Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 06-07-2006
Наталья Олеговна Болдышева Социологические исследования. 2005.  № 8. С. 51-54. 
Региональная неравномерность распределения миграционных потоков, их влияние на региональные рынки труда, а также нелегальная миграция – общие проблемы России и США. В частности, эти проблемы проявляются и в сфере предпринимательской деятельности иммигрантов. Для их анализа в статье использованы данные зарубежных ученых, статистическая информация по вопросам миграции, труда и занятости в США, а также материалы собственных наблюдений автора за деятельностью двух фирм, принадлежащих индийским иммигрантам в США.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-04-2006
Николай Иванович Дряхлов, Владимир Александрович Давыденко Социологические исследования. 1996.  № 6. С. 120-125. 
Авторы считают, что понятия, которыми оперирует официальная российская статистика, не подходят для описания реально существующей экономической действительности. Само по себе употребление категорий «предпринимательский доход» или «предпринимательская деятельность» не гарантируют возникновения тех реалий, для описания которых была создана концепция «классического предпринимательства», или «экономического человека». Авторы считают, что в российской экономике ключевые модели предпринимательского поведения организованы по принципу доминирования «номенклатурного» статусно-ролевого образца с вертикальной иерархией власти. Исходя из гипотезы о том, что предпринимательство в России есть модификация бывшего номенклатурного управления, авторы соответствующим образом рассматривают проблемы современной российской экономики, например, проблему криминализации бизнеса.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-04-2006
Эдуард Николаевич Фетисов, Игорь Георгиевич Яковлев Социологические исследования. 1994.  № 2. С. 33-38. 
Исследования по программе НИР (1992–1993 гг.) позволили уточнить условия, способствующие как возрождению среди россиян духа инициативы и предпринимательства, так и максимальному раскрытию его социальных функций. Это – стабильная и последовательная государственная политика поддержки бизнеса: принятие соответствующей законодательной базы, установление разумной налоговой системы, формирование элементов рыночной инфраструктуры и т.д. Эти меры должны дополняться специальными механизмами стимулирования малого бизнеса – системой налоговых (кредитных) льгот для объектов, производящих наиболее нужные обществу товары и услуги.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-02-2006
Исаак Моисеевич Модель, Бэлла Савельевна Модель Социологические исследования. 1997.  № 10. С. 10-15. 
В структуре профессиональной культуры авторы выделяют две стороны: праксиологическую и ментальную. Первая характеризует способ взаимодействия субъекта с орудиями и предметом труда, а также степень его готовности к конкретному виду деятельности. На этом уровне элементами профессиональной культуры выступают профессиональные знания, навыки и умения, в том числе стиль профессионального мышления. Вторая сторона представляет собой интегральную характеристику сознания и самосознания субъекта профессиональной культуры, нравственно-мировоззренческих и эстетических предпосылок деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-04-2006
Олег Викторович Ромашов Социологические исследования. 1996.  № 9. С. 63-69. 
В настоящей статье автор использует результаты опроса, проведенного в феврале-марте 1995 г. Международным институтом менеджмента в Лозанне и Московской международной школой бизнеса «Мирбис» среди руководителей акционированных и приватизированных предприятий. Результаты опроса не подтверждают тезиса о стабилизации экономической ситуации в России, который усиленно озвучивают чиновники. В статье обобщаются аргументы, которыми руководители предприятий подтверждают свои пессимистические прогнозы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-02-2006
Лилия Васильевна Бабаева Социологические исследования. 1998.  № 8. С. 134-135. 
Автор заметки, сопоставляя результаты проводившегося параллельно исследования «женских предприятий» в США и России (1994–1996 гг.), приходит к выводу о кардинальном различии проблем, которые стоят перед россиянками и американками, ведущими свое дело. Основные проблемы женщин-предпринимателей в нашей стране находится за рамками бизнеса: нестабильность финансовой системы, инфляция, коррупция властей, рэкет и мафия и т.п. Их американских визави беспокоят сугубо предпринимательские вопросы: получение прибыли, поддержание роста бизнеса, управление притоком денег, новые технологии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2007
Зинаида Тихоновна Голенкова, Елена Давыдовна Игитханян Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 29-37. 
В поле исследования авторов входят индивидуальные предприниматели (представители малого бизнеса). К данной категории отнесены те, кто организуют и осуществляют собственное дело единолично или в кооперации с несколькими партнерами, привлекая порой нескольких наемных работников. Отмечается, что по данным государственной статистики данная группа насчитывала в 2005 г. 894 тыс. человек. Абсолютное большинство малых предприятий сосредоточено в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспорта и бытовой технике, в транспорте и связи, в операциях с недвижимым имуществом. В качестве эмпирической базы использованы данные Росстата и материалы социологического исследования РОМИР (2005 г.). Результаты исследования ИКСИ РАН (2003-2004 гг.) привлечены к рассмотрению особенностей отношения россиян к предпринимателям и предпринимательству. Обращено внимание на специфику социального окружения и социальных связей предпринимателей, включая внутрисемейные отношения, оценивается уровень социально-политической активности данного слоя населения. Как следует из привлекаемых результатов опросов, индивидуальные предприниматели в целом богаче наемных работников, однако и они не отличаются высоким уровнем материального достатка. В этой группе высокое значение придается экономической свободе как необходимому условию улучшения благосостояния. Понятие «социальная справедливость» представители данной социальной группы понимают преимущественно как равенство всех перед законом (50%), и в меньшей степени как личную свободу (18%), сильную и справедливую власть (14%), справедливое распределение материальных благ (7%) или подлинное народовластие (3%).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-11-2005
Валерий Червяков, В.А. Чередниченко, Владимир Давидович Шапиро Социологические исследования. 1992.  № 10. С. 44-52. 
Сопоставления данных опроса занятого населения и оценок экспертов (1991–1992 гг.) позволяет говорить о следующем. Несмотря на острую критичность и неприятие частью населения (около 33%) предпринимательства и предпринимателей, значительная часть рядовых граждан России (50%) видит в частном секторе силу, которая способна экономически и морально оздоровить общество, и готова принять бизнесменов такими, какие они есть, руководствуясь при этом прагматическими соображениями.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-01-2005
Frank Heider
Перев.: И.Е. Сум-Шик (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2000.  № 3. С. 70-78. 
В Германии существуют коллективные предприятия (их также называют "самоуправляемые предприятия"), совладельцами которых являются сотрудники. В 80-е годы велись жаркие споры о политической роли таких форм предпринимательства, об их экономической целесообразности. Для России, где идет активное становление предприятий разных форм собственности, данные немецких социологов могут представить известный интерес.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-07-2003
Светлана Юрьевна Барсукова Социологические исследования. 2002.  № 4. С. 3-12. 
Обсуждаются взаимосвязи, характеризующие неформальную экономику в контексте солидаристских отношений.Анализируются условия возникновения групповой солидарности: убежденность в себеподобии тех, кто объединен понятием мы. Понятно, что термины солидарность и идентичность не тождественны. Идентичность - это процесс выделения себя из среды других, но необязательно участников конфликтных отношений. Солидарность же базируется на дуализме мы и они, рассматриваемых во взаимном конфликте. Групповая солидарность имеет место тогда, когда 1) жизненные обстоятельства, присущие группе, осознаются как неблагоприятные; 2) характер несчастий объявляется универсальным для нее; 3) находятся виновные в создавшемся тягостном положении; 4) ситуация облекается определенной риторикой, приобретая устойчивую дискурсную форму. Солидарность - это особый тип социального взаимодействия, при котором моральное долженствование переводит ресурс идентичности в плоскость реальной деятельности. В этом смысле солидарность противостоит сотрудничеству, как калькулируемому балансу противоречивых интересов. Солидарность здесь выступает способом объяснения неудовлетворенности свои интересов через реализованность интересов социальных контрсубъектов. Солидарность правомерно обсуждать как: феномен сознания; источник социального действия; индикатор субъектности группы. Далее автор (выделив мифологическое и реальное в практиках солидаризации) анализирует факторы, обусловливающие мигрантскую солидарность, такие, как принижение и угнетение, культурно-лингвистические различия, возможность возвращения домой, национальные и культурные традиции. Собранные данные позволяют раскрыть причины, тормозящие проявление солидарности в российской мигрантской среде, среди которых следует отметить невостребованность компактного проживания мигрантов, их нежелание придавать огласке факт принадлежности к маргинальному слою и др. Что касается предпринимателей, то все прогнозы относительно скорой объективации агентского потенциала данной группы не сбываются. Это связано с аморфностью их политических пристрастий и ничтожностью членства в предпринимательских союзах. Выход из сложившегося тупика видится российскими бизнесменами в симбиозе властных и предпринимательских структур, в неформальных связях их представителей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-07-2006
Екатерина Петровна Чикунова Социологические исследования. 1995.  № 8. С. 75-79. 
Полноценно функционирующая система независимого аудирования финансовых отчетов – фактор социально-экономической стабильности и гармонизации интересов не только непосредственных участников процесса, но и отношений в обществе, утверждает автор. Сравнительное изучение ожиданий общественного мнения относительно аудита у нас и за рубежом показывает, что в обоих случаях имеется «экспектационный разрыв» (несоответствие ожиданий реальным возможностям данного механизма контроля). Отличие в том, что в странах совокупного Запада этот «разрыв» восходит к переоценке роли аудита в оздоровлении предпринимательского поведения, а в России – на явной его недооценке.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-10-2005
Сергей Васильевич Гришаев, Валентин Геннадьевич Немировский Социологические исследования. 1999.  № 5. С. 40-43. 
В статье анализируются результаты социологического исследования, проведенного в 1998 г. Красноярским краевым комитетом государственной статистики с целью изучения молодежного предпринимательства в Красноярске. Исследование проводилось по специально разработанному опроснику методом формализованного интервью. Использовалась случайная выборка. С помощью факторного анализа в среде молодых предпринимателей были определены 6 основных ценностных ориентаций.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-11-2005
Жанна Михайловна Грищенко, Л.Г. Новикова, И.Н. Лапша Социологические исследования. 1992.  № 10. С. 53-61. 
Суммирование результатов эмпирического изучения социально значимых характеристик предпринимательского слоя в Республике Беларусь (1992 г.). 1) новая социальная группа в основном рекрутируется из представителей технической интеллигенции, научных работников и в меньшей степени бывших «теневиков»; 2) самое серьезное препятствие для белорусских бизнесменов – непродуманная политика государственных органов республики; 3) вопреки мнению люмпенов, материальное положение предпринимателей не столь уж замечательно («купаются в роскоши» только 4,5%); 4) в большинстве предприниматели пока аполитичны, однако в результате давления властей 57% их считают целесообразным выход своего социального слоя на политическую арену.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-05-2006
Полина Владиславовна Малышева Социологические исследования. 2000.  № 6. С. 133-135. 
Статья посвящена вопросу о востребованности социологических измерений и основана на изучении социологических центров Москвы. Исследование проведено в феврале 1999 г., рассматривались исследовательские фирмы, их клиенты, структура и характеристики рынка. Анализировались следующие аспекты деятельности центров: поиск аналитической, рекламной, справочной информации; определение стоимости услуг на измерения; выяснение видов и методов социологических исследований и способов представления результатов; определение лидеров и аутсайдеров данного вида бизнеса; описание внутренней структуры социологических фирм (исходя из того, что услуги, предоставляемые московскими фирмами, разделяются на 3 группы: маркетинговые, политические, медиа измерения).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-12-2005
Юрий Львович Качанов Социологические исследования. 1999.  № 9. С. 33-40. 
Автор дает определение понятия «социальная группа предпринимателей», подчеркивая его двойственность: оно означает, с одной стороны, форму социального действия как модель возможных практик («предпринимательство»), с другой – рефлексию действительных практик («бизнес-слой»). Объединение этих двух планов возможно, если социальные условия предпринимательского действия, взятого в обобщенной и абстрактной возможности, станут условиями подлинного действия. Потому «социальной группы предпринимателей» в подлинном смысле не существует, он – своего рода научный фантом, а отсюда – и проблемы с дефинициями этого понятия.
ресурс содержит прикрепленный файл