Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 107

Опубликовано на портале: 26-11-2008
Марина Андриановна Шабанова Общественные науки и современность. 2008.  № 6. С. 11-26. 
В статье излагаются выводы исследования автора о представлениях молодых бизнесменов о взаимоотношениях со своими деловыми партнерами и с обществом (о взаимодействии бизнеса и власти см. «ОНС» 2008, 3 5). Рассматриваются сдвиги, характерные для молодых бизнесменов 2000-х гг. во взаимодействиях «бизнес – бизнес». В частности, анализируются изменения в уровне профессионализма бизнесменов, качества конкурентной среды, доступности деловых сетей, уровня доверия и т.п. Выделяются отдельные факторы успешности фирм в 2000-х гг. Исследуются проблемы социальной активности и социальной ответственности нового поколения деловых людей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-11-2003
Овсей Ирмович Шкаратан Общественные науки и современность. 2003.  № 1. С. 30-54. 
Автор ставит вопрос, каким образом особенности национальной культуры труда и управления оказывают влияние на развитие новой информационной экономики, способен ли российский трудовой потенциал к ее восприятию. Чтобы ответить на него прежде всего анализируются исторические факторы складывания трудовой и управленческой культуры, затем рассматриваются данные социологических и социально-психологических исследований отечественных и зарубежных работников. Приводятся данные исследования по программе “Труд и быт русского рабочего” 1987­1990 гг., проведенного в ряде городов СССР, а также экспертного опроса управленцев высокого ранга 1990­1991 гг. Результат анализа свидетельствует, что русским работникам, прежде всего занятым на предприятиях ВПК, присущи качества, свидетельствующие об их готовности к работе в новых экономических и технологических условиях, они обладают явными мобилизационными чертами. В то же время наша управленческая культура, сформировавшаяся в условиях индустриально-конвейерного производства отстает от требований “прорывной” модернизации экономики, до сих пор отсутствует национальная модель менеджмента. Обосновывается необходимость разработки российских моделей менеджмента.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Овсей Ирмович Шкаратан, Владимир Владимирович Карачаровский Мир России. 2002.  Т. 11. № 1. С. 3-56. 
Работа состоит из трёх частей. В первой рассматривается вопрос о перспективном типе человеческих ресурсов в условиях глобальной (информационной) экономики. Во второй - литературные источники, содержащие концептуальные подходы и фактические данные о тех особенностях цивилизационного развития, которые контекстуально помогают понять национальную специфику русской трудовой и управленческой культуры. В третьей - данные о качестве человеческих ресурсов современной России и методы проводившихся исследований.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-08-2003
Mitchell Abolafia
Ред.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2003.  Т. 4. № 2. С. 63-72. 
Подход к рынкам как культурам предполагает три области исследований: конститутивных правил и ролей, локальной рациональности, а также динамики власти и изменений. В работе последовательно рассматривается каждая из этих областей. Затем анализируются методологические вопросы, связанные с изучением рынков как культур при помощи этнографического метода. Все изложение автор иллюстрирует примерами из своих собственных этнографических исследований фондовой биржи, рынков облигаций и фьючерсных рынков на Уолл-стрит.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 05-08-2003
Neil Fligstein
Ред.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2003.  Т. 4. № 1. С. 45-63. 
Автор выдвигает концептуальное предположение о том, что социальные институты включают в себя и рынки. Используя метафору "рынки как политика", он рассматривает социологическую модель действия, согласно которой участники рынка стремятся к созданию стабильных миров и решению проблемы конкуренции социальными средствами. Анализируется тесная связь между рынком и государством. На основе этих рассуждений выстраиваются гипотезы относительно того, как осуществляется политика на рынках на разных этапах их развития: формирования, стабильного состояния и трансформации. Утверждается, что на этапе формирования рынков, когда акторы в фирмах еще только пытаются выстроить статусную иерархию, укрепляющую несостязательные формы конкуренции, политическое действие напоминает социальные движения. В условиях стабильных рынков фирмы, обладающие большей властью, защищают свои позиции от претендентов на эту власть. А в периоды рыночной трансформации такие "захватчики" могут провоцировать создание более изменчивой ситуации на рынке, подобной той, которая возникает под воздействием "социальных движений".
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 30-08-2004
Наталия Андреевна Макашева Общественные науки и современность. 1994.  № 3. С. 27-36. 
Взгляды С.Булгакова рассматриваются в статье по двум взаимосвязанным позициям: практическая ориентированность политэкономии и ее нравственная обусловленность; моральное оправдание хозяйственной деятельности и богатства как ее результата с точки зрения христианства. Автор раскрывает позицию Булгакова, для которого политическая экономия представляет собой прежде всего прикладную этику, точнее – этику хозяйственной жизни, рассматривает его размышления, касающиеся нравственного оправдания богатства, критики экономизма и индивидуализма. Формулируется булгаковское положение о христианской политэкономии как политэкономии активного действия. Автор подчеркивает актуальность рассуждений мыслителя для современной ситуации в российской экономике.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-08-2003
Viviana Zelizer
Ред.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2002.  Т. 3. № 4. С. 58-72. 
В предлагаемом фрагменте автор рассматривает фундаментальные трансформации, произошедшие в процессе обозначения денег в США в период с 1870-х по 1930-е гг. Для исследования и объяснения моделей вариаций в условиях и способах разграничения денег выбраны четыре типа социальной среды: домашнее хозяйство, подарки, преподносимые родственниками и друзьями, институциональные деньги и моральные деньги.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 20-11-2004
Игорь Анатольевич Голосенко Журнал социологии и социальной антропологии. 2000.  Т. 3. № 3. С. 129-141. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-08-2003
Nicole Woolsey Biggart
Ред.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 5. С. 49-58. 
В данной работе делается попытку опровергнуть неоклассическую посылку о том, что все рынки должны быть похожими друг на друга, а отличия между ними свидетельствуют об их несовершенстве. Вместо того, чтобы говорить о "модели" рынка, принятой в экономической теории, предлагается альтернативный взгляд на рынки и рыночное действие, основывающийся на четырех исходных посылках. Автор утверждает, что эта точка зрения подтверждается результатами наблюдений, а выстроенная на ее основе политика оказывается более верной.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 12-01-2007
Андрей Вячеславович Шевчук SPERO. 2005.  № 2. С. 17-26. 
В статье рассматриваются модели корпоративного управления и те возможности, которые они предоставляют с точки зрения реализации принципов социальной ответственности и производственной демократии. Основное внимание сосредоточено на сфере трудовых отношений. Англо-саксонская модель корпоративного управления оставляет вопросы социальной отвественности в поле доброй воли и инициативы руководства. Тогда как в странах континентальной Европы и Японии социальная отвественность встроена в саму модель управления. Как примеры институционализации социальной отвественности рассматриваются система соправления в Германии (через правовой механизм) и японский корпоративизм (через культурные традиции).
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 03-06-2005
Илья Мельник Персонал Микс. 2004.  № 1 (20).
Хотя понятие субкультуры гораздо менее известно руководителям, чем понятие организационной культуры, трудно найти компанию, корпоративная культура которой была бы монолитна. Фактически большинство менеджеров в повседневной практике управления сталкиваются именно с субкультурами — теми или иными разновидностями доминирующей культуры организации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-12-2004
Ярослав Иванович Кузьминов Общественные науки и современность. 1993.  № 5. С. 13-23. 
Анализируются процессы, складывающиеся в теоретической экономической культуре России начала 90-х гг., которые можно определить как кризис научного сообщества. Отмечается, что на рубеже 80-х – 90-х гг. наше научное сообщество находилось фактически на дотеоретическом уровне зарождения экономического анализа. Показано, в чем проявляется кризис академического сообщества, формулируются институциональные проблемы, стоящие перед экономической наукой. Предлагаются пути выхода из тупика, связанные с программой, преследующей, во-первых, интеграцию отечественной науки в мировое научное сообщество, во-вторых, создание условий для формирования качественно нового академического сообщества, открытого мировому и оснащенного конкурентной системой, вознаграждающей качество исследований. Предлагаются меры по повышению качества отечественной экономической культуры, говорится об изменениях, в которых нуждается система экономического образования.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2004
А.Ю. Курылев Общественные науки и современность. 1998.  № 5. С. 137-146. 
В тексте изучается трудовая мораль россиян, в середине 1990-х гг. добровольно вернувшихся на родину после длительного пребывания в странах с развитыми капиталистическими отношениями (США, Германия, Финляндия и др.). Исследование, опирающееся на методику «фоновых практик» (набор принятых в определенной культуре способов организации совместной деятельности), показывает, что основы трудовой этики и организационных навыков, привезенных реиммигрантами, составляют активно процессуальные категории: методичность, трудолюбие, деловая и коммерческая чистота, самоконструирование. Они контрастируют со стереотипными пассивно-гедонистическими ценностями работающего населения России (интересная работа, хороший коллектив, большой отпуск), поэтому прогнозируются конфликтные ситуации между реиммигрантами и их коллегами по работе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-08-2004
Владимир Самуилович Магун Вопросы экономики. 1996.  № 1. С. 47-62. 
Автор рассматривает трудовые ценности и социально-нормативные представления российского населения в советский и пост советский период, отмечая, что в обществе всегда формировались цели и мотивы, которым трудовая деятельность должна следовать, ради которых она должна осуществляться. В статье использованы результаты Всемирного исследования ценностей, осуществленного в нескольких десятках стран мира в 1990-1991 гг. Почти во всех странах работа по значимости стоит на втором месте после семьи. В России, по результатам исследования, лидирует ценность высокого заработка, которая статистически значимо опережает по частоте упоминаний все остальные аспекты работы, в том числе ценности интересной работы и хороших товарищей. Труд большинством россиян рассматривается как деятельность, основная цель которой – удовлетворение потребительских нужд самого работника и его семьи. Наибольшая распространенность высокого заработка как ценности труда является общей для России и большинства других обследованных стран.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-08-2003
Элла Львовна Панеях Экономическая социология. 2002.  Т. 2. № 4. С. 56-68. 
Cтатья представляет собой попытку применить институциональную теорию Д. Норта к описанию практик, сложившихся в российской экономике вокруг соблюдения экономического законодательства субъектами рынка. В центре внимания находится проблема следования формальному правилу и сопряженные с этим трансакционные издержки. В качестве эмпирического материала здесь и далее используются интервью с 60 мелкими предпринимателями и самозанятыми в Хабаровске, Новосибирске и Петербурге, в том числе, работающими исключительно в сфере неформальной экономики (1999-2001 гг.), а также материалы 100 интервью у предпринимателей, самозанятых и бухгалтеров в Москве, Петербурге, Хабаровске, Новосибирске в 2000- 2001 гг.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию