Социологические исследования
1970 1975 1976 1978 1979 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Опубликовано на портале: 23-11-2005
Г.А. Данишевская
Социологические исследования.
1992.
№ 9.
С. 124-133.
Бурное развитие разнообразных форм некорпоративного, единоличного бизнеса способствовало возникновению в экономике западных странах отдельного сектора – «самостоятельной работы». В статье приводится типология, социально-экономическая и демографическая характеристика самостоятельных работников в Великобритании; анализируются мотивы и стимулы, побуждающие этих людей трудиться очень эффективно и творчески. Высказывается предположение, что в перспективе сектор мелкомасштабного единоличного бизнеса в стране охватит наукоемкие области.


«Феномен» семейного бизнеса [статья]
Опубликовано на портале: 25-05-2007
Инна Васильевна Митрофанова
Социологические исследования.
1996.
№ 10.
С. 122-124.
Компаративный (Германия) и ретроспективный (дореволюционная Россия) анализ показывает:
малые семейные фирмы, обладающие синергетическим эффектом – один из ключевых
элементов устойчивой рыночной структуры. Объясняется это, во-первых, многоэлементностью
предпринимательского потенциала семьи, включающего в себя не только физический (имущество)
и финансовый (денежные ресурсы), но и человеческий капитал (профессионально-образовательный
и интеллектуальный уровень). Во-вторых, самозанятость активизирует трудовую деятельность
и, соответственно, улучшает состояние рынка труда на местах.


Опубликовано на портале: 04-05-2006
Б.Н. Казанцев
Социологические исследования.
1993.
№ 11.
С. 50-57.
На материалах бывших ЦСУ СССР и РСФСР автор анализирует роль и место «теневого сектора» в области мелкорозничной спекулятивной торговли и бытового обслуживания в период 1950–1980-х годов. Показано, что если обращение населения к нелегальным продавцам было связано с дефицитом ряда товаров, то к услугам частных лиц прибегали не столько из-за нехватки бытовых учреждений в ряде регионов страны, сколько ввиду выполнения ими заказов более качественно, быстро и по ценам ниже, чем в государственных мастерских, ателье и т.п.


«Челночный» бизнес в Казани [статья]
Опубликовано на портале: 13-02-2006
В.В. Иванов, Юрий Юрьевич Комлев, Л.Г. Толчинский
Социологические исследования.
1998.
№ 11.
С. 40-44.
Текст содержит результаты конкретных социологических исследований «челночного» сектора торговли в г. Казани (1995 и 1997 гг.), которые показали следующее. «Челночество» стало способом выживания активных и трудоспособных горожан, оказавшихся не у дел в результате стагнации «нормальной» экономики. Однако при наличии некоторых положительных сторон (ориентация на рациональный тип экономического поведения, предприимчивость, инициативность и т.п.) данная форма трудоустройства в конечном счете ведет к маргинализации и депрофессионализации людей, которые вряд ли смогут впоследствии вернуться к прежней профессии.


Опубликовано на портале: 04-02-2007
Татьяна Ивановна Заславская
Социологические исследования.
2006.
№ 5.
С. 3-14.
Продолжение анализа результатов исследования «Новое поколение предпринимателей
и менеджеров» (начало см. Социс. 2006. №4). Автор рассматривает общие
и особенные социально-профессиональные качества мужчин и женщин, занятых в сфере
управления бизнесом. В частности, поднимаются вопросы о различиях делового ресурса
мужчин и женщин, о влиянии ресурсного роста на их деловой статус, о гендерных стратегиях
деловой карьеры.


Опубликовано на портале: 05-02-2007
Татьяна Ивановна Заславская
Социологические исследования.
2006.
№ 4.
С. 26-37.
В статье, публикуемой в двух номерах журнала, изучается вопрос о роли и участии женщин
в деловом управлении (бизнес и менеджмент). Представлены результаты социологического
исследования "Новое поколение предпринимателей и менеджеров", проведенного в 2004
г. в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (его авторы - Т.И. Заславская,
Э.Н. Крылатых, М.А. Шабанова). В ходе него анкетировались слушатели названной Академии
по программам обучения управленцев теории и практике современного менеджмента, дающим
диплом MBA - Master of Business Administration (охвачено 1016 человек или 51% генеральной
совокупности). Был выявлен высокий удельный вес женщин в составе слушателей программ
МВА (31%, что почти вдвое превышает долю женщин в директорском корпусе России) при
том, что обучение ведется без отрыва от основной работы и помимо интеллектуальных
усилий требует крупных материальных затрат (около $ 10 000 в год). Автор характеризует
попутно особенности развития в России женского предпринимательства. Констатируется,
что в советский период женщины занимали в основном низшие и значительно реже (по
сравнению с мужчинами) средние должностные позиции в области хозяйственного управления.
Женщины-директора были представлены в основном в легкой и пищевой промышленности,
сфере услуг и торговле. Рассмотрены причины такой гендерной асимметрии. Сообщается,
что проникновение женщин в директорский корпус несколько облегчила совершившаяся
после кризиса 1998 г. легитимация российского бизнеса. Подробно рассматриваются социально-демографические
характеристики контингента слушателей и слушательниц курсов МВА, их распределение
по профилю базового образования, сферам занятости, должностному статусу. Дальнейшее
описание и анализ результатов исследования публикуются во второй части статьи в следующем
номере журнала.


Безналоговое государство? [статья]
Опубликовано на портале: 28-04-2006
Социологические исследования.
1994.
№ 2.
С. 106-110.
Интервью с президентом Фонда развития предпринимательства С.Ж. Давитая, излагающим неординарную и спорную концепцию безналогового государства. Суть ее состоит в следующем. Чтобы изменить сознание и отношения граждан со своим государством, необходимо радикальным образом поменять практику управления страной как общностью юридических лиц, полностью отменив налоги. В этой ситуации источниками существования государственного аппарата могут быть его собственная коммерческая деятельность и дефицит государственного бюджета.


Бизнес по-русски и по-латышски [статья]
Опубликовано на портале: 24-08-2005
Ренальд Хикарович Симонян
Социологические исследования.
1997.
№ 11.
С. 54-61.
Автор анализирует данные социологического исследования, проведенного в сентябре 1993 г. Институтом социологии РАН совместно с латвийскими социологическими службами «Видеоклис» и «Социо». Рисуется портрет современного предпринимателя Латвии (по половозрастному составу и сферам деятельности), уточняется национальный состав латвийских предпринимателей. В частности, отмечается снижение интереса в предпринимательской среде к национальной тематике и усиление – к законодательно-правовой. Рассматриваются такие аспекты жизни предпринимательского сообщества страны, как взаимоотношение бизнеса и политики, экономическое взаимодействие Латвии и России.


Опубликовано на портале: 07-12-2004
Леонид Ефимович Душацкий
Социологические исследования.
1998.
№ 1.
С. 68-72.
На основе социологических данных автор рассматривает субъективные и объективные условия
предпринимательства, в частности, реакцию предпринимателей на неблагоприятные факторы
внешней среды и особенности их морально-правового поведения. Эмпирической базой исследования,
выполненного сотрудниками Института социологии РАН, явились данные опроса 315 мелких
и средних предпринимателей,
проведенного в 1995 г. в трех регионах страны: Владивостоке, Новосибирске и Калмыкии.
В статье дана типология социальных типов российских предпринимателей, разработанная
исследователями, которая позволяет дифференцировать предпринимателей на культурных
(цивилизованных) и «диких» (нецивилизованных). Она строится на трех взаимосвязанных
и дополняющих друг друга переменных: законопослушности, профессионализме и морально-этических
аспектах деятельности.


В лабиринтах предпринимательства [статья]
Опубликовано на портале: 02-12-2005
Светлана Юрьевна Барсукова
Социологические исследования.
1999.
№ 7.
С. 146-152.
В статье рассматривается содержание книги В.Радаева «Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика» (М.,1998), посвященной проблемам становления и развития российского предпринимательства, проблемам «вертикального» взаимодействия бизнесменов и властей и «горизонтальных» отношений между предпринимателями. Выделяются стержневые понятия книги – рынки, неформальная экономика и трансакционные издержки. Автор поддерживает тезис книги, согласно которому ратование за ограничение роли государства позицией «ночного сторожа» означает уход в область слишком глубоких абстракций. Особо рассматривается тема взаимоотношений криминального и предпринимательского миров, а также процессов взаимодействия предпринимателей с государственными силовыми структурами. В статье отмечаются и нюансы темы, с точки зрения автора, незаслуженно обойденные в книге, в частности тема собственной партнерской необязательности бизнесменов.


Германский опыт приватизации [статья]
Опубликовано на портале: 28-06-2005
Mike GeppertПерев.: К.Г. Лятс (ориг.: Русский) Социологические исследования. 1996. № 11. С. 74-78.
В статье рассматривается процесс перевода государственных фирм бывшей ГДР в частные
по западному образцу после воссоединения германских земель. Анализируются меры, принятые
Центральным агентством по приватизации (ТНА) для реализации задачи по продаже государственных
компаний частным инвесторам, а также их последствия, в особенности негативные, как
на макроэкономическом уровне, так и на уровне формальной и социальной структуры организаций.
Рассматривается изменение политики преобразования компаний, их деконцентрации: от
положенной вначале в основу «досоциальной концепции человеческой активности»
к «сверхсоциальной концепции» организационного изменения.


Опубликовано на портале: 10-02-2006
Алла Евгеньевна Чирикова
Социологические исследования.
1998.
№ 10.
С. 68-76.
В статье, на материалах глубинного интервьюирования женщин, добившихся успеха на стезе предпринимательства, анализируются переживание ими рисков и страхов, сопровождающих лидерство в бизнесе. Описаны модели поведения деловых женщин в стрессовых ситуациях: угроза рэкета, давление и произвол властей, нецивилизованная конкуренция, другие неблагоприятные факторы. Показано, что принципиальных отличий между женской и мужской стратегией выживания в экстремальных ситуациях и защиты своего дела как таковых не существует. Исследование, охватившее пять субъектов Российской Федерации и Москву, проводилось в 1997 г.


Опубликовано на портале: 08-12-2005
Светлана Юрьевна Барсукова
Социологические исследования.
1999.
№ 9.
С. 75-84.
Практика женского предпринимательства рассматривается на материале социологического исследования, проведенного в декабре 1997 г. Центром политических технологий по заказу Center of Independent Private Enterprise (руководитель В.Радаев). Особенности бизнеса анализировались на двух уровнях: базовых различий экономических характеристик возглавляемых женщинами предприятий и поведенческих моделей и оценочных суждений женщин-предпринимателей. Анализировались следующие аспекты темы: отраслевая принадлежность и размер предприятий, возглавляемых женщинами; гендерная специфика оценки предпринимателями престижа предпринимательской деятельности; женское предпринимательство и негативная практика российского бизнеса; специфика отношений женщин-предпринимателей с партнерами.


Изменения в социальной сфере и трудовых отношениях в акционерных обществах угольной промышленности [статья]
Опубликовано на портале: 07-02-2006
А.М. Макаров, Н.Ф. Павлова, А.В. Соколовский, Н.Э. Решетова
Социологические исследования.
1998.
№ 8.
С. 135-137.
В заметке представлено видение руководства предприятий угольной промышленности социальных изменений, произошедших после их акционирования. Один их основных выводов: никто из респондентов не указал на снижение противоречий между руководящими и рядовыми работниками АО. Это неизбежно ведет к возрастанию недоверия и подозрительности между данными группами, что крайне нежелательно в условиях конкуренции промышленных объектов в отрасли. Опросы руководителей АО поводились с 1994 по 1996 годы.


Опубликовано на портале: 02-05-2006
Сергей Семенович Балабанов, Геннадий Леонидович Воронин, Л. Я. Французова
Социологические исследования.
1993.
№ 2.
С. 8-12.
Представления о «новых» деловых людях, которые существуют в массовом сознании, авторы анализируют, опираясь на результаты исследования, проведенного в Нижегородской области в 1992 г. Объектом исследования выступали учащиеся 11 классов общеобразовательных школ и профтехучилищ, а также педагоги школ и ПТУ. Реконструированный на базе полученных данных имидж оказывается настолько приукрашенным и идеализированным, оторванным от реалий современной жизни, что это заставляет исследователей обратиться к поиску единого источника формирования образа бизнесмена среди наших граждан.

