Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Экономическая социология

Опубликовано на портале: 06-08-2003
David Stark
Ред.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 2. С. 115-132. 
В работе рассматриваются организационные стратегии восточноевропейских фирм, возникающие как реакция на необычайную неопределенность системной трансформации - следствие политических переворотов 1989 г. В первом разделе этой работы автор утверждает, что излишнее внимание к краткосрочной адаптации может помешать способности к адаптации в долгосрочной перспективе. Обосновывая данный тезис, он предлагает концепцию «замыкания» [lock-in]: так обозначается процесс, в ходе которого прежние успехи могут проложить путь последующим вложениям новых ресурсов в то же самое направление деятельности, и в конечном итоге развитие остановится, не достигнув оптимальной точки. Но должны ли организации и социальные системы мириться с подобной участью? Существуют ли организационные формы, лучше приспособленные к тому, чтобы извлекать уроки из внешней среды? Таким организациям понадобятся практики, распознающие (узнающие вновь) новые ресурсы в продолжающемся процессе реструктуризации организационных активов. Эти проблемы едва ли являются уникальной особенностью постсоциалистических трансформаций. И в следующем разделе данной работы показывается, что термин «трансформирующиеся экономики» применим к обществам Северной Америки и Западной Европы в не меньшей мере, чем к обществам Восточной Европы и бывшего Советского Союза. В обоих типах экономик предприятия ныне сталкиваются с чрезвычайной неопределенностью, вызванной в западных экономиках, - стремительностью технологических изменений или крайним непостоянством рынков, в восточных – политической и институциональной неопределенностью. Реакцией на эту неопределенность служит возникающая самоорганизующаяся форма, которую автор называет гетерархией [heterarchy]. Анализируя ее особенности, он отмечает процессы горизонтальной или распределенной власти и рассматривает то, как организации могут с выгодой для себя использовать наблюдаемое нами соперничество конкурирующих систем верований. Дав краткую характеристику формам гетерархии, автор переходит к специфическим проблемам, с которыми сталкиваются постсоциалистические экономики в условиях новой для них неопределенности, касающейся ситуации в сфере международной торговли, а также одновременного расширения прав собственности и гражданских прав. В следующем разделе подробно описываются рекомбинантные практики [recombinant practices], используемые постсоциалистическими предприятиями, а также порождаемые ими сетевые свойства (при этом автор уделяет особенное внимание Венгрии и Чешской Республике, ссылаясь также на опыт некоторых других постсоциалистических стран). Работа завершается дискуссией по проблемам принципов оценки, сопровождающей неодолимое стремление к организационной гибкости.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 03-02-2008
Neil Fligstein
Перев.: Екатерина Борисовна Головляницина (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2007.  Т. 8. № 2. С. 41-60. 
В данной работе я рассмотрю два основных явления в американском хозяйстве, которые обычно считаются знаковыми для развития свободных рынков: возникновение концепции деятельности фирмы в интересах ее акционеров [«shareholder value» conception of firm], а также формирование и расцвет Силиконовой долины как очага инноваций в компьютерной отрасли. Моя цель – показать, что эти явления возникли не только благодаря активности предпринимателей. Напротив, оба они укоренены в ранее существовавших социальных отношениях, и в обоих случаях правительство играло ключевую роль в создании условий для «предпринимательской деятельности».
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 30-01-2008
Светлана Юрьевна Барсукова Экономическая социология. 2007.  Т. 8. № 4. С. 131-138. 
Рецензия на книгу: Enterprising Women in Transition Economies / Ed. by F. Welter, D. Smallbone, N. Isakova (2006)
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 23-03-2007
Ефим Сергеевич Фидря Экономическая социология. 2004.  Т. 5. № 1. С. 61-80. 
Цель исследования – изучение социальной укорененности предпринимательского действия на основе анализа стратегии открытия своего дела. Данный вопрос исследуется на примере частной стоматологической клиники г. Магадана. Автор делает вывод о том, что на формирование предпринимательской ориентации действуют социальные факторы: социально-экономический контекст, культурные нормы, ценности, сформированные в период «допредпринимательского» биографического пути и определяющие предпринимательское действие. Открытие своего дела является адаптивной стратегией, позволяющей реализовать значимые жизненные цели, однако выбор именно такого пути также неслучаен и обусловлен личными характеристиками субъекта, сформированными у него в период первичной социализации. В основном автор концентрирует внимание на проблематике предпринимательства, однако исследование проливает свет и на то, как устроена и функционирует частная стоматологическая клиника - один из основных акторов рынка стоматологических услуг.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 01-08-2003
Татьяна Борисовна Обыденнова, Наталья Евгеньевна Тихонова, Татьяна Александровна Алимова
Руководитель: Александр Юльевич Чепуренко Экономическая социология. 2003.  Т. 4. № 2, 3. С. 26-51; 12-38. 
В работе обобщаются результаты исследования, выполненного группой авторов из Российского независимого института социальных и национальных проблем в 2002 г. Исследование проводилось в нескольких регионах России. Анализируется отношение населения к малому предпринимательству. Выделяются протопредпринимательские слои (категории населения, наиболее склонные к занятию малым предпринимательством), описываются их социально-демографические характеристики. Рассматривается роль структур поддержки малого бизнеса и социальных сетей в развитии малого предпринимательства. Конструируются мотивационные модели протопредпринимателей. В заключительной части работы анализируются факторы перехода протопредпринимателей к реальной предпринимательской деятельности. Рассматриваются мотивационные особенности, формы участия и источники капитала начинающих предпринимателей, а также - на основе мнения а) действующих и бывших предпринимателей, б) экспертов - трудности на пути стартующих малых и семейных предприятий. Исследуется роль сервисных организаций в поддержке стартового предпринимательства.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 05-08-2003
Ольга Петровна Фадеева Экономическая социология. 2003.  Т. 4. № 2. С. 73-87. 
Автор обращается к исследованию вопросов укорененности новых хозяйствующих субъектов на селе, оценке их места в социальном ландшафте и проблеме выстраивания отношений предпринимателей с местным населением, властными органами, крупными коллективными хозяйствами, другими деловыми партнерами и конкурентами. Предпринимается попытка проанализировать, в какой мере село со сложившимися общинно-колхозными традициями и стереотипами, относительно бедным населением и менее подготовленной, чем в городе, рыночной инфраструктурой благоприятствовало появлению новых эффективных собственников; какие ограничения эта инфраструктура накладывала на их развитие - и в какой мере, в итоге, она повлияла на специфику современного сельского предпринимательства. Эмпирической базой исследования послужили данные социологического опроса сельских предпринимателей Новосибирской области, проведенного сотрудниками отдела социальных проблем Института экономики и ОПП СО РАН в 2000-2001 г.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 08-08-2003
Nicole Woolsey Biggart
Ред.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 5. С. 49-58. 
В данной работе делается попытку опровергнуть неоклассическую посылку о том, что все рынки должны быть похожими друг на друга, а отличия между ними свидетельствуют об их несовершенстве. Вместо того, чтобы говорить о "модели" рынка, принятой в экономической теории, предлагается альтернативный взгляд на рынки и рыночное действие, основывающийся на четырех исходных посылках. Автор утверждает, что эта точка зрения подтверждается результатами наблюдений, а выстроенная на ее основе политика оказывается более верной.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 06-08-2003
Элла Львовна Панеях Экономическая социология. 2002.  Т. 2. № 4. С. 56-68. 
Cтатья представляет собой попытку применить институциональную теорию Д. Норта к описанию практик, сложившихся в российской экономике вокруг соблюдения экономического законодательства субъектами рынка. В центре внимания находится проблема следования формальному правилу и сопряженные с этим трансакционные издержки. В качестве эмпирического материала здесь и далее используются интервью с 60 мелкими предпринимателями и самозанятыми в Хабаровске, Новосибирске и Петербурге, в том числе, работающими исключительно в сфере неформальной экономики (1999-2001 гг.), а также материалы 100 интервью у предпринимателей, самозанятых и бухгалтеров в Москве, Петербурге, Хабаровске, Новосибирске в 2000- 2001 гг.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 23-01-2008
Ефим Сергеевич Фидря Экономическая социология. 2007.  Т. 8. № 5. С. 74-93. 
Статья посвящена анализу ценностно-нормативного комплекса в культуре малого предпринимательства. Анализ проводится на основе эмпирического исследования двух локальных рынков: компьютеров и оргтехники, а также рынка автозапчастей.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию