Экономическая социология
Гетерархия: неоднозначность активов и организация разнообразия в постсоциалистических
странах [статья]
Опубликовано на портале: 06-08-2003
David StarkРед.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 2. С. 115-132.
В работе рассматриваются организационные стратегии восточноевропейских фирм, возникающие
как реакция на необычайную неопределенность системной трансформации - следствие политических
переворотов 1989 г. В первом разделе этой работы автор утверждает, что излишнее
внимание к краткосрочной адаптации может помешать способности к адаптации в долгосрочной
перспективе. Обосновывая данный тезис, он предлагает концепцию
«замыкания» [lock-in]: так обозначается процесс, в ходе которого прежние
успехи могут проложить путь последующим вложениям новых ресурсов в то же самое направление
деятельности, и в конечном итоге развитие остановится, не достигнув оптимальной точки.
Но должны ли организации и социальные системы мириться с подобной участью? Существуют
ли организационные формы, лучше приспособленные
к тому, чтобы извлекать уроки из внешней среды? Таким организациям понадобятся практики,
распознающие (узнающие вновь) новые ресурсы в продолжающемся процессе реструктуризации
организационных активов.
Эти проблемы едва ли являются уникальной особенностью постсоциалистических трансформаций.
И в следующем разделе данной работы показывается, что термин «трансформирующиеся
экономики» применим к обществам Северной Америки и Западной Европы в не меньшей
мере, чем к обществам Восточной Европы и бывшего Советского Союза. В обоих типах
экономик предприятия ныне сталкиваются с чрезвычайной неопределенностью, вызванной
в западных экономиках, - стремительностью технологических изменений или крайним непостоянством
рынков, в восточных – политической и институциональной неопределенностью. Реакцией
на эту неопределенность служит возникающая самоорганизующаяся форма, которую автор
называет гетерархией [heterarchy]. Анализируя ее особенности, он отмечает процессы
горизонтальной или распределенной власти и рассматривает то, как организации могут
с выгодой для себя использовать наблюдаемое нами соперничество конкурирующих
систем верований.
Дав краткую характеристику формам гетерархии, автор переходит к специфическим
проблемам, с которыми сталкиваются постсоциалистические экономики в условиях
новой для них неопределенности, касающейся ситуации в сфере международной
торговли, а также одновременного расширения прав собственности и гражданских
прав. В следующем разделе подробно описываются рекомбинантные практики [recombinant
practices], используемые постсоциалистическими предприятиями, а также
порождаемые ими сетевые свойства (при этом автор уделяет особенное внимание Венгрии
и
Чешской Республике, ссылаясь также на опыт некоторых других постсоциалистических
стран). Работа завершается дискуссией по проблемам принципов оценки,
сопровождающей неодолимое стремление к организационной гибкости.


Опубликовано на портале: 03-02-2008
Neil FligsteinПерев.: Екатерина Борисовна Головляницина (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2007. Т. 8. № 2. С. 41-60.
В данной работе я рассмотрю два основных явления в американском хозяйстве, которые обычно считаются знаковыми для развития свободных рынков: возникновение концепции деятельности фирмы в интересах ее акционеров [«shareholder value» conception of firm], а также формирование и расцвет Силиконовой долины как очага инноваций в компьютерной отрасли. Моя цель – показать, что эти явления возникли не только благодаря активности предпринимателей. Напротив, оба они укоренены в ранее существовавших социальных отношениях, и в обоих случаях правительство играло ключевую роль в создании условий для «предпринимательской деятельности».


Опубликовано на портале: 30-01-2008
Светлана Юрьевна Барсукова
Экономическая социология.
2007.
Т. 8.
№ 4.
С. 131-138.
Рецензия на книгу: Enterprising Women in Transition Economies / Ed. by F. Welter, D. Smallbone, N. Isakova (2006)


Опубликовано на портале: 23-03-2007
Ефим Сергеевич Фидря
Экономическая социология.
2004.
Т. 5.
№ 1.
С. 61-80.
Цель исследования – изучение социальной укорененности предпринимательского
действия на основе анализа стратегии открытия своего дела. Данный вопрос исследуется
на примере частной стоматологической клиники г. Магадана. Автор делает вывод о том,
что на формирование предпринимательской ориентации действуют социальные факторы:
социально-экономический контекст, культурные нормы, ценности, сформированные в период
«допредпринимательского» биографического пути и определяющие предпринимательское
действие. Открытие своего дела является адаптивной стратегией, позволяющей реализовать
значимые жизненные цели, однако выбор именно такого пути также неслучаен и обусловлен
личными характеристиками субъекта, сформированными у него в период первичной социализации.
В основном автор концентрирует внимание на проблематике предпринимательства, однако
исследование проливает свет и на то, как устроена и функционирует частная стоматологическая
клиника - один из основных акторов рынка стоматологических услуг.


Опубликовано на портале: 01-08-2003
Татьяна Борисовна Обыденнова, Наталья Евгеньевна Тихонова, Татьяна Александровна АлимоваРуководитель: Александр Юльевич Чепуренко Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 2, 3. С. 26-51; 12-38.
В работе обобщаются результаты исследования, выполненного группой авторов из Российского
независимого института социальных и национальных проблем в 2002 г. Исследование проводилось
в нескольких регионах России. Анализируется отношение населения к малому предпринимательству.
Выделяются протопредпринимательские слои (категории населения, наиболее склонные
к занятию малым предпринимательством), описываются их социально-демографические характеристики.
Рассматривается роль структур поддержки малого бизнеса и социальных сетей в развитии
малого предпринимательства. Конструируются мотивационные модели протопредпринимателей.
В заключительной части работы анализируются факторы перехода протопредпринимателей
к реальной предпринимательской деятельности. Рассматриваются мотивационные особенности,
формы участия и источники капитала начинающих предпринимателей, а также - на основе
мнения а) действующих и бывших предпринимателей, б) экспертов - трудности на пути
стартующих малых и семейных предприятий. Исследуется роль сервисных организаций в
поддержке стартового предпринимательства.


Опубликовано на портале: 05-08-2003
Ольга Петровна Фадеева
Экономическая социология.
2003.
Т. 4.
№ 2.
С. 73-87.
Автор обращается к исследованию вопросов укорененности новых хозяйствующих субъектов
на селе, оценке их места в социальном ландшафте и проблеме выстраивания отношений
предпринимателей с местным населением, властными органами, крупными коллективными
хозяйствами, другими деловыми партнерами и конкурентами. Предпринимается попытка
проанализировать, в какой мере село со сложившимися общинно-колхозными традициями
и стереотипами, относительно бедным населением и менее подготовленной, чем в городе,
рыночной инфраструктурой благоприятствовало появлению новых эффективных собственников;
какие ограничения эта инфраструктура накладывала на их развитие - и в какой мере,
в итоге, она повлияла на специфику современного сельского предпринимательства. Эмпирической
базой исследования послужили данные социологического опроса сельских предпринимателей
Новосибирской области, проведенного сотрудниками отдела социальных проблем Института
экономики и ОПП СО РАН в 2000-2001 г.


Опубликовано на портале: 08-08-2003
Nicole Woolsey BiggartРед.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 5. С. 49-58.
В данной работе делается попытку опровергнуть неоклассическую посылку о том, что
все рынки должны быть похожими друг на друга, а отличия между ними свидетельствуют
об их несовершенстве. Вместо того, чтобы говорить о "модели" рынка, принятой в экономической
теории, предлагается альтернативный взгляд на рынки и рыночное действие, основывающийся
на четырех исходных посылках. Автор утверждает, что эта точка зрения подтверждается
результатами наблюдений, а выстроенная на ее основе политика оказывается более верной.


Формальные правила и неформальные институты их применения в российской экономической практике [статья]
Опубликовано на портале: 06-08-2003
Элла Львовна Панеях
Экономическая социология.
2002.
Т. 2.
№ 4.
С. 56-68.
Cтатья представляет собой попытку применить институциональную теорию Д. Норта к описанию практик, сложившихся в российской экономике вокруг соблюдения экономического законодательства субъектами рынка. В центре внимания находится проблема следования формальному правилу и сопряженные с этим трансакционные издержки. В качестве эмпирического материала здесь и далее используются интервью с 60 мелкими предпринимателями и самозанятыми в Хабаровске, Новосибирске и Петербурге, в том числе, работающими исключительно в сфере неформальной экономики (1999-2001 гг.), а также материалы 100 интервью у предпринимателей, самозанятых и бухгалтеров в Москве, Петербурге, Хабаровске, Новосибирске в 2000- 2001 гг.


Опубликовано на портале: 23-01-2008
Ефим Сергеевич Фидря
Экономическая социология.
2007.
Т. 8.
№ 5.
С. 74-93.
Статья посвящена анализу ценностно-нормативного комплекса в культуре малого предпринимательства. Анализ проводится на основе эмпирического исследования двух локальных рынков: компьютеров и оргтехники, а также рынка автозапчастей.

