Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 146

Опубликовано на портале: 29-05-2004
Olav Sorenson, Pino G. Audia American Journal of Sociology. 2000.  Vol. 106. No. 2. P. 424 462. 
Nearly all industries exhibit geographic concentration. Most theories of the location of industry explain the persistence of these production centers as the result of economic efficiency. This article argues instead that heterogeneity in entrepreneurial opportunities, rather than differential performance, maintains geographic concentration. Entrepreneurs need exposure to existing organizations in the industry to acquire tacit knowledge, obtain important social ties, and build self-confidence. Thus, the current geographic distribution of production places important constraints on entrepreneurial activity. Due to these constraints, new foundings tend to reify the existing geographic distribution of production. Empirical evidence from the shoe industry supports this thesis.
Опубликовано на портале: 17-09-2003
Martin Ruef, Howard E. Aldrich, Nancy M. Carter American Sociological Review. 2003.  Vol. 68. No. 2. P. 195-222. 
The mechanisms governing the composition of formal social groups (e.g., task groups, organizational founding teams) remain poorly understood, owing to (1) a lack of representative sampling from groups found in the general population, (2) a "success" bias among researchers that leads them to consider only those groups that actually emerge and survive, and (3) a restrictive focus on some theorized mechanisms of group composition (e.g., homophily) to the exclusion of others. These shortcomings are addressed by analyzing a unique, representative data set of organizational founding teams sampled from the U.S. population. Rather than simply considering the properties of those founding teams that are empirically observed, a novel quantitative methodology generates the distribution of all possible teams, based on combinations of individual and relational characteristics. This methodology permits the exploration of five mechanisms of group composition-those based on homophily, functionality, status expectations, network constraint, and ecological constraint. Findings suggest that homophily and network constraints based on strong ties have the most pronounced effect on group composition. Social isolation (i.e., exclusion from a group) is more likely to occur as a result of ecological constraints on the availability of similar alters in a locality than as a result of status varying membership choices.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 22-05-2004
Alejandro Portes, William J. Haller, Luis Eduardo Guarnizo American Sociological Review. 2002.  Vol. 67. No. 2. P. 278-298. 
The recent literature on immigrant transnationalism points to an alternative form of economic adaptation of foreign minorities in advanced societies that is based on the mobilization of their cross-country social networks. Case studies have noted the phenomenon's potential significance for immigrant integration into receiving countries and for the economic development in countries of origin. Despite their suggestive character, these studies consistently sample on the dependent variable (transnationalism), failing to establish the empirical existence of these activities beyond a few descriptive examples and their possible determinants. These issues are addressed using a survey designed explicitly for this purpose and conducted among selected Latin immigrant groups in the United States. Although immigrant transnationalism has received little attention in the mainstream sociological literature so far, it has the potential of altering the character of the new ethnic communities spawned by contemporary immigration. The empirical existence of transnationalism is examined on the basis of discriminant functions of migrant characteristics, and the relative probabilities of engaging in these kinds of activities is established based on hypotheses drawn from the literature. Implications for the sociology of immigration as well as for broader sociological theories of the economy are discussed. Reprinted by permission of the publisher.
Опубликовано на портале: 04-02-2007
Татьяна Ивановна Заславская Социологические исследования. 2006.  № 5. С. 3-14. 
Продолжение анализа результатов исследования «Новое поколение предпринимателей и менеджеров» (начало см. Социс. 2006. №4). Автор рассматривает общие и особенные социально-профессиональные качества мужчин и женщин, занятых в сфере управления бизнесом. В частности, поднимаются вопросы о различиях делового ресурса мужчин и женщин, о влиянии ресурсного роста на их деловой статус, о гендерных стратегиях деловой карьеры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-02-2007
Татьяна Ивановна Заславская Социологические исследования. 2006.  № 4. С. 26-37. 
В статье, публикуемой в двух номерах журнала, изучается вопрос о роли и участии женщин в деловом управлении (бизнес и менеджмент). Представлены результаты социологического исследования "Новое поколение предпринимателей и менеджеров", проведенного в 2004 г. в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (его авторы - Т.И. Заславская, Э.Н. Крылатых, М.А. Шабанова). В ходе него анкетировались слушатели названной Академии по программам обучения управленцев теории и практике современного менеджмента, дающим диплом MBA - Master of Business Administration (охвачено 1016 человек или 51% генеральной совокупности). Был выявлен высокий удельный вес женщин в составе слушателей программ МВА (31%, что почти вдвое превышает долю женщин в директорском корпусе России) при том, что обучение ведется без отрыва от основной работы и помимо интеллектуальных усилий требует крупных материальных затрат (около $ 10 000 в год). Автор характеризует попутно особенности развития в России женского предпринимательства. Констатируется, что в советский период женщины занимали в основном низшие и значительно реже (по сравнению с мужчинами) средние должностные позиции в области хозяйственного управления. Женщины-директора были представлены в основном в легкой и пищевой промышленности, сфере услуг и торговле. Рассмотрены причины такой гендерной асимметрии. Сообщается, что проникновение женщин в директорский корпус несколько облегчила совершившаяся после кризиса 1998 г. легитимация российского бизнеса. Подробно рассматриваются социально-демографические характеристики контингента слушателей и слушательниц курсов МВА, их распределение по профилю базового образования, сферам занятости, должностному статусу. Дальнейшее описание и анализ результатов исследования публикуются во второй части статьи в следующем номере журнала.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-04-2006
Социологические исследования. 1994.  № 2. С. 106-110. 
Интервью с президентом Фонда развития предпринимательства С.Ж. Давитая, излагающим неординарную и спорную концепцию безналогового государства. Суть ее состоит в следующем. Чтобы изменить сознание и отношения граждан со своим государством, необходимо радикальным образом поменять практику управления страной как общностью юридических лиц, полностью отменив налоги. В этой ситуации источниками существования государственного аппарата могут быть его собственная коммерческая деятельность и дефицит государственного бюджета.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-08-2005
Ренальд Хикарович Симонян Социологические исследования. 1997.  № 11. С. 54-61. 
Автор анализирует данные социологического исследования, проведенного в сентябре 1993 г. Институтом социологии РАН совместно с латвийскими социологическими службами «Видеоклис» и «Социо». Рисуется портрет современного предпринимателя Латвии (по половозрастному составу и сферам деятельности), уточняется национальный состав латвийских предпринимателей. В частности, отмечается снижение интереса в предпринимательской среде к национальной тематике и усиление – к законодательно-правовой. Рассматриваются такие аспекты жизни предпринимательского сообщества страны, как взаимоотношение бизнеса и политики, экономическое взаимодействие Латвии и России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-07-2004
Татьяна Ивановна Заславская Общественные науки и современность. 1995.  № 1. С. 17-32. 
На основе данных мониторинга общественного мнения ВЦИОМ автор выясняет состав, структуру и социальные особенности того общественного слоя, который является субъектом функционирования российского капитала и рынка. Дается анализ имеющихся трактовок предпринимательства, на основе которого делается вывод о целесообразности введения для российской ситуации специального термина – бизнес-слой. В этом слое выделяются: собственники – владельцы бизнеса; полупредприниматели, занимающиеся бизнесом и одновременно где-то работающие “за зарплату”; менеджеры; самозанятые. Уточняются статусные особенности бизнес-групп по роду деятельности, основному занятию, сектору занятости, должностному статусу и размеру предприятия. Приводится классификация членов бизнес-групп по доходам, где в наиболее благоприятных условиях находятся предприниматели, далее следуют менеджеры и самозанятые; в наихудшем положении – полупредприниматели.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-12-2004
Леонид Ефимович Душацкий Социологические исследования. 1998.  № 1. С. 68-72. 
На основе социологических данных автор рассматривает субъективные и объективные условия предпринимательства, в частности, реакцию предпринимателей на неблагоприятные факторы внешней среды и особенности их морально-правового поведения. Эмпирической базой исследования, выполненного сотрудниками Института социологии РАН, явились данные опроса 315 мелких и средних предпринимателей, проведенного в 1995 г. в трех регионах страны: Владивостоке, Новосибирске и Калмыкии. В статье дана типология социальных типов российских предпринимателей, разработанная исследователями, которая позволяет дифференцировать предпринимателей на культурных (цивилизованных) и «диких» (нецивилизованных). Она строится на трех взаимосвязанных и дополняющих друг друга переменных: законопослушности, профессионализме и морально-этических аспектах деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-12-2010
А.В. Кобзев Университетское управление. 2007.  № 1. С. 5-9. 
В статье рассматриваются основные направления и формы взаимодействия университета и наукоемкого бизнеса на примере Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-12-2005
Светлана Юрьевна Барсукова Социологические исследования. 1999.  № 7. С. 146-152. 
В статье рассматривается содержание книги В.Радаева «Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика» (М.,1998), посвященной проблемам становления и развития российского предпринимательства, проблемам «вертикального» взаимодействия бизнесменов и властей и «горизонтальных» отношений между предпринимателями. Выделяются стержневые понятия книги – рынки, неформальная экономика и трансакционные издержки. Автор поддерживает тезис книги, согласно которому ратование за ограничение роли государства позицией «ночного сторожа» означает уход в область слишком глубоких абстракций. Особо рассматривается тема взаимоотношений криминального и предпринимательского миров, а также процессов взаимодействия предпринимателей с государственными силовыми структурами. В статье отмечаются и нюансы темы, с точки зрения автора, незаслуженно обойденные в книге, в частности тема собственной партнерской необязательности бизнесменов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-06-2005
Mike Geppert
Перев.: К.Г. Лятс (ориг.: Русский) Социологические исследования. 1996.  № 11. С. 74-78. 
В статье рассматривается процесс перевода государственных фирм бывшей ГДР в частные по западному образцу после воссоединения германских земель. Анализируются меры, принятые Центральным агентством по приватизации (ТНА) для реализации задачи по продаже государственных компаний частным инвесторам, а также их последствия, в особенности негативные, как на макроэкономическом уровне, так и на уровне формальной и социальной структуры организаций. Рассматривается изменение политики преобразования компаний, их деконцентрации: от положенной вначале в основу «досоциальной концепции человеческой активности» к «сверхсоциальной концепции» организационного изменения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-08-2003
David Stark
Ред.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 2. С. 115-132. 
В работе рассматриваются организационные стратегии восточноевропейских фирм, возникающие как реакция на необычайную неопределенность системной трансформации - следствие политических переворотов 1989 г. В первом разделе этой работы автор утверждает, что излишнее внимание к краткосрочной адаптации может помешать способности к адаптации в долгосрочной перспективе. Обосновывая данный тезис, он предлагает концепцию «замыкания» [lock-in]: так обозначается процесс, в ходе которого прежние успехи могут проложить путь последующим вложениям новых ресурсов в то же самое направление деятельности, и в конечном итоге развитие остановится, не достигнув оптимальной точки. Но должны ли организации и социальные системы мириться с подобной участью? Существуют ли организационные формы, лучше приспособленные к тому, чтобы извлекать уроки из внешней среды? Таким организациям понадобятся практики, распознающие (узнающие вновь) новые ресурсы в продолжающемся процессе реструктуризации организационных активов. Эти проблемы едва ли являются уникальной особенностью постсоциалистических трансформаций. И в следующем разделе данной работы показывается, что термин «трансформирующиеся экономики» применим к обществам Северной Америки и Западной Европы в не меньшей мере, чем к обществам Восточной Европы и бывшего Советского Союза. В обоих типах экономик предприятия ныне сталкиваются с чрезвычайной неопределенностью, вызванной в западных экономиках, - стремительностью технологических изменений или крайним непостоянством рынков, в восточных – политической и институциональной неопределенностью. Реакцией на эту неопределенность служит возникающая самоорганизующаяся форма, которую автор называет гетерархией [heterarchy]. Анализируя ее особенности, он отмечает процессы горизонтальной или распределенной власти и рассматривает то, как организации могут с выгодой для себя использовать наблюдаемое нами соперничество конкурирующих систем верований. Дав краткую характеристику формам гетерархии, автор переходит к специфическим проблемам, с которыми сталкиваются постсоциалистические экономики в условиях новой для них неопределенности, касающейся ситуации в сфере международной торговли, а также одновременного расширения прав собственности и гражданских прав. В следующем разделе подробно описываются рекомбинантные практики [recombinant practices], используемые постсоциалистическими предприятиями, а также порождаемые ими сетевые свойства (при этом автор уделяет особенное внимание Венгрии и Чешской Республике, ссылаясь также на опыт некоторых других постсоциалистических стран). Работа завершается дискуссией по проблемам принципов оценки, сопровождающей неодолимое стремление к организационной гибкости.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 01-12-2010
Александр Дайксель
Перев.: Римма Павловна Шпакова (ориг.: Русский) Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 2. С. 6-10. 
В статье обсуждается роль марки как инструмента конкуренции между народами и сообществами. Автор подчеркивает важность культурных оснований марки и связывает происхождение марки с рыночным успехом продукта.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-02-2008
Neil Fligstein
Перев.: Екатерина Борисовна Головляницина (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2007.  Т. 8. № 2. С. 41-60. 
В данной работе я рассмотрю два основных явления в американском хозяйстве, которые обычно считаются знаковыми для развития свободных рынков: возникновение концепции деятельности фирмы в интересах ее акционеров [«shareholder value» conception of firm], а также формирование и расцвет Силиконовой долины как очага инноваций в компьютерной отрасли. Моя цель – показать, что эти явления возникли не только благодаря активности предпринимателей. Напротив, оба они укоренены в ранее существовавших социальных отношениях, и в обоих случаях правительство играло ключевую роль в создании условий для «предпринимательской деятельности».
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию