Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуски:
Опубликовано на портале: 25-07-2003
Светлана Юрьевна Барсукова Социологические исследования. 2002.  № 4. С. 3-12. 
Обсуждаются взаимосвязи, характеризующие неформальную экономику в контексте солидаристских отношений.Анализируются условия возникновения групповой солидарности: убежденность в себеподобии тех, кто объединен понятием мы. Понятно, что термины солидарность и идентичность не тождественны. Идентичность - это процесс выделения себя из среды других, но необязательно участников конфликтных отношений. Солидарность же базируется на дуализме мы и они, рассматриваемых во взаимном конфликте. Групповая солидарность имеет место тогда, когда 1) жизненные обстоятельства, присущие группе, осознаются как неблагоприятные; 2) характер несчастий объявляется универсальным для нее; 3) находятся виновные в создавшемся тягостном положении; 4) ситуация облекается определенной риторикой, приобретая устойчивую дискурсную форму. Солидарность - это особый тип социального взаимодействия, при котором моральное долженствование переводит ресурс идентичности в плоскость реальной деятельности. В этом смысле солидарность противостоит сотрудничеству, как калькулируемому балансу противоречивых интересов. Солидарность здесь выступает способом объяснения неудовлетворенности свои интересов через реализованность интересов социальных контрсубъектов. Солидарность правомерно обсуждать как: феномен сознания; источник социального действия; индикатор субъектности группы. Далее автор (выделив мифологическое и реальное в практиках солидаризации) анализирует факторы, обусловливающие мигрантскую солидарность, такие, как принижение и угнетение, культурно-лингвистические различия, возможность возвращения домой, национальные и культурные традиции. Собранные данные позволяют раскрыть причины, тормозящие проявление солидарности в российской мигрантской среде, среди которых следует отметить невостребованность компактного проживания мигрантов, их нежелание придавать огласке факт принадлежности к маргинальному слою и др. Что касается предпринимателей, то все прогнозы относительно скорой объективации агентского потенциала данной группы не сбываются. Это связано с аморфностью их политических пристрастий и ничтожностью членства в предпринимательских союзах. Выход из сложившегося тупика видится российскими бизнесменами в симбиозе властных и предпринимательских структур, в неформальных связях их представителей.
ресурс содержит прикрепленный файл