Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 146

Опубликовано на портале: 26-04-2006
Олег Викторович Ромашов Социологические исследования. 1996.  № 9. С. 63-69. 
В настоящей статье автор использует результаты опроса, проведенного в феврале-марте 1995 г. Международным институтом менеджмента в Лозанне и Московской международной школой бизнеса «Мирбис» среди руководителей акционированных и приватизированных предприятий. Результаты опроса не подтверждают тезиса о стабилизации экономической ситуации в России, который усиленно озвучивают чиновники. В статье обобщаются аргументы, которыми руководители предприятий подтверждают свои пессимистические прогнозы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-03-2003
Михаил Ю. Струков Проблемы прогнозирования. 2002.  № 1. С. 135-148. 
Реформирование российской налоговой системы не сняло остроту проблем уклонения от налогов и вывоза капитала. Уклонение предприятий от уплаты налогов предопределяется, по мнению автора, стремлением максимизировать собственные интересы и минимизировать свои обязательства перед государством. Устойчивость такой установки обусловливается, с одной стороны, институциональными ограничениями, например, односторонним фискальным характером налоговой системы, с другой - чисто психологическими стереотипами, например, укорененностью протекционистских ожиданий.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Андрей Александрович Яковлев, Виктория Владимировна Голикова, Н Л Капралова Мир России. 2007.  Т. 16. № 2. С. 84-106. 
Данная работа посвящена комплексной оценке феномена «челночной торговли» – значимого социально-экономического явления в постсоветской России. Возникнув на заре перестройки, за годы реформ из нелегальной формы экономической деятельности она превратилась в легальную и широко распространенную модель экономического поведения, сыграла заметную роль в удовлетворении потребности населения в товарах массового спроса, смягчила острую проблему занятости в период трансформации экономической системы. В статье на основе обширных эмпирических данных подробно анализируются тенденции развития «челночной торговли» в период после кризиса 1998 г., а также показаны возможные направления ее развития в ближайшие годы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-02-2006
Лилия Васильевна Бабаева Социологические исследования. 1998.  № 8. С. 134-135. 
Автор заметки, сопоставляя результаты проводившегося параллельно исследования «женских предприятий» в США и России (1994–1996 гг.), приходит к выводу о кардинальном различии проблем, которые стоят перед россиянками и американками, ведущими свое дело. Основные проблемы женщин-предпринимателей в нашей стране находится за рамками бизнеса: нестабильность финансовой системы, инфляция, коррупция властей, рэкет и мафия и т.п. Их американских визави беспокоят сугубо предпринимательские вопросы: получение прибыли, поддержание роста бизнеса, управление притоком денег, новые технологии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-01-2005
Александр Викторович Виленский Общественные науки и современность. 2005.  № 1. С. 59-68. 
Автор считает, что достижение эффективности большинства элементов современной экономики возможно лишь при наличии гражданского общества. Слабость институтов российского гражданского общества препятствует этому. В статье рассматривается становление общественных объединений предпринимателей в сфере малого бизнеса. По мнению автора, помощь им со стороны государства необходима для создания цивилизационной предпринимательской среды и основ гражданского общества. Взаимодействие государства и объединений предпринимателей – важное условие достижения качественного прорыва в государственной политике развития и поддержки малого предпринимательства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-09-2003
Д.Б. Кувалин, А.В. Демочкина, А.К. Моисеева Проблемы прогнозирования. 2002.  № 5. С. 129-144. 
В статье анализируются и комментируются результаты очередного опроса предприятий реального сектора, проведенного лабораторией анализа и прогнозирования микроэкономических процессов ИНП РАН, который был посвящен характеристике состояния производственных ресурсов: тенденциям в обновлении производственного аппарата и повышения квалификации рабочей силы.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 20-10-2008
Марина Андриановна Шабанова Общественные науки и современность. 2008.  № 5. С. 18-35. 
Автор опирается на результаты своего исследования нового поколения предпринимателей, начавших бизнес после 1998 г., в основном молодых (84% - не старше 40 лет) и охваченных современными системами бизнес-образования. Ставится вопрос: могут ли эти образованные, амбициозные, преуспевающие акторы стать успешными проводниками цивилизованного бизнеса в России? Для этого исследуются особенности делового сознания нового поколения топ-менеджеров, динамика деловой ситуации и изменения правил игры власти с бизнесом, особенности реактивно-адаптационного поведения нового поколения топ-руководителей в правовом и неправовом поле. Делается вывод о том, что в новом прагматичном поколении бизнесменов доминируют релятивисты, нацеленные прежде всего на приспособление к требованиям власти, а не на идеалы цивилизованной деловой жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-11-2008
Марина Андриановна Шабанова Общественные науки и современность. 2008.  № 6. С. 11-26. 
В статье излагаются выводы исследования автора о представлениях молодых бизнесменов о взаимоотношениях со своими деловыми партнерами и с обществом (о взаимодействии бизнеса и власти см. «ОНС» 2008, 3 5). Рассматриваются сдвиги, характерные для молодых бизнесменов 2000-х гг. во взаимодействиях «бизнес – бизнес». В частности, анализируются изменения в уровне профессионализма бизнесменов, качества конкурентной среды, доступности деловых сетей, уровня доверия и т.п. Выделяются отдельные факторы успешности фирм в 2000-х гг. Исследуются проблемы социальной активности и социальной ответственности нового поколения деловых людей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-03-2004
Вадим Валерьевич Радаев Общественные науки и современность. 1999.  № 6. С. 5-19. 
В статье на основе эмпирических данных, полученных в ходе опросов предпринимателей, исследуется состояние российской предпринимательской среды, институциональных условий, в которых создаются и действуют предприятия. Выясняется, что нужно относить к трансакционным издержкам, которые подразделяются на легальные платежи и нелегальные выплаты. Рассматриваются издержки, связанные с выходом на рынок, с открытием предприятия. Даются типология издержек по оплате бюрократических услуг, группировка предприятий по числу ежемесячных административных проверок. Особо рассматривается тема коррупции чиновников, бюрократических вымогательств, государственного патронажа и связанных с этим издержек. Выделяются издержки, связанные с поощрением деловых партнеров, с безопасностью бизнеса и рекламированием своей деятельности. Специально выделяются издержки, связанные с такими услугами инфраструктуры, как помощь в уходе от уплаты налогов, “черная растаможка”, взаимозачеты и бартерные обмены, аудиторское и юридическое сопровождение хозяйственной деятельности. Делается вывод о значительности трансакционных издержек в России и их тенденции к росту, а также о том, что не все издержки подвержены прямой калькуляции. Кроме того, масштаб и структура издержек сильно варьируются в зависимости от сферы деятельности и избранной предпринимателем деловой стратегии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-11-2003
Наталья Николаевна Зарубина Общественные науки и современность. 2003.  № 1. С. 101-115. 
Положение о том, что купец и заводчик как субъекты социальных и нравственных отношений низко оценивались современной им интеллигенцией, стало почти общим местом в современной отечественной историко-филологической и социальной мысли. Автор статьи полагает, что для серьезного толкования этого вопроса недостаточно просто суммы примеров, взятых из художественных произведений. Необходим основательный анализ тенденций развития русского общества и его духовной жизни. С этой целью, предпринимается попытка, во-первых, проследить как формировалось отношение к предпринимательству, выявить, насколько та или иная оценка была обусловлена идейной и общественной позицией писателя; во-вторых, определить реальную степень негативного (или позитивного) отношения творческой интеллигенции к предпринимателям, их профессиональной деятельности и моральному долгу.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2007
Зинаида Тихоновна Голенкова, Елена Давыдовна Игитханян Социологические исследования. 2006.  № 11. С. 29-37. 
В поле исследования авторов входят индивидуальные предприниматели (представители малого бизнеса). К данной категории отнесены те, кто организуют и осуществляют собственное дело единолично или в кооперации с несколькими партнерами, привлекая порой нескольких наемных работников. Отмечается, что по данным государственной статистики данная группа насчитывала в 2005 г. 894 тыс. человек. Абсолютное большинство малых предприятий сосредоточено в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспорта и бытовой технике, в транспорте и связи, в операциях с недвижимым имуществом. В качестве эмпирической базы использованы данные Росстата и материалы социологического исследования РОМИР (2005 г.). Результаты исследования ИКСИ РАН (2003-2004 гг.) привлечены к рассмотрению особенностей отношения россиян к предпринимателям и предпринимательству. Обращено внимание на специфику социального окружения и социальных связей предпринимателей, включая внутрисемейные отношения, оценивается уровень социально-политической активности данного слоя населения. Как следует из привлекаемых результатов опросов, индивидуальные предприниматели в целом богаче наемных работников, однако и они не отличаются высоким уровнем материального достатка. В этой группе высокое значение придается экономической свободе как необходимому условию улучшения благосостояния. Понятие «социальная справедливость» представители данной социальной группы понимают преимущественно как равенство всех перед законом (50%), и в меньшей степени как личную свободу (18%), сильную и справедливую власть (14%), справедливое распределение материальных благ (7%) или подлинное народовластие (3%).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-11-2005
Валерий Червяков, В.А. Чередниченко, Владимир Давидович Шапиро Социологические исследования. 1992.  № 10. С. 44-52. 
Сопоставления данных опроса занятого населения и оценок экспертов (1991–1992 гг.) позволяет говорить о следующем. Несмотря на острую критичность и неприятие частью населения (около 33%) предпринимательства и предпринимателей, значительная часть рядовых граждан России (50%) видит в частном секторе силу, которая способна экономически и морально оздоровить общество, и готова принять бизнесменов такими, какие они есть, руководствуясь при этом прагматическими соображениями.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2004
Марина Вячеславовна Семина (Киблицкая) Рубеж (альманах социальных исследований). 1997.  № 10-11. С. 210-221. 
Статья основана на дневниковых записях автора, сделанных ей во время работы в одной из частных московских фирм.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-07-2003
Владимир Иванович Ильин, Марина Александровна Ильина Рубеж (альманах социальных исследований). 1999.  № 13-14. С. 156-178. 
Объектом исследования является группа мелких предпринимателей, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью (self-employed). Предмет исследования - феномен самозанятости как способ реализации социальных интересов данной группы. В основе исследования лежит теоретический анализ нормативной базы предпринимательства, вторичный анализ данных опросов ВЦИОМ, других социологических организаций, собственный статистический анализ документации Сыктывкарской городской администрации (карточки учета регистрации предпринимателей).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-01-2005
Frank Heider
Перев.: И.Е. Сум-Шик (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2000.  № 3. С. 70-78. 
В Германии существуют коллективные предприятия (их также называют "самоуправляемые предприятия"), совладельцами которых являются сотрудники. В 80-е годы велись жаркие споры о политической роли таких форм предпринимательства, об их экономической целесообразности. Для России, где идет активное становление предприятий разных форм собственности, данные немецких социологов могут представить известный интерес.
ресурс содержит прикрепленный файл