Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 23-09-2005
Сергей Дмитриевич Морозов Социологические исследования. 1999.  № 2. С. 102-105. 
В статье подобран материал, ценный, с точки зрения автора, тем, что позволяет расширить представление об истоках низшего слоя отечественных предпринимателей, об отраслевых, этнических и локальных традициях российского бизнеса. Собственно говоря, работа состоит из перечисления поволжских промыслов, описания которых основаны на данных земской статистики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-02-2007
Эдуард Николаевич Фетисов Социологические исследования. 2000.  № 3. С. 149-150. 
Рецензия на книгу: Н.Я. Павлюк. СВОБОДНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: СОЦИОЛОГИЯ СТАНОВЛЕНИЯ. СПб.: Политехника, 1998. 303 с.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2005
И.К. Клестов Социологические исследования. 1993.  № 9. С. 84-92. 
Автор вносит свой вклад в критику существующих моделей коллектива-собственника, однако считает, что основным недостатком российского варианта этих моделей является не коллективизм, а унаследованный от прошлого административный тип отношений на коллективных предприятиях. Сравнивая реальные и возможные модели самоуправления на предприятиях, автор выделяет три основных: управление, конфликт и партнерство. Последняя модель характеризуется как наиболее перспективная.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-05-2006
Владимир Давидович Шапиро, В.В. Черьяков Социологические исследования. 1993.  № 2. С. 3-8. 
В статье анализируются результаты зондажного исследования, которое было проведено в начале сентября 1992 г., когда стало известно о предстоящей широкой раздаче приватизационных чеков (ваучеров). Исследовательские процедуры делились на две относительно самостоятельные части: формализованный анкетный опрос читателей четырех московских газет и специализированный опрос по методике «фокус-групп». Заказчика интересовало исследование индивидуальных экономических стратегий москвичей. Ученых же привлекала возможность изучения способов ориентации и механизмы выработки мотивов экономического поведения в непростой социальной ситуации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-12-2005
Социологические исследования. 1999.  № 7. С. 78-90. 
Очно-заочный «круглый стол» организован по инициативе журнала на экономическом факультете Академии труда и национальных отношений весной 1998 г. в рамках проекта «Новые маргинальные группы в структуре российского общества» при поддержке Московского общественного научного фонда. В обсуждении приняли участие, в частности, А.Шулус, Ю.Попов, И.Грачев, А.Чепуренко, А.Авилова, А.Рунов, А.Возьмитель, А.Блинов, А.Чирикова, П.Половинкин и др. Материал структурирован по следующим темам: российское малое предпринимательство – основные черты и условия деятельности; кто формирует слой малого предпринимательства?; особенности положения различных групп в малом предпринимательстве; проблемы и перспективы развития малого предпринимательства. Заключают публикацию реплики о положении малого предпринимательства после финансового кризиса августа 1998 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-05-2007
Н.Е. Вьюжанина Социологические исследования. 2004.  № 4. С. 124-126. 
Статья основана на проведенном в декабре 2001 г. исследовании по изучению развития малого и среднего предпринимательства в республике Татарстан. Исследование показало, что малый и средний бизнес в республике является достаточно молодым, имеет в основном мужской "характер", предприниматели отличаются сравнительно высоким образовательным уровнем и представляют самый работоспособный возраст. Уровень жизни опрошенных выше, чем наемных работников. Анализ открытых вопросов показывает, что среди предпринимателей сильны "негативные" настроения, которые во многом обусловлены деятельностью местных органов управления. Существует значительный дефицит информации о деятельности правительства республики, что снижает эффективность его политики в сфере предпринимательства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-01-2006
Н.В. Авдошина Социологические исследования. 2001.  № 7. С. 57-63. 
Автор считает, что основные причины отсутствия положительной динамики в малом промышленном бизнесе Самарской области следует искать в непоследовательной политике федеральной власти и несовершенном законодательстве. Вместе с тем, существует ряд вопросов, решение которых относятся к компетенции местной власти. Автор рассказывает о результатах социологического исследования, посвященного выявлению факторов местного оперативного влияния на деятельность малых предприятий. Исследование было проведено НИИ социальных технологий Самарского госуниверситета совместно с Комитетом государственной статистики и Главным управлением труда Администрации Самарской области в сентябре-декабре 2000 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-05-2006
Светлана Гавриловна Климова, Л.Г. Дунаевский Социологические исследования. 1993.  № 5. С. 64-69. 
Авторы обращаются к вопросу о том, как российские коммерсанты ведут себя по отношению к партнерам и подчиненным. Свои выводы они строят на материале исследования, проведенного в нескольких коммерческих организациях Москвы. Конкретным объектом изучения выступали сотрудники фирм, занятых интеллектуальным трудом: информационным обслуживанием, производством проектов и технологий, банковским делом. В результате авторам удалось выделить комплекс социально-демографических характеристик нового предпринимателя. В этом комплексе сочетаются элементы «патриархальной» и «индустриальной» культуры в веберовском понимании этих терминов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-07-2006
Елена Викторовна Адаменко, Илья Федорович Кононов Социологические исследования. 1995.  № 8. С. 68-75. 
Контент-анализ материалов печатных СМИ, посвященных развитию и становлению частного сектора (Луганск, Донецк, 1995 г.) показывает, что региональная пресса пребывает на самой начальной стадии осмысления этой тематики. Приняв в целом положительное отношение к феномену предпринимательства, газеты преподносят его через разрозненную совокупность отдельных, не всегда удачных, вынутых из общего контекста примеров. Вывод: СМИ в отношении частного сектора не могут пока выполнять ни когнитивные, ни коррекционные функции, не говоря уже о функции общественного контроля.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-12-2005
В.М. Кирюхина Социологические исследования. 1999.  № 11. С. 134-136. 
Материалом для статьи послужили данные исследования, проведенного в мае-июне 1998 г. на одном из крупных предприятий Челябинской области со смешанной формой собственности. Приводятся результаты опроса о предпочтительной форме собственности на предприятие, о характерных чертах собственника и хозяина. Отмечается, что при всем неприятии богатых к хозяину люди относятся преимущественно позитивно. В сознании большинства приватизация отражена как неудачный эксперимент. Владельцы акций предприятия – его работники не считают тем не менее себя его собственниками: мелкие акционеры не имеют фактически никаких прав по управлению своей собственностью.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-07-2005
Эдуард Николаевич Фетисов, Игорь Георгиевич Яковлев Социологические исследования. 1993.  № 1. С. 24-30. 
Авторы статьи представляют "предпринимателя" как хозяйственного субъекта, функцией которого является осуществление новых комбинаций в производстве или обращении. Предприниматель организуя всевозможные союзы, лиги, ассоциации, политические объединения, становится пионером формирования гражданского общества, важным фактором социального прогресса. Основная проблема, которая ставится в статье, - какова взаимосвязь «экономического» и «социального» в предпринимательской деятельности? Авторы пытаются ответить на этот и связанные с ним вопросы с помощью теории и практики предпринимательства как особого рода социальной деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-03-2007
А.В. Васильев Социологические исследования. 1990.  № 5. С. 16-21. 
С целью изучения влияния акционерных отношений на изменения в общественном сознании в 1989 г. было проведено социологическое исследование на Львовском ПО «Конвейер», выборка по анонимной анкете составила 3 тыс. человек. Для сравнительного анализа были использованы сопоставимые данные анкетирования, проведенного примерно в это же время на ПО «Азовмаш», в Мариупольском и Севастопольском горисполкомах. Только 37,5% рабочих и 61,8% управленцев были полностью удовлетворены вступлением в акционерные отношения (и это при 20% годовых дивидендов). По-видимому, сказалась неуверенность в будущем акций как слишком необычного нововведения, и только Съезд народных депутатов СССР прибавил уверенности в позитивных переменах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-02-2006
Лариса Григорьевна Борисова Социологические исследования. 2001.  № 9. С. 68-76. 
Автор статьи поднимает ряд вопросов о бизнес-жизни современных подростков: что побуждает школьников заниматься бизнесом, что им дает это занятие, кто проявляет экономическую инициативу – бедные или богатые? Цель работы – анализ плюсов и минусов включения подростков в экономические отношения, изучение двойственного влияния бизнеса на их сознание и поведение – социализирующее и криминализирующее. Эмпирический материал – данные опроса 1600 выпускников средних школ Томска, Барнаула, Новосибирска. Анализируя их, автор отмечает формирование противоположных тенденций социализации молодежи в обществе с рыночной экономикой. Первая – позитивные жизненные ориентации (стремление продуктивно и честно работать, формирование социальных качеств, необходимых для освоения предлагаемых обществом правил поведения, интерес к знаниям, бескорыстное отношение к людям и делу). Вторая – стремление к наживе, потребительство, обман, использование любых средств ради достижения цели.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-12-2005
В.И. Савкин Социологические исследования. 1999.  № 7. С. 95-98. 
Приведя общие статистические данные об отраслевой структуре российского малого предпринимательства, автор сосредоточился на анализе данных проведенных им социологических исследований в Московском регионе (1997 г.) и Ставропольском крае (1998 г.). Выделяются трудности предпринимательской деятельности в оценках самих предпринимателей. Среди них несовершенство экономической политики и слабая государственная поддержка малого бизнеса; финансово-кредитные проблемы; конкуренция на рынке; кадровые трудности; трудности реализации продукции и услуг; правовая незащищенность; несовершенство налоговой системы; рэкет. Ставятся проблемы теневой предпринимательской деятельности, вопросы «крыш» как со стороны криминальных структур, так и государственных, прежде всего силовых, служб.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-02-2007
Светлана Юрьевна Барсукова Социологические исследования. 2000.  № 3. С. 51-58. 
В данном исследовании был проведен сравнительный анализ дескриптивных характеристик и оценочных суждений предпринимателей, деятельность которых начиналась в разное время. Типология предпринимателей построена на основе периодизации развития бизнес-среды. В основе исследования лежит гипотеза, согласно которой время "прихода" в бизнес в значительной степени определяет характер диалога предпринимателей с представителями групп интересов во внешней среде. Категория "предприниматель" понимается как объединяющая группы руководителей-собственников и наемных топ-менеджеров.
ресурс содержит прикрепленный файл