Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуски:
Опубликовано на портале: 02-12-2005
Светлана Юрьевна Барсукова Социологические исследования. 1999.  № 7. С. 146-152. 
В статье рассматривается содержание книги В.Радаева «Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика» (М.,1998), посвященной проблемам становления и развития российского предпринимательства, проблемам «вертикального» взаимодействия бизнесменов и властей и «горизонтальных» отношений между предпринимателями. Выделяются стержневые понятия книги – рынки, неформальная экономика и трансакционные издержки. Автор поддерживает тезис книги, согласно которому ратование за ограничение роли государства позицией «ночного сторожа» означает уход в область слишком глубоких абстракций. Особо рассматривается тема взаимоотношений криминального и предпринимательского миров, а также процессов взаимодействия предпринимателей с государственными силовыми структурами. В статье отмечаются и нюансы темы, с точки зрения автора, незаслуженно обойденные в книге, в частности тема собственной партнерской необязательности бизнесменов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-12-2005
Светлана Юрьевна Барсукова Социологические исследования. 1999.  № 9. С. 75-84. 
Практика женского предпринимательства рассматривается на материале социологического исследования, проведенного в декабре 1997 г. Центром политических технологий по заказу Center of Independent Private Enterprise (руководитель В.Радаев). Особенности бизнеса анализировались на двух уровнях: базовых различий экономических характеристик возглавляемых женщинами предприятий и поведенческих моделей и оценочных суждений женщин-предпринимателей. Анализировались следующие аспекты темы: отраслевая принадлежность и размер предприятий, возглавляемых женщинами; гендерная специфика оценки предпринимателями престижа предпринимательской деятельности; женское предпринимательство и негативная практика российского бизнеса; специфика отношений женщин-предпринимателей с партнерами.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-09-2005
Сергей Дмитриевич Морозов Социологические исследования. 1999.  № 2. С. 102-105. 
В статье подобран материал, ценный, с точки зрения автора, тем, что позволяет расширить представление об истоках низшего слоя отечественных предпринимателей, об отраслевых, этнических и локальных традициях российского бизнеса. Собственно говоря, работа состоит из перечисления поволжских промыслов, описания которых основаны на данных земской статистики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-12-2005
Социологические исследования. 1999.  № 7. С. 78-90. 
Очно-заочный «круглый стол» организован по инициативе журнала на экономическом факультете Академии труда и национальных отношений весной 1998 г. в рамках проекта «Новые маргинальные группы в структуре российского общества» при поддержке Московского общественного научного фонда. В обсуждении приняли участие, в частности, А.Шулус, Ю.Попов, И.Грачев, А.Чепуренко, А.Авилова, А.Рунов, А.Возьмитель, А.Блинов, А.Чирикова, П.Половинкин и др. Материал структурирован по следующим темам: российское малое предпринимательство – основные черты и условия деятельности; кто формирует слой малого предпринимательства?; особенности положения различных групп в малом предпринимательстве; проблемы и перспективы развития малого предпринимательства. Заключают публикацию реплики о положении малого предпринимательства после финансового кризиса августа 1998 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-12-2005
В.М. Кирюхина Социологические исследования. 1999.  № 11. С. 134-136. 
Материалом для статьи послужили данные исследования, проведенного в мае-июне 1998 г. на одном из крупных предприятий Челябинской области со смешанной формой собственности. Приводятся результаты опроса о предпочтительной форме собственности на предприятие, о характерных чертах собственника и хозяина. Отмечается, что при всем неприятии богатых к хозяину люди относятся преимущественно позитивно. В сознании большинства приватизация отражена как неудачный эксперимент. Владельцы акций предприятия – его работники не считают тем не менее себя его собственниками: мелкие акционеры не имеют фактически никаких прав по управлению своей собственностью.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-12-2005
В.И. Савкин Социологические исследования. 1999.  № 7. С. 95-98. 
Приведя общие статистические данные об отраслевой структуре российского малого предпринимательства, автор сосредоточился на анализе данных проведенных им социологических исследований в Московском регионе (1997 г.) и Ставропольском крае (1998 г.). Выделяются трудности предпринимательской деятельности в оценках самих предпринимателей. Среди них несовершенство экономической политики и слабая государственная поддержка малого бизнеса; финансово-кредитные проблемы; конкуренция на рынке; кадровые трудности; трудности реализации продукции и услуг; правовая незащищенность; несовершенство налоговой системы; рэкет. Ставятся проблемы теневой предпринимательской деятельности, вопросы «крыш» как со стороны криминальных структур, так и государственных, прежде всего силовых, служб.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-10-2005
Сергей Васильевич Гришаев, Валентин Геннадьевич Немировский Социологические исследования. 1999.  № 5. С. 40-43. 
В статье анализируются результаты социологического исследования, проведенного в 1998 г. Красноярским краевым комитетом государственной статистики с целью изучения молодежного предпринимательства в Красноярске. Исследование проводилось по специально разработанному опроснику методом формализованного интервью. Использовалась случайная выборка. С помощью факторного анализа в среде молодых предпринимателей были определены 6 основных ценностных ориентаций.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-12-2005
Юрий Львович Качанов Социологические исследования. 1999.  № 9. С. 33-40. 
Автор дает определение понятия «социальная группа предпринимателей», подчеркивая его двойственность: оно означает, с одной стороны, форму социального действия как модель возможных практик («предпринимательство»), с другой – рефлексию действительных практик («бизнес-слой»). Объединение этих двух планов возможно, если социальные условия предпринимательского действия, взятого в обобщенной и абстрактной возможности, станут условиями подлинного действия. Потому «социальной группы предпринимателей» в подлинном смысле не существует, он – своего рода научный фантом, а отсюда – и проблемы с дефинициями этого понятия.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-12-2005
Леонид Ефимович Душацкий Социологические исследования. 1999.  № 7. С. 91-95. 
В основу статьи положены материалы исследования, посвященного изучению доминирующих мотивов деятельности предпринимателей, проведенного в 1995-1997 гг. в трех регионах России (Владивостоке, Калмыкии, Новосибирске). Рассматриваются предпочтения, связанные с безопасностью, экологией, культурой и т.д. В комплексе ценностно-мотивационных ориентаций предпринимателей богатство занимает лишь пятое место (как мотив предпринимательской деятельности – второе). Среди важнейших жизненных целей предпринимателей фигурируют достижение определенного социального статуса и престижа в обществе, мотивы собственного достоинства, успеха своего «дела». Властные амбиции как мотив деятельности оказались непопулярны. Автор делает вывод, что мотивация жизни предпринимателя осуществляется по линии дело-статус-потребление, а мотивация профессиональной деятельности по линии дело-потребление-статус, что мотивации отечественных предпринимателей соответствуют классическим образцам.
ресурс содержит прикрепленный файл