Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 23-11-2005
Г.А. Данишевская Социологические исследования. 1992.  № 9. С. 124-133. 
Бурное развитие разнообразных форм некорпоративного, единоличного бизнеса способствовало возникновению в экономике западных странах отдельного сектора – «самостоятельной работы». В статье приводится типология, социально-экономическая и демографическая характеристика самостоятельных работников в Великобритании; анализируются мотивы и стимулы, побуждающие этих людей трудиться очень эффективно и творчески. Высказывается предположение, что в перспективе сектор мелкомасштабного единоличного бизнеса в стране охватит наукоемкие области.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2007
Инна Васильевна Митрофанова Социологические исследования. 1996.  № 10. С. 122-124. 
Компаративный (Германия) и ретроспективный (дореволюционная Россия) анализ показывает: малые семейные фирмы, обладающие синергетическим эффектом – один из ключевых элементов устойчивой рыночной структуры. Объясняется это, во-первых, многоэлементностью предпринимательского потенциала семьи, включающего в себя не только физический (имущество) и финансовый (денежные ресурсы), но и человеческий капитал (профессионально-образовательный и интеллектуальный уровень). Во-вторых, самозанятость активизирует трудовую деятельность и, соответственно, улучшает состояние рынка труда на местах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-05-2006
Б.Н. Казанцев Социологические исследования. 1993.  № 11. С. 50-57. 
На материалах бывших ЦСУ СССР и РСФСР автор анализирует роль и место «теневого сектора» в области мелкорозничной спекулятивной торговли и бытового обслуживания в период 1950–1980-х годов. Показано, что если обращение населения к нелегальным продавцам было связано с дефицитом ряда товаров, то к услугам частных лиц прибегали не столько из-за нехватки бытовых учреждений в ряде регионов страны, сколько ввиду выполнения ими заказов более качественно, быстро и по ценам ниже, чем в государственных мастерских, ателье и т.п.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-02-2006
В.В. Иванов, Юрий Юрьевич Комлев, Л.Г. Толчинский Социологические исследования. 1998.  № 11. С. 40-44. 
Текст содержит результаты конкретных социологических исследований «челночного» сектора торговли в г. Казани (1995 и 1997 гг.), которые показали следующее. «Челночество» стало способом выживания активных и трудоспособных горожан, оказавшихся не у дел в результате стагнации «нормальной» экономики. Однако при наличии некоторых положительных сторон (ориентация на рациональный тип экономического поведения, предприимчивость, инициативность и т.п.) данная форма трудоустройства в конечном счете ведет к маргинализации и депрофессионализации людей, которые вряд ли смогут впоследствии вернуться к прежней профессии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-02-2007
Татьяна Ивановна Заславская Социологические исследования. 2006.  № 5. С. 3-14. 
Продолжение анализа результатов исследования «Новое поколение предпринимателей и менеджеров» (начало см. Социс. 2006. №4). Автор рассматривает общие и особенные социально-профессиональные качества мужчин и женщин, занятых в сфере управления бизнесом. В частности, поднимаются вопросы о различиях делового ресурса мужчин и женщин, о влиянии ресурсного роста на их деловой статус, о гендерных стратегиях деловой карьеры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Татьяна Ивановна Заславская Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 26-37. 
В статье, публикуемой в двух номерах журнала, изучается вопрос о роли и участии женщин в деловом управлении (бизнес и менеджмент). Представлены результаты социологического исследования "Новое поколение предпринимателей и менеджеров", проведенного в 2004 г. в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (его авторы - Т.И. Заславская, Э.Н. Крылатых, М.А. Шабанова). В ходе него анкетировались слушатели названной Академии по программам обучения управленцев теории и практике современного менеджмента, дающим диплом MBA - Master of Business Administration (охвачено 1016 человек или 51% генеральной совокупности). Был выявлен высокий удельный вес женщин в составе слушателей программ МВА (31%, что почти вдвое превышает долю женщин в директорском корпусе России) при том, что обучение ведется без отрыва от основной работы и помимо интеллектуальных усилий требует крупных материальных затрат (около $ 10 000 в год). Автор характеризует попутно особенности развития в России женского предпринимательства. Констатируется, что в советский период женщины занимали в основном низшие и значительно реже (по сравнению с мужчинами) средние должностные позиции в области хозяйственного управления. Женщины-директора были представлены в основном в легкой и пищевой промышленности, сфере услуг и торговле. Рассмотрены причины такой гендерной асимметрии. Сообщается, что проникновение женщин в директорский корпус несколько облегчила совершившаяся после кризиса 1998 г. легитимация российского бизнеса. Подробно рассматриваются социально-демографические характеристики контингента слушателей и слушательниц курсов МВА, их распределение по профилю базового образования, сферам занятости, должностному статусу. Дальнейшее описание и анализ результатов исследования публикуются во второй части статьи в следующем номере журнала.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-04-2006
Социологические исследования. 1994.  № 2. С. 106-110. 
Интервью с президентом Фонда развития предпринимательства С.Ж. Давитая, излагающим неординарную и спорную концепцию безналогового государства. Суть ее состоит в следующем. Чтобы изменить сознание и отношения граждан со своим государством, необходимо радикальным образом поменять практику управления страной как общностью юридических лиц, полностью отменив налоги. В этой ситуации источниками существования государственного аппарата могут быть его собственная коммерческая деятельность и дефицит государственного бюджета.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-08-2005
Ренальд Хикарович Симонян Социологические исследования. 1997.  № 11. С. 54-61. 
Автор анализирует данные социологического исследования, проведенного в сентябре 1993 г. Институтом социологии РАН совместно с латвийскими социологическими службами «Видеоклис» и «Социо». Рисуется портрет современного предпринимателя Латвии (по половозрастному составу и сферам деятельности), уточняется национальный состав латвийских предпринимателей. В частности, отмечается снижение интереса в предпринимательской среде к национальной тематике и усиление – к законодательно-правовой. Рассматриваются такие аспекты жизни предпринимательского сообщества страны, как взаимоотношение бизнеса и политики, экономическое взаимодействие Латвии и России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-12-2004
Леонид Ефимович Душацкий Социологические исследования. 1998.  № 1. С. 68-72. 
На основе социологических данных автор рассматривает субъективные и объективные условия предпринимательства, в частности, реакцию предпринимателей на неблагоприятные факторы внешней среды и особенности их морально-правового поведения. Эмпирической базой исследования, выполненного сотрудниками Института социологии РАН, явились данные опроса 315 мелких и средних предпринимателей, проведенного в 1995 г. в трех регионах страны: Владивостоке, Новосибирске и Калмыкии. В статье дана типология социальных типов российских предпринимателей, разработанная исследователями, которая позволяет дифференцировать предпринимателей на культурных (цивилизованных) и «диких» (нецивилизованных). Она строится на трех взаимосвязанных и дополняющих друг друга переменных: законопослушности, профессионализме и морально-этических аспектах деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-12-2005
Светлана Юрьевна Барсукова Социологические исследования. 1999.  № 7. С. 146-152. 
В статье рассматривается содержание книги В.Радаева «Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика» (М.,1998), посвященной проблемам становления и развития российского предпринимательства, проблемам «вертикального» взаимодействия бизнесменов и властей и «горизонтальных» отношений между предпринимателями. Выделяются стержневые понятия книги – рынки, неформальная экономика и трансакционные издержки. Автор поддерживает тезис книги, согласно которому ратование за ограничение роли государства позицией «ночного сторожа» означает уход в область слишком глубоких абстракций. Особо рассматривается тема взаимоотношений криминального и предпринимательского миров, а также процессов взаимодействия предпринимателей с государственными силовыми структурами. В статье отмечаются и нюансы темы, с точки зрения автора, незаслуженно обойденные в книге, в частности тема собственной партнерской необязательности бизнесменов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-06-2005
Mike Geppert
Перев.: К.Г. Лятс (ориг.: Русский) Социологические исследования. 1996.  № 11. С. 74-78. 
В статье рассматривается процесс перевода государственных фирм бывшей ГДР в частные по западному образцу после воссоединения германских земель. Анализируются меры, принятые Центральным агентством по приватизации (ТНА) для реализации задачи по продаже государственных компаний частным инвесторам, а также их последствия, в особенности негативные, как на макроэкономическом уровне, так и на уровне формальной и социальной структуры организаций. Рассматривается изменение политики преобразования компаний, их деконцентрации: от положенной вначале в основу «досоциальной концепции человеческой активности» к «сверхсоциальной концепции» организационного изменения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-02-2006
Алла Евгеньевна Чирикова Социологические исследования. 1998.  № 10. С. 68-76. 
В статье, на материалах глубинного интервьюирования женщин, добившихся успеха на стезе предпринимательства, анализируются переживание ими рисков и страхов, сопровождающих лидерство в бизнесе. Описаны модели поведения деловых женщин в стрессовых ситуациях: угроза рэкета, давление и произвол властей, нецивилизованная конкуренция, другие неблагоприятные факторы. Показано, что принципиальных отличий между женской и мужской стратегией выживания в экстремальных ситуациях и защиты своего дела как таковых не существует. Исследование, охватившее пять субъектов Российской Федерации и Москву, проводилось в 1997 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-12-2005
Светлана Юрьевна Барсукова Социологические исследования. 1999.  № 9. С. 75-84. 
Практика женского предпринимательства рассматривается на материале социологического исследования, проведенного в декабре 1997 г. Центром политических технологий по заказу Center of Independent Private Enterprise (руководитель В.Радаев). Особенности бизнеса анализировались на двух уровнях: базовых различий экономических характеристик возглавляемых женщинами предприятий и поведенческих моделей и оценочных суждений женщин-предпринимателей. Анализировались следующие аспекты темы: отраслевая принадлежность и размер предприятий, возглавляемых женщинами; гендерная специфика оценки предпринимателями престижа предпринимательской деятельности; женское предпринимательство и негативная практика российского бизнеса; специфика отношений женщин-предпринимателей с партнерами.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-02-2006
А.М. Макаров, Н.Ф. Павлова, А.В. Соколовский, Н.Э. Решетова Социологические исследования. 1998.  № 8. С. 135-137. 
В заметке представлено видение руководства предприятий угольной промышленности социальных изменений, произошедших после их акционирования. Один их основных выводов: никто из респондентов не указал на снижение противоречий между руководящими и рядовыми работниками АО. Это неизбежно ведет к возрастанию недоверия и подозрительности между данными группами, что крайне нежелательно в условиях конкуренции промышленных объектов в отрасли. Опросы руководителей АО поводились с 1994 по 1996 годы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-05-2006
Сергей Семенович Балабанов, Геннадий Леонидович Воронин, Л. Я. Французова Социологические исследования. 1993.  № 2. С. 8-12. 
Представления о «новых» деловых людях, которые существуют в массовом сознании, авторы анализируют, опираясь на результаты исследования, проведенного в Нижегородской области в 1992 г. Объектом исследования выступали учащиеся 11 классов общеобразовательных школ и профтехучилищ, а также педагоги школ и ПТУ. Реконструированный на базе полученных данных имидж оказывается настолько приукрашенным и идеализированным, оторванным от реалий современной жизни, что это заставляет исследователей обратиться к поиску единого источника формирования образа бизнесмена среди наших граждан.
ресурс содержит прикрепленный файл