Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 107

Опубликовано на портале: 23-06-2004
Общественные науки и современность. 1998.  № 6. С. 51-63. 
Участники “круглого стола” – члены независимого теоретического семинара московских ученых “Социокультурная методология анализа российского общества”, организованного в мае 1996 г. На обсуждении представлен доклад Е.Ярковой (Бишкек), посвященный проблемам зарождения либеральных ценностей и постепенному отмиранию традиционализма. Рассматриваются разные аспекты многовекового философского дискурса, касающегося этой проблематики. Автор делает вывод о ключевой роли утилитаризма, прежде всего развитого утилитаризма, в движении общества к либеральным ценностям. С этих позиций рассматриваются сущностные социокультурные основания, характерные для русских и киргизов. Многие положения доклада поддержаны участниками обсуждения, среди которых А.Ахиезер, А.Давыдов, И.Кондаков, Р.Рывкина, И.Яковенко и др. В частности, говорилось о значении утилитаризма в “расколотом” обществе, о религиозно-нравственном потенциале развития группового утилитаризма в условиях рынка, о роли “вторжения” утилитарной морали в истории России и Киргизии, о многообразии существующих вокруг нас нравственных форм и сложнейшей проблеме их соотношения между собой и др.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-02-2006
Мкртич Оганесович Мнацаканян Социологические исследования. 1998.  № 7. С. 33-43. 
Основной тезис автора: в веберовской концепции капитализма этос протестантизма – это регулятор всего жизненного уклада и поведения индивида, его образа мыслей и представлений. Происходящее на такой самобытной культурно-психологической базе усвоение утилитарных, «хозяйственных» идей (время – деньги, честность – полезна и пр.) обретает некую универсальную окраску. В этом и заключается ограниченность данной идеально-типической модели. Ибо исторический опыт учит, что успешное развитие капитализма в ряде азиатских стран происходит не путем восприятия ими норм протестантской этики, а на основе соответствующих ценностей собственной культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-01-2006
Наталья Николаевна Зарубина Социологические исследования. 1997.  № 4. С. 46-54. 
Господствующие в данный момент парадигмы модернизации рассматриваются в статье через их сопоставление как с веберовской традицией, так и с теоретическим наследием самого М. Вебера. Автор отмечает, что поиск незападных аналогов протестантской этики в настоящее время представляет собой не самостоятельное направление модернизации, но скорее составную часть исследования самобытных культур. Самобытные традиции, складывавшиеся на протяжении многовековой истории России, должны послужить основой и для формирования этики и культуры предпринимательства в обновляющейся российской экономике. В частности, примером подобной самобытности автор считает то, что в отличие от протестантской этики труд и предпринимательство воспринимались в русской культуре не как императив индивидуального долга, но как нравственная обязанность перед другими людьми, причем даже не перед семьей или общиной, а перед обществом в целом, перед соотечественниками.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-11-2003
Евгений Григорьевич Ясин Вопросы экономики. 2003.  № 4. С. 4-36. 
Автор на примере нескольких групп стран (Западной и Восточной Европы, Латинской Америки, Восточной Азии) рассматривает взаимосвязь характерных для них систем ценностей и экономического развития. Отмечается, что наиболее серьезные сдвиги в системе ценностей за последние 40 лет произошли в Испании. Главные факторы подобных сдвигов - либеральные рыночные реформы и демократизация общественной жизни. Традиционные российские ценности во многом отражают отношения архаичного общества с аграрно-феодальной экономикой и иерархической структурой власти. Советская система ценностей во многом оказалась похожей на традиционную. В современной России под влиянием реформ и изменений в образе жизни структура ценностных ориентаций все больше сдвигается в сторону либеральных и продуктивных ценностей. По мнению автора, для формирования продуктивной системы российских ценностей необходимы: время, продолжение и завершение либеральных институциональных реформ, последовательная демократизация общества, гуманизация власти, политики и общественной жизни.
Опубликовано на портале: 24-06-2005
Ирина Марковна Попова Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 1. P. 30-50. 
The article presents sociological analysis of shadow practices in the post-soviet space, in Ukraine particularly. The analysis focuses on moral excuses and normative components of shadow practices in the context of value-and-normative grounds of market activity. There are discussed aspects of the shadow practice institutionalization and their realization mechanisms.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-01-2005
В.Ю. Столбов, А. Пилиховский Социологические исследования. 2000.  № 1. С. 34-36. 
Исследование проводилось международной группой ученых из Болгарии, Польши и России в соответствии с проектом "Модели социального участия и социальная структура местных общин". Эмпирические данные были получены при сравнительном анализе форм индивидуального и коллективного поведения, типов общественного действия людей в сельских и малых городских сообществах Польши, России, Болгарии. Были обследованы 3 польских, 3 болгарских и 2 российских административно-территориальных поселения. Число респондентов составило 1616 человек. Основная гипотеза касалась оценки изменений в отношениях жителей различных территориальных единиц, измеряемых по размаху и интенсивности неформальных актов сотрудничества (взаимопомощи) в экономической сфере. Было выдвинуто предположение о сокращении взаимопомощи у жителей местных общин, включая неформальную экономическую помощь, монетаризации рыночных отношений. Поскольку формы добровольного сотрудничества выражают солидарность и укрепление социальных контактов внутри первичных структур, их разложение следует рассматривать как показатель постепенной индивидуализации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2004
Александр Самойлович Ахиезер Общественные науки и современность. 1997.  № 6. С. 26-37. 
Автор рассматривает проблему способности человека не только противостоять опасностям сегодняшнего дня, но и наращивать потенциал противостояния будущим опасностям. Важнейшая из таких опасностей связана с усложнением общества, порождающем потоки инноваций, которые при неспособности людей их освоить способны дать толчок силам дезорганизации общества. Анализируются такие аспекты темы, как проблемы закрытости и открытости в обществе, нравственные идеалы как предпосылки противостояния катастрофам. Среди наиболее продуктивных нравственных идеалов нелиберальных обществ называется утилитаризм, особенно развитой утилитаризм. В России, по мнению автора, причина высокого уровня дезорганизации общества кроется в сфере развития личности, дефицита фиксированных в культуре программ адекватного поиска в изменяющихся условиях эффективных путей борьбы с ней. Эта причина проявляется и в недостаточной способности выделять, воспроизводить организованную элиту. В качестве важнейшего пути противостояния катастрофам предлагается совершенствование открытости общества. Отмечается важность развития диалога как всеобщей характеристики и содержания мышления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-10-2005
Max Weber Социологические исследования. 1992.  № 3. С. 130-134. 
Перевод фрагмента одноименной работы. Основная мысль публикуемого отрывка – после революционных событий 1905–1907 гг. правящей в России бюрократии будет невозможно начать старую игру на старый лад. Какими бы тяжелыми ни окажутся удары реакции, страна все-таки окончательно вступила на путь специфически европейского развития: мощная инфильтрация западных идей разрушает традиционный российский патриархальный и коммунистический консерватизм, убежден Вебер.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-07-2004
Владимир Исаакович Верховин Общественные науки и современность. 1997.  № 4. С. 175-184. 
Метод рациональной интерпретации значений и смыслов фольклора позволяет по-новому взглянуть на отношение русского крестьянства к природе и функции денег – наиболее абстрактному институту современной цивилизации, через который опосредуются наиболее общие, косвенные, отдаленные, не воспринимаемые чувственно последствия рыночных связей. Показано, что фольклорный пласт не только свидетельствует о рациональной основе наивного экономического мышления, присущего по преимуществу неграмотной и невежественной крестьянской среде, но и содержит достаточно четкий набор социальных технологий – ограничений и лимитов обыденного поведения людей с целью оптимальной реализации имеющихся у них наличных ресурсов и возможностей, включая финансовые.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2004
А.Г. Пригожин Общественные науки и современность. 2003.  № 5. С. 12-22. 
Автор исходит из того, что основная проблема любого общества ­ не в материальной бедности, а в бедности социальной, ибо именно вторая вызывает первую, а не наоборот. Один из факторов социальной бедности России ­ низкий уровень деловой культуры. Разумеется, изменение деловой культуры ­ дело длительное. Однако реально воздействовать на организационную культуру в рамках каждого предприятия или фирмы. И при накоплении определенной массы микроизменений открывается возможность воздействия на деловую культуру и в целом общую культуру. Характеризуются уровни организационной культуры и даются рекомендации по ее преобразованию.
Опубликовано на портале: 12-06-2005
Мария Евгеньевна Липатова Социологические исследования. 2001.  № 12. С. 130-133. 
Автор рассматривает различные определения карьеры. За образец берется опыт карьерных продвижений в компаниях Японии и США – странах с разной культурой, образом жизни, ценностями и организацией производства. Рассматриваются принципы, определяющие должностные продвижения и замещения внутри организационной структуры американских и японских компаний.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Евгения Сергеевна Балабанова Мир России. 2001.  Т. 10. № 3. С. 67-77. 
Рассматриваются исторические аспекты формирования российской экономической ментальности и ее влияние на экономическое поведение граждан в современной России. Основной акцент сделан на выяснении причин устойчивости коллективистских ценностей и норм поведения, обусловивших перераспределительный характер развития российской экономической системы. Особенности материально-технологическеой среды, хозяйственная этика русского православия, сильное государство исторически сложившиеся формы организации общественной жизни стали важнейшими факторами, обусловившими специфику ценностей и норм поведения россиян в сфере жизнеобеспечения. Противоречие современного этапа развития России заключается в том, что рассмотренные характеристики российской экономической ментальности больше тяготеют к «восточному» типу, в то время как общей моделью институционального развития России является Запад. Это обусловливает проблему конгруэнтности российских и западных институтов, анклавный характер ростков либеральной экономической культуры в современной России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Юрий Валерьевич Латов, Наталия Валериевна Латова Мир России. 2007.  Т. 16. № 4. С. 43-72. 
В последние годы все более активно обсуждается вопрос об особенностях российской хозяйственной культуры. Устойчивым стереотипом стало мнение, что неудачи российских реформ объясняются отличием российской ментальности от европейской. Отношение экономистов к суждениям вроде «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…» было и остается довольно сложным. С одной стороны, наукой давно признано, что ценности и стереотипы национальной хозяйственной культуры как неформальные институты имеют большое значение. С другой стороны, подлинная экономическая наука начинается там и тогда, где и когда от качественных суждений (типа «американцы – индивидуалисты, а русские – коллективисты») переходят к количественной обработке баз данных. Лишь относительно недавно, с 1970-х годов, за рубежом начала развиваться этнометрия – наука о количественном анализе особенностей национальных культур. Именно использование этнометрических методов позволяет измерить «душу России» и сделать научно обоснованный вывод о ее отличиях от «душ» других стран. Авторы статьи провели несколько исследований, основанных на использовании наиболее известной этнометрической методики, разработанной Гиртом Хофстедом. Результаты этих исследований позволили сделать интересные выводы и об особенностях российской хозяйственной ментальности в целом, и о ее влиянии на развитие в России теневой экономики, и о специфике ментальности молодежи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-11-2006
Ирина Перова Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001.  № 1 (51). С. 39-42. 
В рамках "Мониторинга социально-экономических перемен в России", который проводится ВЦИОМ, регулярно задается серия вопросов, позволяющих выяснить, что означает работа в жизни человека, в каких случаях можно считать трудовую карьеру удачной. Впервые подобные вопросы об отношении к работе задавались еще в 1989 г. Цель данной статьи — выяснить, изменилось ли более чем за десятилетие место работы в системе ценностей человека, существует ли в настоящее время дифференциация в отношении к работе среди различных групп населения: работников, безработных, учащейся молодежи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-06-2004
Борис Николаевич Миронов Социологические исследования. 2001.  № 10. С. 99-108. 
Статья представляет собой экскурс в историю трудовой этики России конца XIX - начала XX веков (который может оказаться весьма полезным в современных спорах о разнообразии адаптационных стратегий современного российского общества). Методологический подход основан на представлениях о двух идеальных типах трудовой этики - потребительском, традиционном, или минималистском, и современном, буржуазном, или максималистском. Приводятся данные, характеризующие трудовую этику крестьян и рабочих - соотношение праздничных и рабочие дней, отношение к труду и трудовому соглашению. Это дает автору основание сделать вывод о господстве в то время традиционной трудовой этики, или этики праздности.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл