работы профессора В.В. Щербины проводится систематизация различных направлений, сформировавшихся в изучении организационной культуры. Автор выделяет среди них две большие группы – прагматический и феноменологический подходы «в соответствии с их общим отношением к роли культуры в изменении и развитии организаций и повышении эффективности их деятельности» (с. 131). Особенность прагматического подхода – ориентация на управление корпоративной культурой (это подразумевает, что ее формирование и изменение исходит от руководителей и создателей организации). При феноменологическом подходе корпоративная культура понимается как система ценностей и представлений, задающая рамки индивидуального поведения членов организации. Отмечается, что большинство исследований в настоящее время ведется в русле прагматического направления. Автор обосновывает ту точку зрения, что корпоративная и организационная культура представляют собой самостоятельные феномены и что эти понятия не следует отождествлять. Выделены функции корпоративной культуры и предложено авторское видение ее структуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-08-2003
Евгения Алексеевна Коршунова Экономическая социология. 2002.  Т. 3. № 1. С. 87-110. 
В работе выполнен историко-социологический анализ понятия «корпорация»: исследуется его происхождение, выделяются основные традиции его использования (традиция, идущая от Э.Дюркгейма, и «экономическая» традиция, подразделяющаяся на европейскую и японскую). Предпринимается попытка эмпирического исследования корпоративной солидарности в контексте современной России (case study завода в г. Нижний Новгород). Показывается, что современная российская корпорация сочетает в себе обе названные традиции. Корпорация в представлении индивидов обладает характеристикой целостности, надындивидуальности, выступая для индивидов как ориентир/референтная группа, членами которого они одновременно являются сами.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 29-01-2005
Общественные науки и современность. 1991.  № 2. С. 155-166. 
Ученые – специалисты в сфере социально-экономических проблем культуры (С.Адасинский, М.Волынский, И.Дискин, С.Шишкин, Л.Якобсон) – обсуждают проблемы, обусловленные перспективой распространения на сферу культуры рыночных отношений. Рассматриваются вопросы коммерциализации культуры, создания разумного механизма адаптации культуры к рыночной среде. Особо выделяется тема массовой культуры. Подчеркивается, что проблема поддержки массовой культуры – это проблема создания условий для достижения социальной стабильности, что проблема массовой культуры – проблема национального согласия. Разделяются вопросы коммерциализации культуры и ее функционирования в рыночных условиях. Ставится проблема дифференциации видов культурной деятельности и на этой основе дифференциации моделей ее развития. Важно в ходе реформ перевести творчество художника из условий необходимости выживания в условия необходимости завоевания общественного интереса. Художественная ценность должна находить себе адекватную социальную оценку. При этом важно помнить, что наш менталитет по-прежнему остается нерыночным.
Опубликовано на портале: 13-12-2003
Григорий Абрамович Гольц Общественные науки и современность. 2000.  № 1. С. 23-35. 
Автор предпринимает попытку на базе изучения ряда важных социокультурных и технико-технологических процессов развития России за продолжительное время найти вид функций их взаимной синхронизации, понять место социальной психологии и вообще духовной культуры в системном единстве основных процессов в экономике. Отмечается, что ментальность народа может как способствовать, так и препятствовать экономическому развитию. Ставится вопрос, в каком соотношении с отдельными сторонами экономики находится статическое и динамическое разнообразие культуры; выясняются природа российского менталитета, универсальные и уникальные свойства российской культуры. Даются примеры математико-статистического расчета долговременного влияния культуры на экономику России. В частности, приводятся графики, свидетельствующие о противоположности тенденций изменения военных расходов и интенсивности исследований социально-экономической истории и статистики страны, о резком сокращении в советский период такого показателя, как интенсивность потока публикаций по социально-экономической истории и статистики, упавшего ниже значений ХУIII в.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-06-2004
Олег Витальевич Кобяк Социологические исследования. 2001.  № 9. С. 51-55. 
Анализируется культура хозяйствования на предприятиях машиностроительной отрасли Республики Беларусь. Статья основана на материалах исследования методом кейс-стади советских и постсоветских белорусских предприятий, представляющих соответственно два культурных типа. Фиксируется структурное сближение функциональных полей двух культурных типов, ценностно-нормативная преемственность разноуровневых систем.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-12-2003
Ирина Игоревна Шурыгина Общественные науки и современность. 2001.  № 5. С. 163-172. 
В статье предпринята попытка исследовать связку очевидно актуальных социальных вопросов России бедности бывших средних слоев, возможностей и ограничений в использовании их нематериальных ресурсов для возмещения потери и недостаточности ресурсов материальных. База исследования проведенные в 1997 году 26 интервью с женщинами, имевшими одного ребенка школьного возраста, в чьих семьях среднедушевой месячный доход был ниже прожиточного минимума. Исследуя жизненные стратегии в бедных семьях, автор отмечает редкость креативных стратегий и преобладание привыкания к бедности как к норме. Как деструктивные описаны стратегии, в основе которых отказ от наиболее ценного основания культурного капитала профессии. Ориентация лишь на уровень материальной обеспеченности не определяет успех. Рассматриваются также такие аспекты культурного капитала как система ценностей, преобразующаяся в семейный капитал через формирование в детях жизненных стратегий, направленных на приобретение хорошего образования. При этом в конкуренции нематериальных и материальных ресурсов побеждают последние, что определяет для выходцев из бедных культурных семей шанс учиться в непрестижных вузах нерыночным (невысокодоходным) специальностям, что в свою очередь способствует консервации семейной бедности. Представляют интерес ряд наблюдений автора о значимости взаимосвязей и взаимовлияний социальных и культурных ресурсов, в том числе различных наполнений последних в бедных интеллигентных семьях в перспективе преодоления бедности. В частности, характерен общий едва ли не для всех российских исследований маргинальных слоев вывод о том, что для того чтобы воспользоваться семейными культурными ресурсами и превратить их в капитал связей, нужно еще иметь волю к преодолению бедности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-02-2005
Борис Гурьевич Капустин Общественные науки и современность. 1994.  № 4. С. 32-41. 
Продолжение статьи, начатой в предыдущем номере. Выводы, содержащиеся в статье, - результат эмпирического исследования, проведенного фондом Общественное мнение. Изучалось отношение россиян к группе ценностей: свобода, равенство, толерантность, частная собственность, правовое государство, справедливость, прогресс, Автор для анализа выбрал отношение россиян лишь к двум ценностям – толерантности и частной собственности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2006
Gundar J. King, J. Thad Barnowe, Светлана Петровна Баньковская Социологические исследования. 1995.  № 12. С. 82-92. 
Статья основана на результатах опроса 200 русскоязычных менеджеров из Риги (150 чел.) и Даугавпилса (50 чел.), проведенного в середине 1992 г. Ставилась цель обрисовать личностные профессиональные ценности, исповедуемые русскоязычными менеджерами в Латвии, определить взаимодополняющие (комплементарные) и противоречащие друг другу (противоположные) ценности в сравнении с менеджерами – этническими латышами или другими прибалтами, а также оценить перспективы изменений в их структуре ценностей. Выясняются основные ценностные ориентации, существенные и несущественные личностные ценности, проводится сравнительный анализ системы ценностей русскоязычных менеджеров с системами ценностей латышских, эстонских и литовских менеджеров, даются прогнозы относительно интеграции русскоязычного населения в латвийское общество.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Татьяна Борисовна Коваль Мир России. 2003.  Т. 12. № 2. С. 3-45. 
Допустима ли частная собственность с моральной точки зрения? Как воздействует она на личность и всегда ли богатство портит человека? Нужно ли экономике «человеческое измерение» и возможно ли привнести в нее нравственное начало? Кажется, все эти проблемы – наши, сегодняшние, злободневные. Но не вернулись ли мы на новом витке истории к вечным вопросам? Ведь их задавали и много веков назад. От того, какими были ответы, во многом зависело направление развития того или иного общества. Как христианство понимало проблему личности и собственности? В чем христианское видение проблемы совпадало с другими религиями, а в чем расходилось? Может ли опыт, накопленный предыдущими поколениями, помочь «очеловечить» нашу экономическую и хозяйственную жизнь? К этим вопросам привлекает внимание автор статьи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-04-2006
Римма Павловна Шпакова Социологические исследования. 2005.  № 11. С. 129-137. 
В статье представлен сравнительный анализ первых научных работ двух знаменитых мыслителей-современников – выдающегося немецкого социолога Макса Вебера и будущего вождя революции в России Владимира Ленина. Оба в одно и то же время обращаются к изучению социальных проблем сельских районов своих государств: Вебер исследует положение восточных провинций Германии, Ленин - южные аграрные районы России. Вебер и Ленин опирались на научные разработки, обширный статистико-экономический материал, земельные карты, привлекали данные местных административных органов, проводили собственные расчеты. Вебер изложил результаты своих исследований (для которых он даже сам организовал и провел анкетные опросы) в труде «Положение сельскохозяйственных рабочих в восточноэльбской Германии» и в дополняющей этот труд серии докладов; Ленин – в работах «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни» (где аналитически использовал исследование В.Е. Постникова «Южно-русское крестьянское хозяйство») и «По поводу так называемого вопроса о рынках». Оба завершили и опубликовали свои работы в 1892-1893 гг. К результатам они пришли во многом очень похожим. В связи с вызванным рядом причин обеднением земледельческого и общинного крестьянства оба отмечают процесс пролетаризации сельскохозяйственных рабочих. И Вебер, и Ленин увидели в динамике сельскохозяйственного развития четкую тенденцию «к усилению и углублению капитализма» в аграрной области, противостоять которой невозможно. Ленин рассматривает капитализм как ту линию социально-экономического развития, которая для России стала «основным фоном хозяйственной жизни». Вебер же видит здесь не только движение по пути внедрения капиталистических отношений в сельскую жизнь, «но и связанное с ним стремление сельскохозяйственных рабочих к свободе как экономическому и личностному обособлению, к отделению от патриархальной организации “любой ценой, вплоть до перехода на положение безродного пролетария”»(с.134). Любопытно, что далее у Вебера начинают фигурировать выводы о «безличном господстве класса» и «власти капитала», которые, как отмечает автор статьи, не совсем вытекают из его предшествующих размышлений, и что Ленин здесь проявляет более четкую логику аргументации, выступая как объективный аналитик, а подобная терминология Вебера неоднозначно говорит о марксистском влиянии. Как бы там ни было, вскоре, как известно, взгляды Ленина на капитализм и его дальнейшую судьбу стали значительно радикальнее.
ресурс содержит прикрепленный файл