Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 107

Опубликовано на портале: 23-01-2008
Ефим Сергеевич Фидря Экономическая социология. 2007.  Т. 8. № 5. С. 74-93. 
Статья посвящена анализу ценностно-нормативного комплекса в культуре малого предпринимательства. Анализ проводится на основе эмпирического исследования двух локальных рынков: компьютеров и оргтехники, а также рынка автозапчастей.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 07-08-2004
Александр Самойлович Ахиезер Общественные науки и современность. 1994.  № 1. С. 17-27. 
Возможность проведения реформ автор рассматривает сквозь призму возможностей укоренения соответствующих ценностей, возникновения и распространения определенных инноваций и их устойчивого закрепления. С этих позиций исследуется, почему в России большие и малые реформы, как правило, оканчиваются неудачей. Выдвигается проблема ценностногообоснования реформ, выявление таких позитивных инноваций, которые носили бы для значимых групп характер позитивных ценностей и не вызывали бы обратной консервативной реакции. Исходя из этого формулируются 16 требований к реформе, ибо важная задача реформаторов – не спровоцировать контрреформу, не вызвать усиления социокультурных противоречий, столкновения ценностей, чреватого дезорганизацией общества. Ставится вопрос о мере, в которой общество социокультурно готово принять инновации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-07-2004
Рубен Грантович Апресян Общественные науки и современность. 1993.  № 2. С. 19-29. 
Автор рассматривает проблемы социально-этической ответственности бизнеса, характеризует деловую этику как особую область прикладных исследований. Рассматривается деятельность предпринимателей в условиях рынка и отмечается необходимость государственно-правовых регуляторов, направленных на защиту и поддержание природной и культурной среды. Исследуется специфика предпринимательства как рода деятельности с выделением таких моментов, как созидательность, независимость, взаимополезность. Вывод автора: предпринимательство – это и социальный феномен, и личностный тип, и своего рода философия, предполагающие необходимость особой этики бизнеса.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-07-2004
Общественные науки и современность. 1993.  № 1. С. 22-33. 
Проблемы начала реформ обсуждают сотрудники Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Е.Авраамова, И.Дискин, Е.Турунцев. Реформа рассматривается прежде всего как социокультурный процесс адаптации людей к новым условиям. Проблема видится в том, что происходит попытка воздействия экономическими методами на неэкономическую среду. В этой связи проводится различие между экономикой и хозяйственной деятельностью, рассматриваются специфические черты, свойственные советскому народному хозяйству. Дискутируется проблема пригодности для России стандартных методов реформирования, применяемых в других странах с помощью экспертов МВФ, а также о критической массе прореформаторски настроенного населения, позволяющей продолжать преобразования. Приводятся данные исследования участников обсуждения, согласно которым ценностные, социально-психологические обстоятельства воздействуют на людей гораздо больше, чем материальные. Авторы считают, что российское общество в принципе готово к реформам, но их успех будет зависеть от того, в какой мере реальная реформаторская деятельность будет учитывать социокультурный контекст. Элита должна задуматься о необходимости идеологического каркаса, способного держать всю систему ценностей в обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-07-2006
Иосиф Евгеньевич Дискин Общественные науки и современность. 1991.  № 3. С. 26-28. 
Статья в рамках дискуссии по материалу Фридмана (1991,№3), Автор подходит к нему с социокультурных позиций, отмечая, что большинство населения СССР сегодня не составляют сторонники экономического активизма, что нужна сила, способная противостоять традиционализму. Такую силу он видит в государстве, а потому критикует тезисы об ограничении его роли. Автор считает, что, очевидно, придется отдать значительную долю общенародной собственности ее сегодняшним распорядителям, чтобы заручиться их поддержкой в реформировании страны.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-02-2004
Общественные науки и современность. 2000.  № 6. С. 35-47. 
Материалы “круглого стола”, за которым свою концепцию изложили ученые Института национальной модели экономики, возглавляемого В. Найшулем, стали основой дискуссии на страницах журнала (см. “ОНС”, 2001, № 1—6; 2002, № 1). Найшуль и его коллеги исходят из того, что для успешного продвижения в России рыночных реформ необходимо активизировать микроархетипы, которыми была богата еще доимперская Русь. И здесь культурная архаика оказывается в чем-то созвучна новой эпохе. Предлагается метод активизации этих микроархетипов через язык, который рассматривается как знаковая система, предмет анализа новой дисциплины — лингвоэкономики. Ставится задача “построения нового языка”, создания нового “букваря” с включением в него словаря “политического и экономического универсума”. Цель — нащупать в прошлом и восстановить то инвариантное, что всегда присутствовало в русской жизни и культуре. Приводятся примеры таких универсальных конструкций. Ставится проблема структурирования общества в соответствии с культурной идентификацией.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-05-2004
У. Хетчер Общественные науки и современность. 1998.  № 4. С. 41-48. 
Интервью с известным философом-платонистом, математиком и педагогом Уильямом Хетчером. Даются характеристики разрабатываемой им “новой этики” как “этики аутентичности”, “аутентичной этики”. При этом подчеркивается неправомерность противопоставления экономических и нравственных ценностей, более того – зависимость экономики от состояния морали в обществе. Хэтчер критикует капиталистическую систему как нацеленную на максимизацию потребления (тех же принципов придерживается и социализм). С его точки зрения рост потребления сегодня стимулируется искусственно, в основе экономики будущего должна лежать мораль, прежде всего два принципа – служение и сотрудничество (противопоставляемое конкуренции), ибо функция экономической системы – освобождение личности, создание условий для ее полнейшей реализации. Подчеркивается, что успехи западной экономической модели сочетаются с массой мифов, которые также надо видеть.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-11-2003
Андрей Степанович Акопян Общественные науки и современность. 2001.  № 4. С. 49-54. 
Разбирая концепцию группы В.Найшуля (ОНС. 2000. № 6), Акопян выступает против самого принципа использования языковых конструкций для возвращения к национальным микроархетипам, способным активизировать трудовую активность и т. п., как непродуктивного и утопического. Реальный язык ­ среда и индикатор состояния культурного пространства, в нем отражаются реальные причинно-следственные связи, а потому изменить их, насильственно меняя язык, невозможно. Анализируя сложности реформ в России, трудности развивающихся стран, Акопян подчеркивает качественную разницу в обществах с различным уровнем экономического развития. В странах с низким уровнем “бытие определяет сознание”, там же где степень благосостояния позволяет финансировать “права человека” сознание как ценность определяет бытие. Рассматривается ряд реальных экономических проблем, прежде всего в соотношении власти и собственности, требующих своего решения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-08-2003
Karl Polanyi
Ред.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2002.  Т. 3. № 2. С. 62-73. 
В предлагаемом фрагменте анализируются два значения "экономического" - содержательное и формальное. По мнению автора, подобное их разведение позволит на эмпирическом уровне описать различные хозяйства в соответствии со способом институциональной оформленности экономического процесса. Способ институциональной оформленности увязывается с отношениями реципрокности, перераспределения и обмена, соответствующими данному типу хозяйства.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 10-04-2004
Вадим Маркович Розин Общественные науки и современность. 2002.  № 6. С. 107-114. 
Автор статьи размышляет о том, как меняются представления об экономике под влиянием культурологических и социологических исследований. Причем, даровая, редистрибутивная и рыночная экономики не выступают здесь, как у К. Поланьи, в качестве трех стадий экономического развития человека, но рассматриваются как сосуществующие типы. Автор также проводит разделение между понятиями «хозяйство» и «экономика», при этом экономика оказывается аспектом хозяйственной деятельности, в котором проявляются естественные ограничения культуры как формы социальной жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2003
Иосиф Евгеньевич Дискин, Владимир Рубенович Евстигнеев Общественные науки и современность. 2001.  № 1. С. 34-40. 
Дискин критикует концепцию группы В. Найшуля, изложенную на “круглом столе” “Экономика­язык­культура” (ОНС. 2000. № 6) на основе методологического арсенала изучения социокультурных оснований институциональной среды. Он подчеркивает, что социологические исследования подтверждают доминирование в социальной жизни индивидуального рационального выбора людей, и тема искусственного “оживления” микроархетипов для уcкорения рыночной трансформации неактуальна, более того ­ весьма сомнительна. Отмечая важность самой постановки проблемы Найшулем, Евстигнеев акцентирует внимание на вопросе перевода с языка одной культуры на язык других смыслов, присущих разным общественным системам, а значит, и необходимости реконструкции соответствующих смыслов. Эта проблема особенно остра в переходной экономике, где рыночные концепты, присущие развитой системе, способны обернуться ложными формами экономического дискурса и экономической практики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-11-2003
Наталья Евгеньевна Тихонова Общественные науки и современность. 2001.  № 3. С. 30-40. 
Анализируя предложенный группой В. Найшуля проект по оживлению российских микроархетипов для активизации рыночных реформ (“Экономика­язык­культура”. ОНС. 2000. № 6), автор подчеркивает, что социокультурная специфика России не сводится к специфике сознания и ценностей россиян, ибо здесь мы имеем дело c особым типом общества, с особым механизмом социального регулирования и социального воспроизводства. Этот тезис, равно как и критика положений группы Найшуля, подтверждается массивом социологических исследований, проводимых Российским независимым институтом социальных и национальных проблем (с 1992 г. Институт комплексных социологических исследований РАН). Эти исследования свидетельствуют, что российская социокультурная модель взаимоотношений человека и общества предполагает приоритет интересов общества, “общего блага”, выразителем которых выступает государство, над интересами личности. При этом личность сохраняет право на отстаивание своих интересов, а государство обязано при выработке решений учитывать все многообразие личных интересов. Демократические свободы здесь важны, но не являются решающими, свобода личности ограничивается правом “быть услышанным” при выработке вектора развития страны. Если такой консенсус личности, общества и власти нарушается, например общество и отдельные личности предполагают, что власть действует не во имя “общего блага”, это освобождает их от выполнения своих обязательств перед властью. Феномен высокого рейтинга Путина объясняется тем, что он, по крайней мере на уровне риторики, выдвигает на передний план интересы страны, а не абстрактные призывы к углублению реформ, развитию демократии и т.п.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-03-2005
Виктор Павлович Макаренко TERRA ECONOMICUS. 2003.  Т. 1. № 4. С. 64-99. 
Главную задачу данной статьи автор видит в том, чтобы существенно расширить область обсуждения взаимосвязи экономической и культурной сфер и вписать российские дискуссии в общий тренд экономической компаративистики. В целях уточнения основных принципов аксиологии и конструирования нового подхода к проблеме соотношения экономики и культуры автор предлагает использовать результаты первого сравнительного исследования семи экономических культур капитализма – США, Японии, Англии, Германии, Франции, Голландии и Швеции.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-12-2005
Владимир Исаакович Верховин Социологические исследования. 1998.  № 6. С. 82-88. 
Структура социального поведения, включая его экономический аспект, пронизана стереотипами, содержащими многофункциональную программу, в которой как бы присутствует спонтанный ответ на внешний вызов. Автор текста справедливо видит в фольклорном пласте русской культуры смысловые формулы, определявшие традиционные хозяйственные практики крестьянства. Наиболее характерные фольклорные выражения распределены по смысловым рубрикам (собственность, товарный обмен, спрос–предложение, деньги и т.п.) с целью увязывания их с соответствующими социальными действиями.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-05-2004
Юрий Юрьевич Петрунин Общественные науки и современность. 1998.  № 3. С. 97-105. 
На экономическое поведение человека влияют этические категории (мораль, религия, деловой этикет и т.д.). Существует три концептуальных подхода к моральным проблемам бизнеса: утилитаризм, деонтическая этика и этика справедливости. Согласно утилитарной концепции морально оправданным является экономическое действие, в итоге приводящее к максимуму пользы для всех лиц, оказавшихся в сфере действия его результатов. Ключевое понятие деонтической этики (этика долга) – права человека, гарантирующие, помимо прочего, свободу деловых и коммерческих начинаний. Концепция справедливости апеллирует к социальной значимости бизнес-инициатив, которые, как минимум, не должны наносить прямой или косвенный ущерб не участвующим в них лицам. Основной вывод – моральные проблемы современной деловой жизни настолько многообразны, что решать их исходя из позиций одного направления непродуктивно.
ресурс содержит прикрепленный файл