Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 146

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Вадим Валерьевич Радаев Мир России. 1995.  Т. 4. № 1. С. 159-181. 
В работе представлен социологический взгляд на историю дореволюционного российского предпринимательства. Российское предпринимательство искони зажато между двумя мощными структурными образованиями. Первое формируется сильным государством, осуществляющим постоянное вмешательство в экономику и подчиняющего ее своим милитаристским нуждам. Ему противостоит второе социальное образование в виде совокупности традиционных общностей: патриархальной семьи, земельной общины, этнических и религиозных коммун. Всякое независимое предпринимательство выдавливается из "середины" и растягивается между двумя полюсами, на одном из которых концентрируются группы крупных предприятий монополистов, работающих на нужды государства, а на другом "почвенный" слой неорганизованных мелких производителей и торговцев, выполняющих функцию самообеспечения массовых нижних слоев населения. С определенными модификациями эта двуполюсность воспроизводится в экономике советского и постсоветского периодов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-02-2006
Алла Евгеньевна Чирикова Социологические исследования. 1998.  № 10. С. 68-76. 
В статье, на материалах глубинного интервьюирования женщин, добившихся успеха на стезе предпринимательства, анализируются переживание ими рисков и страхов, сопровождающих лидерство в бизнесе. Описаны модели поведения деловых женщин в стрессовых ситуациях: угроза рэкета, давление и произвол властей, нецивилизованная конкуренция, другие неблагоприятные факторы. Показано, что принципиальных отличий между женской и мужской стратегией выживания в экстремальных ситуациях и защиты своего дела как таковых не существует. Исследование, охватившее пять субъектов Российской Федерации и Москву, проводилось в 1997 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-12-2004
Общественные науки и современность. 1993.  № 4. С. 26-33. 
Продолжение обсуждения темы учеными Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (начало см. ОНС 1993, №3). Участники дискуссии рассматривают проблемы соприкосновения сложившейся в России деловой культуры и деловой культуры зарубежной. Выделяются черты последней, на которых делается особый акцент в учебных заведениях Запада, часто не воспринимаемые отечественными преподавателями и руководителями производств. Выделяются линии напряжения, возникающие при взаимодействии представителей двух деловых культур. Это разные подходы к изменчивости и стабильности, к ориентации на сегодняшний день и на перспективу, принципиальные отличия в отношении к лидерству, успеху, развитию. Отмечаются психологические аспекты взаимодействия отечественных управленцев и западных менеджеров. Делается вывод о необходимости воспитания в обществе активных перспективных меньшинств, способных продвигать реформы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-08-2004
Общественные науки и современность. 1993.  № 3. С. 17-30. 
В “круглом столе” приняли участие сотрудники кафедры социологии и психологии управления Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Обсуждался комплекс понятий, входящих в общее определение “деловая культура”. Рассматривалась история развития отечественной деловой культуры в дореволюционное время, выделялись ее ключевые характеристики, показано разрушающее влияние на российскую деловую культуру, которое было нанесено в годы советской власти. Затронута тема имиджа современного российского предпринимателя и то, что связывается у нас с понятиями “цивилизованный рынок” и “успешный предприниматель”. Отмечалось, что отсутствие у наших бизнесменов ряда необходимых этических компонентов извращает саму суть рыночных отношений. Давались критерии понятия “цивилизованный предприниматель”. Рассматривалась ситуация управленческой некомпетентности. Окончание обсуждения см. ОНС. 1993, №4.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-06-2004
Анна Владимировна Трапкова Общественные науки и современность. 2004.  № 4. С. 36-48. 
Статья построена на материалах социологического исследования, проведенного в рамках проекта “Власть, бизнес и гражданское общество” фонда “Либеральная миссия”. Изложив методологические принципы исследования, автор переходит к сравнительному анализу доверия как в среде бизнеса, так и у населения в целом. Подчеркивается, что потребность в доверии среди предпринимателей сильнее, чем среди инертных групп населения. Подчеркивается, что бизнес воздействует на формирование новых образцов поведения в социальной среде, но и успех бизнеса во многом зависит от того, насколько население способно воспринимать новые модели. Ставится вопрос: кому население доверяет больше – бизнесу или бюрократии? Приводятся оценки деятельности того и другого в современной России. В частности, отмечается, что для чиновников проблема доверия не актуализирована. Исследуются факторы доверия в малом и среднем бизнесе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-12-2005
Светлана Юрьевна Барсукова Социологические исследования. 1999.  № 9. С. 75-84. 
Практика женского предпринимательства рассматривается на материале социологического исследования, проведенного в декабре 1997 г. Центром политических технологий по заказу Center of Independent Private Enterprise (руководитель В.Радаев). Особенности бизнеса анализировались на двух уровнях: базовых различий экономических характеристик возглавляемых женщинами предприятий и поведенческих моделей и оценочных суждений женщин-предпринимателей. Анализировались следующие аспекты темы: отраслевая принадлежность и размер предприятий, возглавляемых женщинами; гендерная специфика оценки предпринимателями престижа предпринимательской деятельности; женское предпринимательство и негативная практика российского бизнеса; специфика отношений женщин-предпринимателей с партнерами.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-12-2006
Ирина Перова, Людмила Александровна Хахулина Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999.  № 2 (40). С. 40-45. 
Трудовая деятельность, связанная с получением дохода, в экономическом и социальном смысле целесообразна лишь в том случае, когда полученный доход, во-первых, обеспечивает приемлемое с точки зрения стандартов общества существование работника и членов его семьи (или, если речь идет о дополнительной работе, содействует этому обеспечению), во-вторых, стимулирует работника к эффективной деятельности. Это касается всех видов трудовой деятельности, независимо от того, является ли она работой по найму или предпринимательством.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-11-2006
Ирина Перова Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001.  № 5 (55). С. 29-33. 
Адаптация российской экономики к рынку должна была бы привести к ликвидации избыточной занятости на предприятиях промышленности и, соответственно, сопровождаться массовыми высвобождениями и ростом безработицы. Однако этого не произошло, что объясняется рядом причин. Во-первых, на начальном этапе адаптации, когда на первый план вышли задачи формирования рыночных институтов и достижение макроэкономической и финансовой стабилизации, структурные проблемы и проблемы эффективности работы предприятий находились не в "фокусе" внимания исследователей. Предполагалось, что создание институтов рыночной экономики обеспечит оптимальные пропорции экономического развития. Другими словами, решение структурных проблем экономики, а вместе с ними и вопросов формирования эффективных механизмов распределения и перераспределения "человеческого капитала" откладывалось на будущее. Во-вторых, сдерживание массового высвобождения лишних работников на первых этапах рыночных преобразований было целесообразно из социальных соображений. К происходящим изменениям предприятия приспосабливались не столько за счет сокращения избыточной численности работников, сколько за счет гибкости оплаты труда, а также его продолжительности и интенсивности (низкий уровень заработной платы, систематические задержки с ее выплатами, высокая дифференциация заработков, административные отпуска, перевод на неполное рабочее время).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-11-2005
Сергей Осмоловский Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 2. P. 185-200. 
Статья посвящена развитию купеческих гильдий в Украине, ставшему предпосылкой превращения купечества в самостоятельный класс предпринимателей. Выделяются экономические, политико-правовые и др. факторы, определившие организационные моменты становления предпринимательства в Российской империи, а затем и судьбу его в Украине.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-07-2003
Вера Игнатьевна Бочкарева Журнал социологии и социальной антропологии. 2001.  Т. 4. № 4. С. 150-170. 
Статья посвящена истории исследований частного предпринимательства в России до 1917 г. Автор исследует развитие различных форм предпринимательства на основе данных, собранных в 1903 г.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 28-11-2006
Леонид Ефимович Бляхер, Элла Львовна Панеях, Антон Евгеньевич Карпов Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000.  № 3 (47). С. 25-30. 
К настоящему моменту кризис в августе 1998 г. уже стал предметом экономической, социологической, политологической и философской рефлексии. Имеющийся на сегодняшний день корпус текстов можно довольно четко разделить на два блока в зависимости от предмета анализа, причин, породивших кризис, последствий резкого скачка доллара по отношению к рублю в самых разных сферах общественного бытия. Сам кризис как предмет анализа затрагивается при этом лишь вскользь. Вместе с тем, именно в момент кризиса происходит мобилизация всех наличных социальных связей и способов действия, предпринимаются попытки выработать новые принципы и стратегии взаимодействия в экономической сфере.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-02-2006
А.М. Макаров, Н.Ф. Павлова, А.В. Соколовский, Н.Э. Решетова Социологические исследования. 1998.  № 8. С. 135-137. 
В заметке представлено видение руководства предприятий угольной промышленности социальных изменений, произошедших после их акционирования. Один их основных выводов: никто из респондентов не указал на снижение противоречий между руководящими и рядовыми работниками АО. Это неизбежно ведет к возрастанию недоверия и подозрительности между данными группами, что крайне нежелательно в условиях конкуренции промышленных объектов в отрасли. Опросы руководителей АО поводились с 1994 по 1996 годы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-05-2006
Сергей Семенович Балабанов, Геннадий Леонидович Воронин, Л. Я. Французова Социологические исследования. 1993.  № 2. С. 8-12. 
Представления о «новых» деловых людях, которые существуют в массовом сознании, авторы анализируют, опираясь на результаты исследования, проведенного в Нижегородской области в 1992 г. Объектом исследования выступали учащиеся 11 классов общеобразовательных школ и профтехучилищ, а также педагоги школ и ПТУ. Реконструированный на базе полученных данных имидж оказывается настолько приукрашенным и идеализированным, оторванным от реалий современной жизни, что это заставляет исследователей обратиться к поиску единого источника формирования образа бизнесмена среди наших граждан.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-03-2008
Андрей Евгеньевич Шаститко Общественные науки и современность. 2008.  № 2. С. 24-35. 
В данной статье предложена аналитическая реконструкция взаимосвязи между способом контроля территории (пространства экономической деятельности), на которой производятся экономические блага, и технологиями производства правил. Показано, что между политической конкуренцией в традиционном понимании (борьба за голоса избирателей и право разрабатывать и принимать правила, определяющие рамки экономической деятельности) и выбором технологии производства данных правил нет простой связи. В заключении предложена проекция данной аналитической реконструкции на стратегии социально-экономического развития России в части формирования институциональной среды предпринимательской деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-11-2004
Татьяна Григорьевна Долгопятова Экономическая наука современной России. 1999.  № 3. С. 49-63. 
В статье рассматриваются особенности институционального развития сектора малого бизнеса (МБ) в современной российской хозяйственной жизни. Показано, что адаптация малых предприятий (МП) способствовала возникновению и упрочению ряда экономических институтов — деловых сетей и вертикально интегрированных структур. В то же время отмечается, что данные образования пока не сложились как полноценный институт представительства и защиты интересов малого предпринимательства. Деловые связи и сделки поддерживаются в основном неформальными контрактами, персонифицированными отношениями предпринимателей. Такая практика способствует разрастанию теневой экономики, что вносит негативные нотки в оценку рассматриваемого явления. В анализе использованы результаты формализованных опросов и глубоких (развернутых) интервью с предпринимателями, руководителями МП, проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства (ИСАРП) в 1992-1998 гг. при участии автора.
ресурс содержит прикрепленный файл