Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 146

Опубликовано на портале: 24-08-2005
Алла Евгеньевна Чирикова Социологические исследования. 1997.  № 11. С. 78-90. 
Автор излагает замысел проведенного исследования и методы его проведения. Исследовались как мужское, так и женское предпринимательство методом глубинного интервью. Рассматриваются внутренние цели лидеров российского предпринимательства и оценка ими собственных достижений. Анализ темы подразделяется на следующие проблемы: этика служения и этика самоутверждения – быть или иметь?; этика и бизнес в оценках лидеров бизнеса; этические установки лидеров женского предпринимательства; личностная картина богатства – меняют ли деньги человека? Автор резюмирует, что этический портрет российского бизнеса противоречив и для предпринимательского сообщества ориентиром служат индивидуальные этические стратегии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-12-2008
Антон Леонидович Дмитриев Российский журнал менеджмента. 2007.  Т. 5. № 4. С. 125-127. 
С 19 по 21 октября 2007 г. в Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета при участии Санкт-Петербургского института истории РАН и Совета по cоциально-экономическим проблемам Санкт-Петербургского научного центра РАН прошла IV Международная конференция по истории российского предпринимательства «Российское предпринимательство в XIX — первой четверти XX в.: личности, фирмы, институциональная среда». Доклады, представленные на конференции, были посвящены самым разнообразным вопросам истории отечественного предпринимательства в XIX—начале XX в.: от истории деятельности отдельных фирм до проблем юридического регулирования бизнеса в России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-07-2006
Вадим Валерьевич Радаев Социологический журнал. 1994.  № 2. С. 149-157. 
Для анализа отношений между руководителями и подчиненными в рамках нового российского предпринимательского сектора использованы четыре концептуальные переменные: бюрократизм (в основе производственных отношений — административная иерархия), патернализм (иерархичность отношений четко выражена); фратернализм (иерархия тщательно сглаживается); партнерство (иерархия не выражена). На основе опроса руководителей (около 300 чел.) сконструированы эмпирические типы предпринимательских стратегий (они складывались из сочетаний четырех базовых ориентаций). Статистически значимая связь между выбираемыми стратегиями и социально-демографическими характеристиками предпринимателей или параметрами предприятий фактически не прослеживалась.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 03-07-2004
Вадим Валерьевич Радаев Общественные науки и современность. 1995.  № 1. С. 33-39. 
Предпринимательство – новое для постсоветского пространства явление. С этой точки зрения интересно, что предприниматели понимают под принятием предпринимательского решения. Для выяснения этого проведен социологический опрос 277 руководителей московских негосударственных предприятий. Приводятся ответы на вопрос о содержании и типе действий, оцениваемых как удачные предпринимательские решения. Из исследования следует вывод о расширительном толковании деловыми людьми понятия предпринимательской деятельности, включающем любые хозяйственные начинания. И в данное время (т.е. в 1994 г.) оно не может быть принято в качестве критерия классификации соответствующих действий, по использованию в качестве проблематизирующего инструмента, способствующего выявлению смыслового содержания принимаемых хозяйственных решений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Геннадий Николаевич Константинов, Сергей Ростиславович Филонович Вопросы образования. 2007.  № 1. С. 49-62. 
В статье обсуждается концепция предпринимательского университета как института, способного справиться с проблемами современного высшего образования, обусловленными переходом к «обществу знания». Авторы дают определение предпринимательского университета и предлагают матрицу, позволяющую оценивать уровень предпринимательской активности университета и осуществлять стратегическое планирование его деятельности. Показано, какую роль предпринимательские университеты могут играть в индустриальных кластерах и какое значение для их развития имеет формирование социальных сетей выпускников.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-04-2003
Peter Futo, Laslo Kallai Рубеж (альманах социальных исследований). 1997.  № 10-11. С. 87-115. 
Рассматриваются основные вехи развития малого и среднего бизнеса в Венгрии. В основе анализа лежит эмпирическое исследование 1990-х годов. Его результаты публикуются в периодическом издании Высшей школы исследований города при Университете Бристоля (Великобритания).
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-08-2005
Николай Иванович Дряхлов, Владимир Александрович Давыденко, Ирина Николаевна Юрченко Социологические исследования. 1997.  № 11. С. 90-99. 
В статье ставится вопрос о российском предпринимательстве и бизнесе в социокультурном эстетико-этическом контексте. Отмечается, что современное конкурентоспособное предпринимательство интегрирует и аккумулирует в себя не только элементы экономической активности или деловой активности, но и элементы эстетико-этических начал – гармонии, прекрасного, экспрессии, выразительности, совершенствования форм и функций процесса и результата труда предпринимателя. Это накладывает свои особенности на процесс конкуренции, на отношение к запросам потребителя. Предпринимательское поведение определяется как понятие, обозначающее специфический социокультурный вид активности личности (фирмы), связанной с возможностью распоряжения творческой деятельностью, ресурсами, результатами труда. Предпринимательство рассматривается как творческий акт.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-05-2004
Юрий Юрьевич Петрунин Общественные науки и современность. 1998.  № 3. С. 97-105. 
На экономическое поведение человека влияют этические категории (мораль, религия, деловой этикет и т.д.). Существует три концептуальных подхода к моральным проблемам бизнеса: утилитаризм, деонтическая этика и этика справедливости. Согласно утилитарной концепции морально оправданным является экономическое действие, в итоге приводящее к максимуму пользы для всех лиц, оказавшихся в сфере действия его результатов. Ключевое понятие деонтической этики (этика долга) – права человека, гарантирующие, помимо прочего, свободу деловых и коммерческих начинаний. Концепция справедливости апеллирует к социальной значимости бизнес-инициатив, которые, как минимум, не должны наносить прямой или косвенный ущерб не участвующим в них лицам. Основной вывод – моральные проблемы современной деловой жизни настолько многообразны, что решать их исходя из позиций одного направления непродуктивно.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-05-2004
Наталья Николаевна Зарубина Общественные науки и современность. 2004.  № 1. С. 96-105. 
В статье обсуждается актуальная проблема соотношения этики предпринимательства и этики общества, напряженный диалог предпринимателя и общества, определяющий его нравственные ориентации. Автор ставит под сомнение идею о превосходстве этики ответственности (индивидуалистической, достижительной, релятивистской) над этикой служения (коллективистской, ценностно-ориентированной) как современного варианта этики над традиционным. Нравственные проблемы в развитых странах, как показано в статье, решаются скорее в контексте симбиоза этих нравственных ориентаций. Обосновывается первенство этики служения обществу и ответственности перед ним по сравнению с социально-безответственным поведением предпринимателя. Демонстрируются позитивные и негативные стороны предпринимательской этики в России XIX века, причем эгоцентризм мелкого предпринимателя противопоставляется идее социального служения, распространенной среди крупных предпринимателей до последней трети XIX века.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-02-2004
Сергей Васильевич Рязанцев Общественные науки и современность. 2000.  № 5. С. 73-86. 
На материалах социологических опросов, проведенных в Ставропольском крае в 1990-е гг., автор статьи на примере армянской диаспоры рассматривает феномен этнического предпринимательства в контексте массовых миграций. Показано, что оно – одна из форм концентрации внутренних ресурсов и социального капитала этнической группы, попавшей в новое социально-культурное окружение. Выделены и проанализированы стадии экономической адаптации мигрантских общин: маргинализация, мобилизация предпринимательской активности, стабилизация (освоение этнической ниши). Делается вывод о том, что главной причиной конфликтов, связанных с бизнесом этнических меньшинств, выступает неготовность принимающего населения воспринять изменения конфигурации социального пространства региона, возникающие в результате экономической деятельности приезжих.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-03-2003
Алихан Заграбович Дадашев, Н.Г. Гловацкая Вопросы экономики. 2002.  № 7. С. 126-139. 
Рассматриваются вопросы, связанные с эффективностью государственной поддержки малого бизнеса. Предлагается комплексная оценка по следующим направлениям: оценка вклада государственной поддержки в получение социальных и экономических эффектов; определение экономии на трансакционных издержках; выявление рисков, возникающих из-за недостаточного уровня поддержки.