Социологические исследования
1970 1975 1976 1978 1979 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Выпуски:
В лабиринтах предпринимательства [статья]
Опубликовано на портале: 02-12-2005
Светлана Юрьевна Барсукова
Социологические исследования.
1999.
№ 7.
С. 146-152.
В статье рассматривается содержание книги В.Радаева «Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика» (М.,1998), посвященной проблемам становления и развития российского предпринимательства, проблемам «вертикального» взаимодействия бизнесменов и властей и «горизонтальных» отношений между предпринимателями. Выделяются стержневые понятия книги – рынки, неформальная экономика и трансакционные издержки. Автор поддерживает тезис книги, согласно которому ратование за ограничение роли государства позицией «ночного сторожа» означает уход в область слишком глубоких абстракций. Особо рассматривается тема взаимоотношений криминального и предпринимательского миров, а также процессов взаимодействия предпринимателей с государственными силовыми структурами. В статье отмечаются и нюансы темы, с точки зрения автора, незаслуженно обойденные в книге, в частности тема собственной партнерской необязательности бизнесменов.


Опубликовано на портале: 08-12-2005
Светлана Юрьевна Барсукова
Социологические исследования.
1999.
№ 9.
С. 75-84.
Практика женского предпринимательства рассматривается на материале социологического исследования, проведенного в декабре 1997 г. Центром политических технологий по заказу Center of Independent Private Enterprise (руководитель В.Радаев). Особенности бизнеса анализировались на двух уровнях: базовых различий экономических характеристик возглавляемых женщинами предприятий и поведенческих моделей и оценочных суждений женщин-предпринимателей. Анализировались следующие аспекты темы: отраслевая принадлежность и размер предприятий, возглавляемых женщинами; гендерная специфика оценки предпринимателями престижа предпринимательской деятельности; женское предпринимательство и негативная практика российского бизнеса; специфика отношений женщин-предпринимателей с партнерами.


Истоки предпринимательства в России (кустари и ремесленники Поволжья XIX – начала XX веков) [статья]
Опубликовано на портале: 23-09-2005
Сергей Дмитриевич Морозов
Социологические исследования.
1999.
№ 2.
С. 102-105.
В статье подобран материал, ценный, с точки зрения автора, тем, что позволяет расширить представление об истоках низшего слоя отечественных предпринимателей, об отраслевых, этнических и локальных традициях российского бизнеса. Собственно говоря, работа состоит из перечисления поволжских промыслов, описания которых основаны на данных земской статистики.


Опубликовано на портале: 02-12-2005
Социологические исследования.
1999.
№ 7.
С. 78-90.
Очно-заочный «круглый стол» организован по инициативе журнала на экономическом факультете Академии труда и национальных отношений весной 1998 г. в рамках проекта «Новые маргинальные группы в структуре российского общества» при поддержке Московского общественного научного фонда. В обсуждении приняли участие, в частности, А.Шулус, Ю.Попов, И.Грачев, А.Чепуренко, А.Авилова, А.Рунов, А.Возьмитель, А.Блинов, А.Чирикова, П.Половинкин и др. Материал структурирован по следующим темам: российское малое предпринимательство – основные черты и условия деятельности; кто формирует слой малого предпринимательства?; особенности положения различных групп в малом предпринимательстве; проблемы и перспективы развития малого предпринимательства. Заключают публикацию реплики о положении малого предпринимательства после финансового кризиса августа 1998 г.


Опубликовано на портале: 14-12-2005
В.М. Кирюхина
Социологические исследования.
1999.
№ 11.
С. 134-136.
Материалом для статьи послужили данные исследования, проведенного в мае-июне 1998 г. на одном из крупных предприятий Челябинской области со смешанной формой собственности. Приводятся результаты опроса о предпочтительной форме собственности на предприятие, о характерных чертах собственника и хозяина. Отмечается, что при всем неприятии богатых к хозяину люди относятся преимущественно позитивно. В сознании большинства приватизация отражена как неудачный эксперимент. Владельцы акций предприятия – его работники не считают тем не менее себя его собственниками: мелкие акционеры не имеют фактически никаких прав по управлению своей собственностью.


Опубликовано на портале: 02-12-2005
В.И. Савкин
Социологические исследования.
1999.
№ 7.
С. 95-98.
Приведя общие статистические данные об отраслевой структуре российского малого предпринимательства, автор сосредоточился на анализе данных проведенных им социологических исследований в Московском регионе (1997 г.) и Ставропольском крае (1998 г.). Выделяются трудности предпринимательской деятельности в оценках самих предпринимателей. Среди них несовершенство экономической политики и слабая государственная поддержка малого бизнеса; финансово-кредитные проблемы; конкуренция на рынке; кадровые трудности; трудности реализации продукции и услуг; правовая незащищенность; несовершенство налоговой системы; рэкет. Ставятся проблемы теневой предпринимательской деятельности, вопросы «крыш» как со стороны криминальных структур, так и государственных, прежде всего силовых, служб.


Опубликовано на портале: 04-10-2005
Сергей Васильевич Гришаев, Валентин Геннадьевич Немировский
Социологические исследования.
1999.
№ 5.
С. 40-43.
В статье анализируются результаты социологического исследования, проведенного в 1998 г. Красноярским краевым комитетом государственной статистики с целью изучения молодежного предпринимательства в Красноярске. Исследование проводилось по специально разработанному опроснику методом формализованного интервью. Использовалась случайная выборка. С помощью факторного анализа в среде молодых предпринимателей были определены 6 основных ценностных ориентаций.


Опубликовано на портале: 08-12-2005
Юрий Львович Качанов
Социологические исследования.
1999.
№ 9.
С. 33-40.
Автор дает определение понятия «социальная группа предпринимателей», подчеркивая его двойственность: оно означает, с одной стороны, форму социального действия как модель возможных практик («предпринимательство»), с другой – рефлексию действительных практик («бизнес-слой»). Объединение этих двух планов возможно, если социальные условия предпринимательского действия, взятого в обобщенной и абстрактной возможности, станут условиями подлинного действия. Потому «социальной группы предпринимателей» в подлинном смысле не существует, он – своего рода научный фантом, а отсюда – и проблемы с дефинициями этого понятия.


Опубликовано на портале: 02-12-2005
Леонид Ефимович Душацкий
Социологические исследования.
1999.
№ 7.
С. 91-95.
В основу статьи положены материалы исследования, посвященного изучению доминирующих мотивов деятельности предпринимателей, проведенного в 1995-1997 гг. в трех регионах России (Владивостоке, Калмыкии, Новосибирске). Рассматриваются предпочтения, связанные с безопасностью, экологией, культурой и т.д. В комплексе ценностно-мотивационных ориентаций предпринимателей богатство занимает лишь пятое место (как мотив предпринимательской деятельности – второе). Среди важнейших жизненных целей предпринимателей фигурируют достижение определенного социального статуса и престижа в обществе, мотивы собственного достоинства, успеха своего «дела». Властные амбиции как мотив деятельности оказались непопулярны. Автор делает вывод, что мотивация жизни предпринимателя осуществляется по линии дело-статус-потребление, а мотивация профессиональной деятельности по линии дело-потребление-статус, что мотивации отечественных предпринимателей соответствуют классическим образцам.

