Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 107

Опубликовано на портале: 02-04-2006
Max Weber
Перев.: Римма Павловна Шпакова (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2005.  № 11. С. 121-128. 
Формальным поводом к изучению Максом Вебером социальных проблем в восточных землях Германии явилось направленное ему Союзом социальной политики в 1890 г. предложение о проведении в этих районах исследования положения остэльбских сельскохозяйственных рабочих. Экономических кризис сильно ударил по их традиционному образу жизни, кроме того, их вытесняли менее требовательные в оплате труда и условиях жизни иммигранты (прежде всего поляки). Вебер делает темой специального анализа институт инстманов (Instmann), мелких безземельных крестьян, живущих с семьей и имевших свою собственность на земле помещика. Общая тенденция была такова, что патриархальный институт инстманов (а также прусских помещиков – юнкеров) увядал под натиском проникавшего в аграрный сектор капитализма. Однако Вебер видит здесь не только необратимое движение по пути внедрения капиталистических отношений в сельскую жизнь, но и связанные с ними изменения в психологии людей: стремление сельскохозяйственных рабочих к свободе как экономическому и личностному обособлению. По мнению Вебера, в стремлении к индивидуализации и свободе и заключается смысл аграрного вопроса в Германии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-08-2003
Neil Fligstein
Ред.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 4. С. 28-55. 
"Новые институциональные" теории получили широкое распространение в социальных науках. Несмотря на существующие в рамках этих теорий значительные разногласия, все они сходятся на том, что социальные институты порождают локальные социальные порядки и являются социальными конструкциями. Они предусматривают, каким именно образом властные группы устанавливают правила взаимодействия и поддерживают ситуацию неравного распределения ресурсов. При этом, появившись на свет, институты ограничивают действия акторов и одновременно подталкивают их к дальнейшему институциональному строительству. В данной работе представлена критика этих теорий, сфокусированная прежде всего на недостатке внимания, которое они уделяют роли социальной власти и акторов в процессе создания институтов. Предлагается альтернативный взгляд на динамику институтов, основанный на более социологизированном понимании правил, ресурсов и социальных навыков.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 28-02-2006
Валентина Гавриловна Федотова, Ш. Кросс Общественные науки и современность. 2006.  № 2. С. 41-51. 
Вниманию читателя предлагается совместный доклад русского и американского профессоров на конференции “Православие и экономика” в Вене в марте 2005 г. Авторы поднимают вопрос о соотношении православия и экономики, однако в их статье не анализируется экономическая деятельности церкви. Их интересует, может ли церковь способствовать развитию цивилизованного капитализма в России, способствовать экономическому подъему на основе своего духовного влияния и символической поддержки адекватных форм развития.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Татьяна Борисовна Коваль Мир России. 2008.  Т. 17. № 1. С. 122-146. 
В современной России религиозная тема становится одной из наиболее актуальных. Достаточно упомянуть широко развернувшуюся в последнее время дискуссию о клерикализации общества, связанную с письмом академиков Президенту РФ. Действительно, присутствие Русской Православной Церкви во всех сферах жизни общества ощущается все сильнее. Это происходит на фоне увеличения доли россиян, считающих себя православными, из которых, впрочем, лишь незначительная часть является воцерковленными. В этой связи встает вопрос о влиянии учения Русской Православной Церкви (РПЦ) на умы и сердца верующих и о содержании этого учения. В данной статье мы предлагаем обратиться к одному из его аспектов, а именно связанному с этикой социально-экономических отношений, проблемой собственности и богатства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-04-2013
А.И. Федорец Диалог со временем. 2012.  № 41. С. 341-357. 

Опубликовано на портале: 21-06-2004
Олег Анатольевич Кармадонов Социологические исследования. 2001.  № 1. С. 66-72. 
Представлена оригинальная постановка и попытка эмпирической интерпретации такой острой проблемы социальных трансформаций России, как трансформации социального статуса групп в обществе. Автор предлагает рассмотреть эту проблему через понятия престижа и пафоса. Пафос есть своеобразная теодицея группы аутсайдера, оправдание ее реального положения в социальном континууме через объективные представления. Пафос - средство, используемое непрестижной группой для своего сохранения. Проблема локализуется в группах, утративших прежний престиж за годы радикальных перемен полностью или частично. Создание ими собственного пафоса - компенсация утраты экономической составляющей их былого престижа. Описаны результаты контент-анализа газеты Комсомольская правда за 1991, 1993, 1995, 1997 и 1999 гг. с применением транссимволического анализа (ТСА) и выделением доминирующей символической триады, а также некоторые результаты анкетных опросов.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 19-06-2006
Рашид Думаличевич Хунагов Социологические исследования. 1995.  № 7. С. 122-131. 
Статья представляет собой обзор работ (прежде всего, западных), так или иначе затрагивающих вопрос о рациональности организаций. Основной вопрос статьи – можно ли считать рациональными принципы организации современного общества и его организационных структур. Довольно подробно анализируется веберовская концепция бюрократии и ее критика. Рассматривается вопрос о том, можно ли применять веберовскую концепцию бюрократии к современным организациям. Обсуждается проблема конфликтов в организациях, способность организаций к инновациям, проблема противостояния чиновников и профессионалов и ряд других вопросов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-04-2006
Михаил Федорович Черныш Социологические исследования. 2004.  № 6. С. 16-25. 
Статья основана на данных комплексного исследования "Социальные иерархии и организационная культура на российских промышленных предприятиях", включавшего в себя 18 фокус-групп в разных целевых группах в 5 городах Сибири и Дальнего Востока, а также опрос населения на базе случайной выборки в 1800 респондентов в тех же населенных пунктах (2003 г., Институт социологии РАН). Автор анализирует распространенные в рабочей среде современные мифы: миф о счастливом советском прошлом, миф о деструктивной приватизации, миф о дивидендах, миф о Москве. Разность представлений рабочих и менеджерских групп обуславливается разностью значимых для каждой группы мифов. Так, для менеджеров актуальны мифы об универсальности законов управления, о плохих рабочих и об успехаха реформ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-02-2006
Исаак Моисеевич Модель, Бэлла Савельевна Модель Социологические исследования. 1997.  № 10. С. 10-15. 
В структуре профессиональной культуры авторы выделяют две стороны: праксиологическую и ментальную. Первая характеризует способ взаимодействия субъекта с орудиями и предметом труда, а также степень его готовности к конкретному виду деятельности. На этом уровне элементами профессиональной культуры выступают профессиональные знания, навыки и умения, в том числе стиль профессионального мышления. Вторая сторона представляет собой интегральную характеристику сознания и самосознания субъекта профессиональной культуры, нравственно-мировоззренческих и эстетических предпосылок деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-04-2003
Malene Gram, Hanne Niss Рубеж (альманах социальных исследований). 1999.  № 13-14. С. 126-141. 
Рассматривается культурно-содержательный аспект рекламы продуктов для детей в трех европейских странах: Дании, Германии и Великобритании. С целью выявления основных культурных ценностей, к которым апеллирует реклама игрушек и детской еды, был проведен контент-анализ 210 рекламных объявлений в журналах - по 70 в каждой страны. Результаты показали, что реклама разных сстран апеллирует к разным ценностям. Особенно велики различия в том, как представлена связь между рекламируемым продуктом и его способностью стимулировать обучение ребенка, развивать его творческий и интеллектуальный потенциал. Другое различие - представление честолюбия как положительного качества, которое следует поощрять в ребенке. Возможный вывод состоит в том, что родители в этих трех странах представляют собой сегмент потребителей, подход к которому у международных рекламодателей игрушек и пищи должен быть различным вследствие национальных различий в культурных ценностях и идеалах, касающихся воспитания детей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-06-2004
Laurent Thévenot
Перев.: Т. Бокова, Антон Николаевич Олейник (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 1. С. 88-122. 
Если социологи традиционно объясняют поведение людей, исходя из понятия «социальной нормы», то экономисты опираются главным образом на принцип экономической «рациональности»: социальные нормы, которым следуют социальные акторы, обеспечивают существование социального порядка, рациональность акторов, руководствующихся принципом рационального выбора, обеспечивает равновесие рынка. Автор статьи пытается выйти за пределы этой традиционной методологической дилеммы, предлагая в конкретных исследованиях переходить от уровня абстрактных и общих схем на уровень практики и рассматривать при анализе той или иной ситуации социального взаимодействия повседневные навыки, которые акторы используют для оценки происходящего, развития собственных стратегий действия и разрешения проблемных ситуаций.Статья представляет собой перевод работы: Thévenot L., Rationalité ou normes sociales: une opposition dépassée?, in Gérard-Varet L.-A., Passeron J.-C. (dir.), Le modèle et l’enquête. Les usages du principe de rationalité dans les sciences sociales, Paris, ed. de l’EHESS, 1995.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 06-01-2005
Г А Родионова Социологические исследования. 1996.  № 3. С. 71-74. 
В ожесточенных спорах о частной собственности на землю полемизирующие стороны сплошь и рядом уходят от реального опыта российских предприятий, основанных на частной собственности. Земельная карта разыгрывается, чтобы набрать очки в предвыборной борьбе. В массовом сознании образ сельского предпринимателя тесно увязан с фигурой фермера-одиночки, да еще и без мотора. Между тем предприятия, использующие частную собственность на землю, могут иметь иную организационно-правовую форму, например, общество с ограниченной ответственностью или товарищество «на вере». На базе первых пяти хозяйств, реформированных по Нижегородской модели, образовались и действуют 17 товариществ. Они работают около полутора лет.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-11-2006
Елена Николаевна Данилова, Марина Иосифовна Тарарухина Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003.  № 3 (65). С. 53-64. 
В условиях рыночных реформ и реструктуризации экономики на российских предприятиях меняется система менеджмента и трудовых отношений. Для определения наиболее эффективной модели менеджмента и трудовых отношений необходимо, по крайней мере, понимать содержание и специфику национальной культуры, ее влияние на культуру организации, а также то, в чем оно может выражаться и как учитывать его на практике. Возникает ряд связанных с этим вопросов: Что надо знать о национальной культуре, чтобы предопределить ее влияние на культуру организации, и можно ли "сращивать" элементы разных национальных культур в рамках одной организации? Можно ли и как определить наиболее органичную для России модель организации и управления? Предположительно, для России будет органична модель тех стран, чьи культурные характеристики окажутся наиболее близкими. Причем межстрановые сопоставления необходимо проводить не по одному параметру, а в их взаимосвязи, в комплексе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-03-2009
Лидия Александровна Окольская Человек. 2006.  № 4. С. 16–30. 
В статье содержится анализ традиционных трудовых ценностей в России и их постепенное изменение в ходе модернизации общества в досоветский период и в первой половине XX века
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-11-2003
Наталия Валериевна Латова, Юрий Валерьевич Латов Общественные науки и современность. 2001.  № 4. С. 31-43. 
Обсуждается хозяйственная культура России. Сравнительный анализ результатов социометрических исследований национальной экономической ментальности Г. Хофстеда, З. В. Сикевич, А. Наумова и проекта GLOBE (Исследовательская программа по изучению глобального лидерства и эффективности организационного поведения), проведенный авторами, свидетельствует о рыночной предрасположенности России. Рассмотрение разработанных Хофстедом показателей индивидуализма (IDV), дистанции по отношению к власти (PDI) и степени избегания неопределенности (UAI) способствует выявлению ряда специфических особенностей хозяйственного поведения русских работников. Установление корреляции между указанными показателями (IDV-PDI, UAI-IDV, UAI-PDI) и конструирование карт их вариативности применительно к различным национальным культурам позволяют сделать вывод о том, что ценностные предпочтения россиян довольно далеки от ментальности европейцев, но близки к ценностным предпочтениям людей из стран Азии и Латинской Америки. Хозяйственная культура россиян благоприятствует освоению ими рыночного хозяйства, но не в классической, западной, а в периферийной, восточной модификации.
ресурс содержит прикрепленный файл