Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Общественные науки и современность

Опубликовано на портале: 03-07-2004
Татьяна Ивановна Заславская Общественные науки и современность. 1995.  № 1. С. 17-32. 
На основе данных мониторинга общественного мнения ВЦИОМ автор выясняет состав, структуру и социальные особенности того общественного слоя, который является субъектом функционирования российского капитала и рынка. Дается анализ имеющихся трактовок предпринимательства, на основе которого делается вывод о целесообразности введения для российской ситуации специального термина – бизнес-слой. В этом слое выделяются: собственники – владельцы бизнеса; полупредприниматели, занимающиеся бизнесом и одновременно где-то работающие “за зарплату”; менеджеры; самозанятые. Уточняются статусные особенности бизнес-групп по роду деятельности, основному занятию, сектору занятости, должностному статусу и размеру предприятия. Приводится классификация членов бизнес-групп по доходам, где в наиболее благоприятных условиях находятся предприниматели, далее следуют менеджеры и самозанятые; в наихудшем положении – полупредприниматели.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-12-2004
Общественные науки и современность. 1993.  № 4. С. 26-33. 
Продолжение обсуждения темы учеными Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (начало см. ОНС 1993, №3). Участники дискуссии рассматривают проблемы соприкосновения сложившейся в России деловой культуры и деловой культуры зарубежной. Выделяются черты последней, на которых делается особый акцент в учебных заведениях Запада, часто не воспринимаемые отечественными преподавателями и руководителями производств. Выделяются линии напряжения, возникающие при взаимодействии представителей двух деловых культур. Это разные подходы к изменчивости и стабильности, к ориентации на сегодняшний день и на перспективу, принципиальные отличия в отношении к лидерству, успеху, развитию. Отмечаются психологические аспекты взаимодействия отечественных управленцев и западных менеджеров. Делается вывод о необходимости воспитания в обществе активных перспективных меньшинств, способных продвигать реформы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-08-2004
Общественные науки и современность. 1993.  № 3. С. 17-30. 
В “круглом столе” приняли участие сотрудники кафедры социологии и психологии управления Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Обсуждался комплекс понятий, входящих в общее определение “деловая культура”. Рассматривалась история развития отечественной деловой культуры в дореволюционное время, выделялись ее ключевые характеристики, показано разрушающее влияние на российскую деловую культуру, которое было нанесено в годы советской власти. Затронута тема имиджа современного российского предпринимателя и то, что связывается у нас с понятиями “цивилизованный рынок” и “успешный предприниматель”. Отмечалось, что отсутствие у наших бизнесменов ряда необходимых этических компонентов извращает саму суть рыночных отношений. Давались критерии понятия “цивилизованный предприниматель”. Рассматривалась ситуация управленческой некомпетентности. Окончание обсуждения см. ОНС. 1993, №4.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-06-2004
Анна Владимировна Трапкова Общественные науки и современность. 2004.  № 4. С. 36-48. 
Статья построена на материалах социологического исследования, проведенного в рамках проекта “Власть, бизнес и гражданское общество” фонда “Либеральная миссия”. Изложив методологические принципы исследования, автор переходит к сравнительному анализу доверия как в среде бизнеса, так и у населения в целом. Подчеркивается, что потребность в доверии среди предпринимателей сильнее, чем среди инертных групп населения. Подчеркивается, что бизнес воздействует на формирование новых образцов поведения в социальной среде, но и успех бизнеса во многом зависит от того, насколько население способно воспринимать новые модели. Ставится вопрос: кому население доверяет больше – бизнесу или бюрократии? Приводятся оценки деятельности того и другого в современной России. В частности, отмечается, что для чиновников проблема доверия не актуализирована. Исследуются факторы доверия в малом и среднем бизнесе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-03-2008
Андрей Евгеньевич Шаститко Общественные науки и современность. 2008.  № 2. С. 24-35. 
В данной статье предложена аналитическая реконструкция взаимосвязи между способом контроля территории (пространства экономической деятельности), на которой производятся экономические блага, и технологиями производства правил. Показано, что между политической конкуренцией в традиционном понимании (борьба за голоса избирателей и право разрабатывать и принимать правила, определяющие рамки экономической деятельности) и выбором технологии производства данных правил нет простой связи. В заключении предложена проекция данной аналитической реконструкции на стратегии социально-экономического развития России в части формирования институциональной среды предпринимательской деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-02-2004
Александр Юльевич Чепуренко, Татьяна Борисовна Обыденнова Общественные науки и современность. 2000.  № 4. С. 41-50. 
Авторы попытались проанализировать положение дел в малых предприятиях России. Особая задача заключалась в том, чтобы выяснить, каковы возможности и пределы занятости в малом бизнесе у женщин — представительниц социально уязвимых групп населения: молодых работниц (до 18 лет); женщин-инвалидов; работниц предпенсионного возраста; одиноких и многодетных матерей и несовершеннолетних детей и детей инвалидов. В целом картина социально-трудовых отношений в российском малом бизнесе и положение женщин в этой сфере экономики рисуются отнюдь не в розовом свете — пришли к выводу исследовательницы. И государству необходимо помочь работникам научиться самим защищать свои права и интересы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-10-2008
Андрей Александрович Яковлев Общественные науки и современность. 2008.  № 4. С. 21-37. 
Автор ставит вопрос об эффективности работы российской судебной системы и востребованности правовых институтов экономическими агентами. При его решении он опирается на данные двух специальных исследований 2000 и 2007 гг., направленных на выявление результатов усилий по реформированию российской судебной системы, а также влияния государства вообще и правоохранительных органов в частности на ведение бизнеса. Констатируется, что за прошедшие годы суды и система правоприменения в России улучшились. Однако проблемными по-прежнему остаются коррупция в системе правосудия и неоперативность в принятии решений, а также неравноправие государства и частных фирм при рассмотрении их споров в суде.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-04-2004
Наталья Николаевна Зарубина Общественные науки и современность. 2001.  № 5. С. 100-112. 
Обсуждается обоснованность ожиданий, возникших в связи с возрождением традиций предпринимательства в современной России. В решении поставленной задачи автор уходит от построения абстрагированно-одностороннего «идеального типа» в веберовском понимании влияния религии на хозяйственную этику, предпочитая раскрыть связи православного сознания и предпринимательства во всем их многообразии и противоречивости, отраженные в различных формах русской культуры ѕ философской, публицистической, художественной литературе, изобразительных искусствах, архитектуре. Православное богословие прямо не затрагивает вопросы хозяйственной жизни, она традиционно рассматривается как лежащая за пределами сферы духовности. Православная хозяйственная этика не может быть охарактеризована, как специфически сформированное учение, но как совокупность вероучений, обрядов, функциональных представлений. Например, в отличие от католиков, православные считают, что успех даруется не за рациональное и скрупулезное выполнение повседневных обязанностей, а за благочестие и духовность, которые могут не сопровождаться пунктуальностью и добросовестностью. Хозяйственная деятельность представляет собой «зону риска», где мирская суета и погоня за прибылью приводят к забвению духовных добродетелей. Хотя, в образе предпринимателя в русской культуре существуют также и мирские практические ориентации («на Бога надейся, а сам не плошай»). В итоге, соблюдение внешних норм религиозности и даже искреннее благочестие не всегда удерживают от соблазна преступить нормы обычной морали ради достижения практической выгоды. Выражением этого противоречивого процесса стала церковная благотворительность русских предпринимателей, принимавшая специфические формы откупа за нарушение церковных норм. Более того, купеческое храмосозидательство, в представлениях народа, несло в себе изначальный нравственный изъян. Анализ связи практической рациональности и православной символики показывает, что смысл храмовых изображений трудящегося человека заключается не столько в воспитании нравственного хозяина для мирской жизни, сколько в воспитании мирского хозяина для жизни духовной. Предпринимательская деятельность церкви и монастырей в русской культуре порицалось, прежде всего, как отвлекающая от духовной жизни. О возможности гармоничного соединения православной этики и успешного хозяйствования в России говорит пример недавно канонизированного предпринимателя, прп. Серафима Вырецкого.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-01-2005
Александр Викторович Виленский Общественные науки и современность. 2005.  № 1. С. 59-68. 
Автор считает, что достижение эффективности большинства элементов современной экономики возможно лишь при наличии гражданского общества. Слабость институтов российского гражданского общества препятствует этому. В статье рассматривается становление общественных объединений предпринимателей в сфере малого бизнеса. По мнению автора, помощь им со стороны государства необходима для создания цивилизационной предпринимательской среды и основ гражданского общества. Взаимодействие государства и объединений предпринимателей – важное условие достижения качественного прорыва в государственной политике развития и поддержки малого предпринимательства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-10-2008
Марина Андриановна Шабанова Общественные науки и современность. 2008.  № 5. С. 18-35. 
Автор опирается на результаты своего исследования нового поколения предпринимателей, начавших бизнес после 1998 г., в основном молодых (84% - не старше 40 лет) и охваченных современными системами бизнес-образования. Ставится вопрос: могут ли эти образованные, амбициозные, преуспевающие акторы стать успешными проводниками цивилизованного бизнеса в России? Для этого исследуются особенности делового сознания нового поколения топ-менеджеров, динамика деловой ситуации и изменения правил игры власти с бизнесом, особенности реактивно-адаптационного поведения нового поколения топ-руководителей в правовом и неправовом поле. Делается вывод о том, что в новом прагматичном поколении бизнесменов доминируют релятивисты, нацеленные прежде всего на приспособление к требованиям власти, а не на идеалы цивилизованной деловой жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-11-2008
Марина Андриановна Шабанова Общественные науки и современность. 2008.  № 6. С. 11-26. 
В статье излагаются выводы исследования автора о представлениях молодых бизнесменов о взаимоотношениях со своими деловыми партнерами и с обществом (о взаимодействии бизнеса и власти см. «ОНС» 2008, 3 5). Рассматриваются сдвиги, характерные для молодых бизнесменов 2000-х гг. во взаимодействиях «бизнес – бизнес». В частности, анализируются изменения в уровне профессионализма бизнесменов, качества конкурентной среды, доступности деловых сетей, уровня доверия и т.п. Выделяются отдельные факторы успешности фирм в 2000-х гг. Исследуются проблемы социальной активности и социальной ответственности нового поколения деловых людей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-03-2004
Вадим Валерьевич Радаев Общественные науки и современность. 1999.  № 6. С. 5-19. 
В статье на основе эмпирических данных, полученных в ходе опросов предпринимателей, исследуется состояние российской предпринимательской среды, институциональных условий, в которых создаются и действуют предприятия. Выясняется, что нужно относить к трансакционным издержкам, которые подразделяются на легальные платежи и нелегальные выплаты. Рассматриваются издержки, связанные с выходом на рынок, с открытием предприятия. Даются типология издержек по оплате бюрократических услуг, группировка предприятий по числу ежемесячных административных проверок. Особо рассматривается тема коррупции чиновников, бюрократических вымогательств, государственного патронажа и связанных с этим издержек. Выделяются издержки, связанные с поощрением деловых партнеров, с безопасностью бизнеса и рекламированием своей деятельности. Специально выделяются издержки, связанные с такими услугами инфраструктуры, как помощь в уходе от уплаты налогов, “черная растаможка”, взаимозачеты и бартерные обмены, аудиторское и юридическое сопровождение хозяйственной деятельности. Делается вывод о значительности трансакционных издержек в России и их тенденции к росту, а также о том, что не все издержки подвержены прямой калькуляции. Кроме того, масштаб и структура издержек сильно варьируются в зависимости от сферы деятельности и избранной предпринимателем деловой стратегии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-11-2003
Наталья Николаевна Зарубина Общественные науки и современность. 2003.  № 1. С. 101-115. 
Положение о том, что купец и заводчик как субъекты социальных и нравственных отношений низко оценивались современной им интеллигенцией, стало почти общим местом в современной отечественной историко-филологической и социальной мысли. Автор статьи полагает, что для серьезного толкования этого вопроса недостаточно просто суммы примеров, взятых из художественных произведений. Необходим основательный анализ тенденций развития русского общества и его духовной жизни. С этой целью, предпринимается попытка, во-первых, проследить как формировалось отношение к предпринимательству, выявить, насколько та или иная оценка была обусловлена идейной и общественной позицией писателя; во-вторых, определить реальную степень негативного (или позитивного) отношения творческой интеллигенции к предпринимателям, их профессиональной деятельности и моральному долгу.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2004
Н.С. Волостнов Общественные науки и современность. 2003.  № 5. С. 23-32. 
Анализируя права собственности применительно к конкретным организационно-правовым формам государственных предприятий, исходя из степени их “государственности” автор статьи приходит к выводу о необходимости не только реализовывать соответствующие интересы государства, но и обеспечивать наиболее эффективное использование государственного имущества, устранив тем самым трагедию его “общедоступности”. На сегодняшний день, подчеркивается в статье, нет соответствия между федеральным законодательством и внутренними регулирующими нормами самих предприятий, что мешает четко и однозначно специфицировать права государственной собственности.
Опубликовано на портале: 26-04-2007
М.В. Власов Общественные науки и современность. 2007.  № 3. С. 18-22. 
На основе эмпирического обследования ряда российских предприятий автор приходит к выводам, позволяющим наметить возможные направления снижения издержек и увеличения производства новых знаний. Организация коллективной деятельности по производству новых знаний позволит решать экономические задачи хозяйствующих субъектов, снижать производственные риски, повышать объемы производства и внедрения новых знаний в производственную деятельность предприятий.
ресурс содержит прикрепленный файл