Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 146

Опубликовано на портале: 01-03-2003
Александр Александрович Дынкин, Александр Васильевич Соколов Вопросы экономики. 2002.  № 4. С. 78-95. 
Оценивается развитие крупного отечественного бизнеса, его роль в модернизации экономики России; рассматриваются методологические подходы к оценке интегрированных бизнес-групп. Описываются особенности структуры крупных отечественных компаний и порядок взаимосвязей между предприятиями внутри группы. Предлагаются меры по повышению конкурентоспособности крупного национального бизнеса, варианты стратегий взаимоотношения государства и бизнес-групп. Даются сценарные прогнозы дальнейшего развития интегрированных бизнес-групп в среднесрочной перспективе.
Опубликовано на портале: 30-01-2008
Светлана Юрьевна Барсукова Экономическая социология. 2007.  Т. 8. № 4. С. 131-138. 
Рецензия на книгу: Enterprising Women in Transition Economies / Ed. by F. Welter, D. Smallbone, N. Isakova (2006)
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 23-09-2005
Сергей Дмитриевич Морозов Социологические исследования. 1999.  № 2. С. 102-105. 
В статье подобран материал, ценный, с точки зрения автора, тем, что позволяет расширить представление об истоках низшего слоя отечественных предпринимателей, об отраслевых, этнических и локальных традициях российского бизнеса. Собственно говоря, работа состоит из перечисления поволжских промыслов, описания которых основаны на данных земской статистики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-02-2007
Эдуард Николаевич Фетисов Социологические исследования. 2000.  № 3. С. 149-150. 
Рецензия на книгу: Н.Я. Павлюк. СВОБОДНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: СОЦИОЛОГИЯ СТАНОВЛЕНИЯ. СПб.: Политехника, 1998. 303 с.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-12-2010
Ч. Даннрейтер Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 2.
Автор стремится объяснить исключение мелких фирм из британской экономики. Рассматривается то, как сочетание ключевых событий, новых идей и широко распространенные представления о некомпетентности бизнесменов привели в решениях по экономической политике к представлению общества почти исключительно в качестве организованного труда. В отличие от континентальной Европы, британский малый бизнес оказался анахронизмом для британского общества, пока в 1979 г. дочь торговца зеленью не стала премьер-министром. Институционализация общественного представительства по каналу организованного труда была следствием формализованных процессов, происходящих в особые периоды кризиса. По мере того как повседневное согласование мнений рутинизировало легитимность одной группы общественных интересов над другой, стали разделяться и становиться нормой воспоминания о кризисе и ролях, которые играли в нем основные стороны. Таким образом, вопреки представлениям о том, что обеспечение занятости через финансовые субсидии мелким фирмам помогло бы избежать «революционных тенденций», для послевоенного восстановления была выбрана опора на организованный труд. Ключевые фигуры в министерстве финансов, вовлеченные в послевоенную национализацию, включая С. Криппса и Дж. Кейнса, воспринимали мелкие фирмы как некомпетентные и ненадежные. По мере развития механизмов корпоративного планирования, они рутинизировали представление об обществе как об организованном труде и крупном бизнесе, когда мелкие фирмы все чаще рассматривались как инструменты ухода от налогов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2005
И.К. Клестов Социологические исследования. 1993.  № 9. С. 84-92. 
Автор вносит свой вклад в критику существующих моделей коллектива-собственника, однако считает, что основным недостатком российского варианта этих моделей является не коллективизм, а унаследованный от прошлого административный тип отношений на коллективных предприятиях. Сравнивая реальные и возможные модели самоуправления на предприятиях, автор выделяет три основных: управление, конфликт и партнерство. Последняя модель характеризуется как наиболее перспективная.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-08-2005
Glenn R. Carroll
Ред.: Виталий Леонидович Тамбовцев
Перев.: Татьяна Николаевна Клемина (ориг.: Русский) Российский журнал менеджмента. 2005.  Т. 3. № 2. С. 119-138. 
В данной статье я отступаю от общепринятой практики, когда все внимание сосредотачивается на крупных организациях дженералистского типа, и показываю, что использование более широкого экологического подхода приводит к новому пониманию организаций. В качестве примера мною рассматривается газетный бизнес. Экологический подход показывает, что, несмотря на явно высокие уровни концентрации местных рынков, в этой отрасли успешно действует множество мелких специализированных организаций. Для объяснения отношений между организациями-дженералистами и специализированными организациями предложена модель разделения ресурсов (resource-partitioning model). Статистическое тестирование модели, на основе данных о 2808 американских издателях местных газет за длительный период времени, демонстрируют преимущество экологического подхода при анализе отрасли.
Опубликовано на портале: 02-05-2006
Владимир Давидович Шапиро, В.В. Черьяков Социологические исследования. 1993.  № 2. С. 3-8. 
В статье анализируются результаты зондажного исследования, которое было проведено в начале сентября 1992 г., когда стало известно о предстоящей широкой раздаче приватизационных чеков (ваучеров). Исследовательские процедуры делились на две относительно самостоятельные части: формализованный анкетный опрос читателей четырех московских газет и специализированный опрос по методике «фокус-групп». Заказчика интересовало исследование индивидуальных экономических стратегий москвичей. Ученых же привлекала возможность изучения способов ориентации и механизмы выработки мотивов экономического поведения в непростой социальной ситуации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-12-2005
Социологические исследования. 1999.  № 7. С. 78-90. 
Очно-заочный «круглый стол» организован по инициативе журнала на экономическом факультете Академии труда и национальных отношений весной 1998 г. в рамках проекта «Новые маргинальные группы в структуре российского общества» при поддержке Московского общественного научного фонда. В обсуждении приняли участие, в частности, А.Шулус, Ю.Попов, И.Грачев, А.Чепуренко, А.Авилова, А.Рунов, А.Возьмитель, А.Блинов, А.Чирикова, П.Половинкин и др. Материал структурирован по следующим темам: российское малое предпринимательство – основные черты и условия деятельности; кто формирует слой малого предпринимательства?; особенности положения различных групп в малом предпринимательстве; проблемы и перспективы развития малого предпринимательства. Заключают публикацию реплики о положении малого предпринимательства после финансового кризиса августа 1998 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Александр Юльевич Чепуренко Мир России. 2001.  Т. 10. № 4. С. 130-161. 
В статье на основе данных статистики и социологических опросов анализируется состояние малого предпринимательства в России, основные «болевые точки» этого сектора экономики, а также промежуточные итоги государственной поддержки малого бизнеса. Из анализируемых данных видно, что принципиальных изменений в развитии малого бизнеса не происходит – количественные параметры, стабилизировавшиеся в середине 90-х годов, практически не меняются, остается прежней отраслевая структура (с преобладанием непроизводственной сферы). Тем не менее, автор делает вывод – за десять лет российский малый бизнес стал хоть и не очень заметным, но значимым явлением в экономике (в малом предпринимательстве занято более 13, 5 млн. чел., на доходы от этого вида деятельности живут 25-27 млн. россиян). В контексте рассмотренных проблем определены принципы и механизмы, формирующие основные направления адекватной государственной политики в области малого бизнеса. Сформулированы 3 сценария возможного развития малой частной экономики в России в ближайшем будущем: оптимистический, пессимистический и реалистический. Их дифференцирует степень требуемых преобразований налогообложения малого бизнеса. Согласно сценарию, названному реалистическим, возможен вялый рост численности малых предприятий и работающих в малой экономике в 1,5 – 2 раза по сравнению с нынешним уровнем – до 1,5-2 млн. малых предприятий и 12-15 млн. постоянно занятых, доля в ВВП – до 18-20%. Автор размышляет о путях прорыва, определяя для этого принципы политики развития основанной на частном предпринимательстве рыночной экономики (по В. Ойкену). Завершает статью постановка задачи, которую автор адресует в основном малым предпринимателям - становления иного государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-05-2004
Александр Иванович Орлов Вопросы экономики. 2001.  № 10. С. 70-79. 
Сектор малого предпринимательства в 2000-2001 гг. находится в стагнации. Число субъектов малого бизнеса в России не растет, а структура сектора с преобладанием малых предприятий в торговле и сфере услуг остается нерациональной. В статье выделяются приоритетные направления развития малого бизнеса и проблемы, решение которых с учетом объективных трудностей в развитии российской экономики позволит ускорить рост числа субъектов малого предпринимательства при одновременном совершенствовании структуры рассматриваемого сектора.
Опубликовано на портале: 05-08-2003
Александр Юльевич Чепуренко, Александр Викторович Виленский Проблемы прогнозирования. 2002.  № 2. С. 122-134. 
Представляются результаты обследования свыше 1100 малых предприятий (МП), проведенного Центром социального прогнозирования в октябре 2000 г. по заказу Правительства Москвы и Московского фонда поддержки малого предпринимательства. Анализируются и ранжируются ключевые проблемы и потребности МП. Так, к очевидным трудностям МП по мере убывания значимости следует отнести: высокие налоги, ограниченность сбыта, высокая плата за аренду помещений и нехватка оборотных средств. Соответственно, основными потребностями МП в настоящее время являются: общее снижение налоговых ставок, упрощение налогообложения, налоговые льготы, защита прав собственности и улучшение работы суда. Относительно легализации работы МП около трети опрошенных руководителей МП полагали, что выход из тени в нынешних условиях невозможен. Такая позиция в большей степени характерна для руководителей предприятий с имуществом в 500-1000 долл., имеющих низкий образовательный уровень. Авторы склоняются к выводу, что скорая легализация МП в условиях сильной укорененности теневых схем хозяйственной активности в настоящее время вряд ли возможна, дают ряд рекомендаций, реализация которых могла бы способствовать этому процессу.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 28-05-2007
Н.Е. Вьюжанина Социологические исследования. 2004.  № 4. С. 124-126. 
Статья основана на проведенном в декабре 2001 г. исследовании по изучению развития малого и среднего предпринимательства в республике Татарстан. Исследование показало, что малый и средний бизнес в республике является достаточно молодым, имеет в основном мужской "характер", предприниматели отличаются сравнительно высоким образовательным уровнем и представляют самый работоспособный возраст. Уровень жизни опрошенных выше, чем наемных работников. Анализ открытых вопросов показывает, что среди предпринимателей сильны "негативные" настроения, которые во многом обусловлены деятельностью местных органов управления. Существует значительный дефицит информации о деятельности правительства республики, что снижает эффективность его политики в сфере предпринимательства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-01-2006
Н.В. Авдошина Социологические исследования. 2001.  № 7. С. 57-63. 
Автор считает, что основные причины отсутствия положительной динамики в малом промышленном бизнесе Самарской области следует искать в непоследовательной политике федеральной власти и несовершенном законодательстве. Вместе с тем, существует ряд вопросов, решение которых относятся к компетенции местной власти. Автор рассказывает о результатах социологического исследования, посвященного выявлению факторов местного оперативного влияния на деятельность малых предприятий. Исследование было проведено НИИ социальных технологий Самарского госуниверситета совместно с Комитетом государственной статистики и Главным управлением труда Администрации Самарской области в сентябре-декабре 2000 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-09-2004
Сергей Вениаминович Жак TERRA ECONOMICUS. 2003.  Т. 1. № 1. С. 23-28. 
Построена квазилинейная двухкритериальная модель протекционизма – защиты отечественного производителя. Модель и её модификации позволяют назначать научно обоснованные величины наценки и дотации и выявляет причины возникающих противоречий в ценовой политике.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл