Социологические исследования
1970 1975 1976 1978 1979 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Выпуски:
«Челночный» бизнес в Казани [статья]
Опубликовано на портале: 13-02-2006
В.В. Иванов, Юрий Юрьевич Комлев, Л.Г. Толчинский
Социологические исследования.
1998.
№ 11.
С. 40-44.
Текст содержит результаты конкретных социологических исследований «челночного» сектора торговли в г. Казани (1995 и 1997 гг.), которые показали следующее. «Челночество» стало способом выживания активных и трудоспособных горожан, оказавшихся не у дел в результате стагнации «нормальной» экономики. Однако при наличии некоторых положительных сторон (ориентация на рациональный тип экономического поведения, предприимчивость, инициативность и т.п.) данная форма трудоустройства в конечном счете ведет к маргинализации и депрофессионализации людей, которые вряд ли смогут впоследствии вернуться к прежней профессии.


Опубликовано на портале: 07-12-2004
Леонид Ефимович Душацкий
Социологические исследования.
1998.
№ 1.
С. 68-72.
На основе социологических данных автор рассматривает субъективные и объективные условия
предпринимательства, в частности, реакцию предпринимателей на неблагоприятные факторы
внешней среды и особенности их морально-правового поведения. Эмпирической базой исследования,
выполненного сотрудниками Института социологии РАН, явились данные опроса 315 мелких
и средних предпринимателей,
проведенного в 1995 г. в трех регионах страны: Владивостоке, Новосибирске и Калмыкии.
В статье дана типология социальных типов российских предпринимателей, разработанная
исследователями, которая позволяет дифференцировать предпринимателей на культурных
(цивилизованных) и «диких» (нецивилизованных). Она строится на трех взаимосвязанных
и дополняющих друг друга переменных: законопослушности, профессионализме и морально-этических
аспектах деятельности.


Опубликовано на портале: 10-02-2006
Алла Евгеньевна Чирикова
Социологические исследования.
1998.
№ 10.
С. 68-76.
В статье, на материалах глубинного интервьюирования женщин, добившихся успеха на стезе предпринимательства, анализируются переживание ими рисков и страхов, сопровождающих лидерство в бизнесе. Описаны модели поведения деловых женщин в стрессовых ситуациях: угроза рэкета, давление и произвол властей, нецивилизованная конкуренция, другие неблагоприятные факторы. Показано, что принципиальных отличий между женской и мужской стратегией выживания в экстремальных ситуациях и защиты своего дела как таковых не существует. Исследование, охватившее пять субъектов Российской Федерации и Москву, проводилось в 1997 г.


Изменения в социальной сфере и трудовых отношениях в акционерных обществах угольной промышленности [статья]
Опубликовано на портале: 07-02-2006
А.М. Макаров, Н.Ф. Павлова, А.В. Соколовский, Н.Э. Решетова
Социологические исследования.
1998.
№ 8.
С. 135-137.
В заметке представлено видение руководства предприятий угольной промышленности социальных изменений, произошедших после их акционирования. Один их основных выводов: никто из респондентов не указал на снижение противоречий между руководящими и рядовыми работниками АО. Это неизбежно ведет к возрастанию недоверия и подозрительности между данными группами, что крайне нежелательно в условиях конкуренции промышленных объектов в отрасли. Опросы руководителей АО поводились с 1994 по 1996 годы.


Опубликовано на портале: 07-02-2006
Лилия Васильевна Бабаева
Социологические исследования.
1998.
№ 8.
С. 134-135.
Автор заметки, сопоставляя результаты проводившегося параллельно исследования «женских предприятий» в США и России (1994–1996 гг.), приходит к выводу о кардинальном различии проблем, которые стоят перед россиянками и американками, ведущими свое дело. Основные проблемы женщин-предпринимателей в нашей стране находится за рамками бизнеса: нестабильность финансовой системы, инфляция, коррупция властей, рэкет и мафия и т.п. Их американских визави беспокоят сугубо предпринимательские вопросы: получение прибыли, поддержание роста бизнеса, управление притоком денег, новые технологии.


Опубликовано на портале: 08-06-2005
Д.К. Боконтаева
Социологические исследования.
1998.
№ 3.
С. 31-35.
Автор анализирует фермерство как форму частного предпринимательства, используя данные Национального комитета статистики Киргизии и специального опроса киргизских фермеров лета 1995 г. Выделяются фермерские хозяйства, ориентированные на товарное или натуральное производство; индивидуально-семейного или совместно-партнерского типа; различающиеся по количеству обрабатываемой и арендуемой земли, по привлечению дополнительной рабочей силы. Исследуются особенности фермерства в Киргизии, связанные со спецификой сельской социальной общности, социально-психологическими особенностями фермеров, уровнем их образования, прежними занятиями. Рассматривается мотивация деятельности современных фермеров, их проблемы, связанные с получением кредитов, реализацией продукции и т.д., а также ситуации противодействия фермерам руководителей колхозов и совхозов. Ставится проблема фермерской кооперации.

