Социологические исследования
1970 1975 1976 1978 1979 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Выпуски:
Опубликовано на портале: 04-02-2007
Татьяна Ивановна Заславская
Социологические исследования.
2006.
№ 5.
С. 3-14.
Продолжение анализа результатов исследования «Новое поколение предпринимателей
и менеджеров» (начало см. Социс. 2006. №4). Автор рассматривает общие
и особенные социально-профессиональные качества мужчин и женщин, занятых в сфере
управления бизнесом. В частности, поднимаются вопросы о различиях делового ресурса
мужчин и женщин, о влиянии ресурсного роста на их деловой статус, о гендерных стратегиях
деловой карьеры.


Опубликовано на портале: 05-02-2007
Татьяна Ивановна Заславская
Социологические исследования.
2006.
№ 4.
С. 26-37.
В статье, публикуемой в двух номерах журнала, изучается вопрос о роли и участии женщин
в деловом управлении (бизнес и менеджмент). Представлены результаты социологического
исследования "Новое поколение предпринимателей и менеджеров", проведенного в 2004
г. в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (его авторы - Т.И. Заславская,
Э.Н. Крылатых, М.А. Шабанова). В ходе него анкетировались слушатели названной Академии
по программам обучения управленцев теории и практике современного менеджмента, дающим
диплом MBA - Master of Business Administration (охвачено 1016 человек или 51% генеральной
совокупности). Был выявлен высокий удельный вес женщин в составе слушателей программ
МВА (31%, что почти вдвое превышает долю женщин в директорском корпусе России) при
том, что обучение ведется без отрыва от основной работы и помимо интеллектуальных
усилий требует крупных материальных затрат (около $ 10 000 в год). Автор характеризует
попутно особенности развития в России женского предпринимательства. Констатируется,
что в советский период женщины занимали в основном низшие и значительно реже (по
сравнению с мужчинами) средние должностные позиции в области хозяйственного управления.
Женщины-директора были представлены в основном в легкой и пищевой промышленности,
сфере услуг и торговле. Рассмотрены причины такой гендерной асимметрии. Сообщается,
что проникновение женщин в директорский корпус несколько облегчила совершившаяся
после кризиса 1998 г. легитимация российского бизнеса. Подробно рассматриваются социально-демографические
характеристики контингента слушателей и слушательниц курсов МВА, их распределение
по профилю базового образования, сферам занятости, должностному статусу. Дальнейшее
описание и анализ результатов исследования публикуются во второй части статьи в следующем
номере журнала.


Опубликовано на портале: 25-05-2007
Зинаида Тихоновна Голенкова, Елена Давыдовна Игитханян
Социологические исследования.
2006.
№ 11.
С. 29-37.
В поле исследования авторов входят индивидуальные предприниматели (представители
малого бизнеса). К данной категории отнесены те, кто организуют и осуществляют собственное
дело единолично или в кооперации с несколькими партнерами, привлекая порой нескольких
наемных работников. Отмечается, что по данным государственной статистики данная группа
насчитывала в 2005 г. 894 тыс. человек. Абсолютное большинство малых предприятий
сосредоточено в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспорта и бытовой технике,
в транспорте и связи, в операциях с недвижимым имуществом. В качестве эмпирической
базы использованы данные Росстата и материалы социологического исследования РОМИР
(2005 г.). Результаты исследования ИКСИ РАН (2003-2004 гг.) привлечены к рассмотрению
особенностей отношения россиян к предпринимателям и предпринимательству. Обращено
внимание на специфику социального окружения и социальных связей предпринимателей,
включая внутрисемейные отношения, оценивается уровень социально-политической активности
данного слоя населения. Как следует из привлекаемых результатов опросов, индивидуальные
предприниматели в целом богаче наемных работников, однако и они не отличаются высоким
уровнем материального достатка. В этой группе высокое значение придается экономической
свободе как необходимому условию улучшения благосостояния. Понятие «социальная
справедливость» представители данной социальной группы понимают преимущественно
как равенство всех перед законом (50%), и в меньшей степени как личную свободу (18%),
сильную и справедливую власть (14%), справедливое распределение материальных благ
(7%) или подлинное народовластие (3%).


Опубликовано на портале: 06-04-2007
Д.Д. Сазонова, С.Н. Сазонов
Социологические исследования.
2006.
№ 7.
С. 61-69.
Опираясь на данные различных источников, авторы утверждают, что для нынешнего этапа
развития фермерского движения характерен синергический эффект нескольких отрицательных
явлений. Это недостаточная поддержка фермерства со стороны федеральных и местных
властей, отрицательный опыт разорившихся фермеров, а также крайне низкие экономические
показатели действующих хозяйств.

