Статьи
Всего статей в данном разделе : 107
Опубликовано на портале: 23-06-2004
Общественные науки и современность.
1998.
№ 6.
С. 51-63.
Участники “круглого стола” – члены независимого теоретического семинара московских ученых “Социокультурная методология анализа российского общества”, организованного в мае 1996 г. На обсуждении представлен доклад Е.Ярковой (Бишкек), посвященный проблемам зарождения либеральных ценностей и постепенному отмиранию традиционализма. Рассматриваются разные аспекты многовекового философского дискурса, касающегося этой проблематики. Автор делает вывод о ключевой роли утилитаризма, прежде всего развитого утилитаризма, в движении общества к либеральным ценностям. С этих позиций рассматриваются сущностные социокультурные основания, характерные для русских и киргизов. Многие положения доклада поддержаны участниками обсуждения, среди которых А.Ахиезер, А.Давыдов, И.Кондаков, Р.Рывкина, И.Яковенко и др. В частности, говорилось о значении утилитаризма в “расколотом” обществе, о религиозно-нравственном потенциале развития группового утилитаризма в условиях рынка, о роли “вторжения” утилитарной морали в истории России и Киргизии, о многообразии существующих вокруг нас нравственных форм и сложнейшей проблеме их соотношения между собой и др.


Опубликовано на портале: 10-02-2006
Мкртич Оганесович Мнацаканян
Социологические исследования.
1998.
№ 7.
С. 33-43.
Основной тезис автора: в веберовской концепции капитализма этос протестантизма – это регулятор всего жизненного уклада и поведения индивида, его образа мыслей и представлений. Происходящее на такой самобытной культурно-психологической базе усвоение утилитарных, «хозяйственных» идей (время – деньги, честность – полезна и пр.) обретает некую универсальную окраску. В этом и заключается ограниченность данной идеально-типической модели. Ибо исторический опыт учит, что успешное развитие капитализма в ряде азиатских стран происходит не путем восприятия ими норм протестантской этики, а на основе соответствующих ценностей собственной культуры.


Опубликовано на портале: 23-01-2006
Наталья Николаевна Зарубина
Социологические исследования.
1997.
№ 4.
С. 46-54.
Господствующие в данный момент парадигмы модернизации рассматриваются в статье через их сопоставление как с веберовской традицией, так и с теоретическим наследием самого М. Вебера. Автор отмечает, что поиск незападных аналогов протестантской этики в настоящее время представляет собой не самостоятельное направление модернизации, но скорее составную часть исследования самобытных культур. Самобытные традиции, складывавшиеся на протяжении многовековой истории России, должны послужить основой и для формирования этики и культуры предпринимательства в обновляющейся российской экономике. В частности, примером подобной самобытности автор считает то, что в отличие от протестантской этики труд и предпринимательство воспринимались в русской культуре не как императив индивидуального долга, но как нравственная обязанность перед другими людьми, причем даже не перед семьей или общиной, а перед обществом в целом, перед соотечественниками.


Опубликовано на портале: 01-11-2003
Евгений Григорьевич Ясин
Вопросы экономики.
2003.
№ 4.
С. 4-36.
Автор на примере нескольких групп стран (Западной и Восточной Европы, Латинской Америки,
Восточной Азии) рассматривает взаимосвязь характерных для них систем ценностей и
экономического развития. Отмечается, что наиболее серьезные сдвиги в системе ценностей
за последние 40 лет произошли в Испании. Главные факторы подобных сдвигов - либеральные
рыночные реформы и демократизация общественной жизни. Традиционные российские ценности
во многом отражают отношения архаичного общества с аграрно-феодальной экономикой
и иерархической структурой власти. Советская система ценностей во многом оказалась
похожей на традиционную. В современной России под влиянием реформ и изменений в образе
жизни структура ценностных ориентаций все больше сдвигается в сторону либеральных
и продуктивных ценностей. По мнению автора, для формирования продуктивной системы
российских ценностей необходимы: время, продолжение и завершение либеральных институциональных
реформ, последовательная демократизация общества, гуманизация власти, политики и
общественной жизни.

Опубликовано на портале: 24-06-2005
Ирина Марковна Попова
Социология: теория, методы, маркетинг.
2004.
No. 1.
P. 30-50.
The article presents sociological analysis of shadow practices in the post-soviet
space,
in Ukraine particularly. The analysis focuses on moral excuses and normative components
of shadow practices in the context of value-and-normative grounds of market activity.
There are discussed aspects of the shadow practice institutionalization and their
realization mechanisms.


Опубликовано на портале: 19-01-2005
В.Ю. Столбов, А. Пилиховский
Социологические исследования.
2000.
№ 1.
С. 34-36.
Исследование проводилось международной группой ученых из Болгарии, Польши и
России в соответствии с проектом "Модели социального участия и социальная структура
местных общин". Эмпирические данные были получены при сравнительном анализе форм
индивидуального и коллективного поведения, типов общественного действия людей в сельских
и малых городских сообществах Польши, России, Болгарии.
Были обследованы 3 польских, 3 болгарских и 2 российских административно-территориальных
поселения. Число респондентов составило 1616 человек. Основная гипотеза касалась
оценки изменений в отношениях жителей различных территориальных
единиц, измеряемых по размаху и интенсивности неформальных актов сотрудничества
(взаимопомощи) в экономической сфере. Было выдвинуто предположение о сокращении взаимопомощи
у жителей местных общин, включая неформальную экономическую
помощь, монетаризации рыночных отношений. Поскольку формы добровольного
сотрудничества выражают солидарность и укрепление социальных контактов внутри
первичных структур, их разложение следует рассматривать как показатель постепенной
индивидуализации.


Опубликовано на портале: 07-07-2004
Александр Самойлович Ахиезер
Общественные науки и современность.
1997.
№ 6.
С. 26-37.
Автор рассматривает проблему способности человека не только противостоять опасностям
сегодняшнего дня, но и наращивать потенциал противостояния будущим опасностям. Важнейшая
из таких опасностей связана с усложнением общества, порождающем потоки инноваций,
которые при неспособности людей их освоить способны дать толчок силам дезорганизации
общества. Анализируются такие аспекты темы, как проблемы закрытости и открытости
в обществе, нравственные идеалы как предпосылки противостояния катастрофам. Среди
наиболее продуктивных нравственных идеалов нелиберальных обществ называется утилитаризм,
особенно развитой утилитаризм. В России, по мнению автора, причина высокого уровня
дезорганизации общества кроется в сфере развития личности, дефицита фиксированных
в культуре программ адекватного поиска в изменяющихся условиях эффективных путей
борьбы с ней. Эта причина проявляется и в недостаточной способности выделять, воспроизводить
организованную элиту. В качестве важнейшего пути противостояния катастрофам предлагается
совершенствование открытости общества. Отмечается важность развития диалога как всеобщей
характеристики и содержания мышления.


О буржуазной демократии в России [статья]
Опубликовано на портале: 27-10-2005
Max Weber
Социологические исследования.
1992.
№ 3.
С. 130-134.
Перевод фрагмента одноименной работы. Основная мысль публикуемого отрывка – после революционных событий 1905–1907 гг. правящей в России бюрократии будет невозможно начать старую игру на старый лад. Какими бы тяжелыми ни окажутся удары реакции, страна все-таки окончательно вступила на путь специфически европейского развития: мощная инфильтрация западных идей разрушает традиционный российский патриархальный и коммунистический консерватизм, убежден Вебер.


Опубликовано на портале: 10-07-2004
Владимир Исаакович Верховин
Общественные науки и современность.
1997.
№ 4.
С. 175-184.
Метод рациональной интерпретации значений и смыслов фольклора позволяет по-новому взглянуть на отношение русского крестьянства к природе и функции денег – наиболее абстрактному институту современной цивилизации, через который опосредуются наиболее общие, косвенные, отдаленные, не воспринимаемые чувственно последствия рыночных связей. Показано, что фольклорный пласт не только свидетельствует о рациональной основе наивного экономического мышления, присущего по преимуществу неграмотной и невежественной крестьянской среде, но и содержит достаточно четкий набор социальных технологий – ограничений и лимитов обыденного поведения людей с целью оптимальной реализации имеющихся у них наличных ресурсов и возможностей, включая финансовые.


Опубликовано на портале: 21-04-2004
А.Г. Пригожин
Общественные науки и современность.
2003.
№ 5.
С. 12-22.
Автор исходит из того, что основная проблема любого общества не в материальной бедности, а в бедности социальной, ибо именно вторая вызывает первую, а не наоборот. Один из факторов социальной бедности России низкий уровень деловой культуры. Разумеется, изменение деловой культуры дело длительное. Однако реально воздействовать на организационную культуру в рамках каждого предприятия или фирмы. И при накоплении определенной массы микроизменений открывается возможность воздействия на деловую культуру и в целом общую культуру. Характеризуются уровни организационной культуры и даются рекомендации по ее преобразованию.

Опубликовано на портале: 12-06-2005
Мария Евгеньевна Липатова
Социологические исследования.
2001.
№ 12.
С. 130-133.
Автор рассматривает различные определения карьеры. За образец берется опыт карьерных продвижений в компаниях Японии и США – странах с разной культурой, образом жизни, ценностями и организацией производства. Рассматриваются принципы, определяющие должностные продвижения и замещения внутри организационной структуры американских и японских компаний.


Опубликовано на портале: 31-12-2010
Евгения Сергеевна Балабанова
Мир России.
2001.
Т. 10.
№ 3.
С. 67-77.
Рассматриваются исторические аспекты формирования российской экономической ментальности
и ее влияние на экономическое поведение граждан в современной России. Основной акцент
сделан на выяснении причин устойчивости коллективистских ценностей и норм поведения,
обусловивших перераспределительный характер развития российской экономической системы.
Особенности материально-технологическеой среды, хозяйственная этика русского православия,
сильное государство исторически сложившиеся формы организации общественной жизни
стали важнейшими факторами, обусловившими специфику ценностей и норм поведения россиян
в сфере жизнеобеспечения. Противоречие современного этапа развития России заключается
в том, что рассмотренные характеристики российской экономической ментальности больше
тяготеют к «восточному» типу, в то время как общей моделью институционального
развития России является Запад. Это обусловливает проблему конгруэнтности российских
и западных институтов, анклавный характер ростков либеральной экономической культуры
в современной России.


Опубликовано на портале: 31-12-2010
Юрий Валерьевич Латов, Наталия Валериевна Латова
Мир России.
2007.
Т. 16.
№ 4.
С. 43-72.
В последние годы все более активно обсуждается вопрос об особенностях российской
хозяйственной культуры. Устойчивым стереотипом стало мнение, что неудачи российских
реформ объясняются отличием российской ментальности от европейской. Отношение экономистов
к суждениям вроде «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…»
было и остается довольно сложным. С одной стороны, наукой давно признано, что ценности
и стереотипы национальной хозяйственной культуры как неформальные институты имеют
большое значение. С другой стороны, подлинная экономическая наука начинается там
и тогда, где и когда от качественных суждений (типа «американцы – индивидуалисты,
а русские – коллективисты») переходят к количественной обработке баз данных.
Лишь относительно недавно, с 1970-х годов, за рубежом начала развиваться этнометрия
– наука о количественном анализе особенностей национальных культур. Именно
использование этнометрических методов позволяет измерить «душу России»
и сделать научно обоснованный вывод о ее отличиях от «душ» других стран.
Авторы статьи провели несколько исследований, основанных на использовании наиболее
известной этнометрической методики, разработанной Гиртом Хофстедом. Результаты этих
исследований позволили сделать интересные выводы и об особенностях российской хозяйственной
ментальности в целом, и о ее влиянии на развитие в России теневой экономики, и о
специфике ментальности молодежи.


Опубликовано на портале: 22-11-2006
Ирина Перова
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.
2001.
№ 1 (51).
С. 39-42.
В рамках "Мониторинга социально-экономических
перемен в России", который проводится ВЦИОМ, регулярно задается серия вопросов, позволяющих выяснить,
что означает работа в жизни человека, в каких случаях
можно считать трудовую карьеру удачной. Впервые подобные вопросы об отношении к работе задавались еще в
1989 г. Цель данной статьи — выяснить, изменилось ли
более чем за десятилетие место работы в системе ценностей
человека, существует ли в настоящее время дифференциация в отношении к работе среди различных групп населения: работников, безработных, учащейся молодежи.


Опубликовано на портале: 17-06-2004
Борис Николаевич Миронов
Социологические исследования.
2001.
№ 10.
С. 99-108.
Статья представляет собой экскурс в историю трудовой этики России конца XIX - начала
XX веков (который
может оказаться весьма полезным в современных спорах о разнообразии адаптационных
стратегий современного российского общества). Методологический подход основан на
представлениях о двух идеальных типах трудовой этики - потребительском, традиционном,
или минималистском, и современном, буржуазном, или максималистском. Приводятся данные,
характеризующие трудовую этику крестьян и рабочих - соотношение праздничных и рабочие
дней, отношение
к труду и трудовому соглашению. Это дает автору основание сделать вывод о господстве
в то время традиционной трудовой этики, или этики праздности.


