Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 28-10-2005
Владимир Петрович Горяинов Социологические исследования. 1992.  № 4. С. 46-51. 
В тексте подводятся некоторые итоги исследования своеобразия социального менталитета современных руководителей. На основе типологии общественных ценностей и ролевого поведения (доминирование и зависимость – максимизация материальных и психологических выгод – взаимопонимание и взаимообогащение) выделяется три основные вида структуры сознания управленцев: рыночный, властный, диалоговый. В ходе исследования также выявлено несоответствие социотипа рынка как такового от идеалов руководителей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-05-2006
С.Н. Быкова Социологические исследования. 1990.  № 11. С. 89-96. 
Автор анализирует результаты поискового исследования, проведенного в одном из районов Москвы в 1989 г. В цели исследования входило как изучение социальных аспектов трудовой деятельности специалистов в кооперативах сферы науки, так и отработка методики их изучения. Основные методы – анализ документов, включенное наблюдение, неформальное интервью с руководителем, анкетный опрос сотрудников. В статье освещаются вопросы о кадрах научных кооперативов, о режиме и оплате труда, об отношении общества к предприятиям подобного рода.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-07-2006
Анна Семеновна Готлиб, Галина Сергеевна Зеленова Социологические исследования. 1995.  № 8. С. 60-62. 
Пилотное (поисковое) исследование степени сформированности маркетинговой ориентации предприятий легкой и пищевой промышленности Самары (1994 г.). Сопоставление таких показателей, как: места служб маркетинга в организационной структуре объекта, их статуса и укомплектованности профильными специалистами позволяет сделать заключение. Процесс укоренения маркетинговой стратегии на производстве, безусловно, стартовал, но ее разработка и внедрение находятся пока на довольно низком уровне, недостаточном для экономики конкурентного типа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-06-2005
Николай Павлович Ващекин, Светлана Ивановна Королева Социологические исследования. 2001.  № 6. С. 77-84. 
В статье представлены результаты исследования, проведенного в 1999–2000 гг. в Москве. Бедность значительной части москвичей, нехватка оборотных средств у значимой части субъектов малого предпринимательства рынка товаров и услуг помещают Россию в контекст современных глобальных тенденций. Экономическое и социальное поведение заметной части граждан определяется императивами элементарного выживания, что характерно для регионов «третьего мира». Масштабы бедности накладывают ограничения на перспективы организации форм торговли. Если половина москвичей (51%) стремится на мелкооптовые рынки, чтобы сэкономить рубль, не может идти речи о распространении экономически целесообразной крупной торговли с низкими издержками.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-07-2006
Владимир Исаакович Верховин, Сергей Борисович Логинов Социологические исследования. 1995.  № 8. С. 62-68. 
Авторы статьи предпринимают попытку осмысления обобщенных характеристик поведения предпринимателей. Оно, по их мнению, тогда становится эффективным, когда лежащее в его основе стремление к инновациям и нацеленность на успех реализуются в рамках предпринимательской культуры, включающей в себя инструментальные и терминальные ценности, стандарты и образцы поведения, которые инициируют венчурный модус социальных действий. В тексте также описаны восемь наиболее типичных поведенческих профилей бизнесменов: инвестиционный, инвенторный, организационный, посреднический, аквизиционный, коммерческий, конъюнктурно-игровой, консалтинговый.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-04-2007
Д.Д. Сазонова, С.Н. Сазонов Социологические исследования. 2006.  № 7. С. 61-69. 
Опираясь на данные различных источников, авторы утверждают, что для нынешнего этапа развития фермерского движения характерен синергический эффект нескольких отрицательных явлений. Это недостаточная поддержка фермерства со стороны федеральных и местных властей, отрицательный опыт разорившихся фермеров, а также крайне низкие экономические показатели действующих хозяйств.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-06-2005
Д.К. Боконтаева Социологические исследования. 1998.  № 3. С. 31-35. 
Автор анализирует фермерство как форму частного предпринимательства, используя данные Национального комитета статистики Киргизии и специального опроса киргизских фермеров лета 1995 г. Выделяются фермерские хозяйства, ориентированные на товарное или натуральное производство; индивидуально-семейного или совместно-партнерского типа; различающиеся по количеству обрабатываемой и арендуемой земли, по привлечению дополнительной рабочей силы. Исследуются особенности фермерства в Киргизии, связанные со спецификой сельской социальной общности, социально-психологическими особенностями фермеров, уровнем их образования, прежними занятиями. Рассматривается мотивация деятельности современных фермеров, их проблемы, связанные с получением кредитов, реализацией продукции и т.д., а также ситуации противодействия фермерам руководителей колхозов и совхозов. Ставится проблема фермерской кооперации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-04-2006
К. Ясецкий, В. Веселовский Социологические исследования. 1996.  № 6. С. 135-138. 
Авторы считают, что говорить о предпринимателях Польши как о зрелом, сформировавшемся слое или классе пока рано. Поэтому в настоящее время уместнее говорить о нескольких классах. С точки зрения авторов, в современной Польше существуют пять групп и четыре вида ресурсов, на основании которых рождались польское рыночное хозяйство и польский капитализм. К наиболее типичным каналам рекрутизации новых капиталистов в статье отнесены: 1) прошлая номенклатура; 2) инициаторы-предприниматели; 3) прокапиталистические менеджеры; 4) носители новых идей и технологий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-12-2005
Леонид Ефимович Душацкий Социологические исследования. 1999.  № 7. С. 91-95. 
В основу статьи положены материалы исследования, посвященного изучению доминирующих мотивов деятельности предпринимателей, проведенного в 1995-1997 гг. в трех регионах России (Владивостоке, Калмыкии, Новосибирске). Рассматриваются предпочтения, связанные с безопасностью, экологией, культурой и т.д. В комплексе ценностно-мотивационных ориентаций предпринимателей богатство занимает лишь пятое место (как мотив предпринимательской деятельности – второе). Среди важнейших жизненных целей предпринимателей фигурируют достижение определенного социального статуса и престижа в обществе, мотивы собственного достоинства, успеха своего «дела». Властные амбиции как мотив деятельности оказались непопулярны. Автор делает вывод, что мотивация жизни предпринимателя осуществляется по линии дело-статус-потребление, а мотивация профессиональной деятельности по линии дело-потребление-статус, что мотивации отечественных предпринимателей соответствуют классическим образцам.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-04-2006
Г А Родионова Социологические исследования. 1994.  № 2. С. 111-114. 
Ценностные ориентации, такие как самореализация, материальный успех, благополучие близких и пр. – более эффективный социальный регулятор, чем любой внешний контроль. Опрос управляющих малых приватизированных предприятий Нижнего Новгорода (1993 г.) на предмет этики бизнеса позволил выделить три примерно равные по численности группы менеджеров, отличающиеся по своим ценностным подходам: «зарождающийся бизнес», «зрелый бизнес» и «старые управленцы» (бывшие советские администраторы, принявшие участие в приватизации). К сожалению, у всех типов руководителей выявлена единая характеристика – игнорирование проблем социально-культурной среды, в которой разворачивается их предпринимательская деятельность.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-07-2006
Лилия Васильевна Бабаева Социологические исследования. 1995.  № 8. С. 79-86. 
Результаты опроса директорского корпуса с целью выяснения влияния приватизации на сознание и поведение руководителя предприятия (Москва, Воронеж, Екатеринбург, Смоленск, 1992–1993 гг.) показали следующее. На вербальном уровне директорат предприятий частного сектора демонстрирует ярко выраженную прорыночную ориентацию; в госсекторе такие настроения лишь несколько меньше. Вместе с тем, представления изучаемой социальной группы об экономической ситуации противоречивы и сумбурны. На лицо стремление воспользоваться выгодами рынка и установить контроль над своим объектом, однако подлинно конкурентный подход к руководству им пока отсутствует.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-08-2005
Алла Евгеньевна Чирикова Социологические исследования. 1997.  № 11. С. 78-90. 
Автор излагает замысел проведенного исследования и методы его проведения. Исследовались как мужское, так и женское предпринимательство методом глубинного интервью. Рассматриваются внутренние цели лидеров российского предпринимательства и оценка ими собственных достижений. Анализ темы подразделяется на следующие проблемы: этика служения и этика самоутверждения – быть или иметь?; этика и бизнес в оценках лидеров бизнеса; этические установки лидеров женского предпринимательства; личностная картина богатства – меняют ли деньги человека? Автор резюмирует, что этический портрет российского бизнеса противоречив и для предпринимательского сообщества ориентиром служат индивидуальные этические стратегии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-08-2005
Николай Иванович Дряхлов, Владимир Александрович Давыденко, Ирина Николаевна Юрченко Социологические исследования. 1997.  № 11. С. 90-99. 
В статье ставится вопрос о российском предпринимательстве и бизнесе в социокультурном эстетико-этическом контексте. Отмечается, что современное конкурентоспособное предпринимательство интегрирует и аккумулирует в себя не только элементы экономической активности или деловой активности, но и элементы эстетико-этических начал – гармонии, прекрасного, экспрессии, выразительности, совершенствования форм и функций процесса и результата труда предпринимателя. Это накладывает свои особенности на процесс конкуренции, на отношение к запросам потребителя. Предпринимательское поведение определяется как понятие, обозначающее специфический социокультурный вид активности личности (фирмы), связанной с возможностью распоряжения творческой деятельностью, ресурсами, результатами труда. Предпринимательство рассматривается как творческий акт.
ресурс содержит прикрепленный файл