Статьи
Всего статей в данном разделе : 146
Опубликовано на портале: 05-08-2003
Ольга Петровна Фадеева
Экономическая социология.
2003.
Т. 4.
№ 2.
С. 73-87.
Автор обращается к исследованию вопросов укорененности новых хозяйствующих субъектов
на селе, оценке их места в социальном ландшафте и проблеме выстраивания отношений
предпринимателей с местным населением, властными органами, крупными коллективными
хозяйствами, другими деловыми партнерами и конкурентами. Предпринимается попытка
проанализировать, в какой мере село со сложившимися общинно-колхозными традициями
и стереотипами, относительно бедным населением и менее подготовленной, чем в городе,
рыночной инфраструктурой благоприятствовало появлению новых эффективных собственников;
какие ограничения эта инфраструктура накладывала на их развитие - и в какой мере,
в итоге, она повлияла на специфику современного сельского предпринимательства. Эмпирической
базой исследования послужили данные социологического опроса сельских предпринимателей
Новосибирской области, проведенного сотрудниками отдела социальных проблем Института
экономики и ОПП СО РАН в 2000-2001 г.


Семь мифов о российской бизнес-элите: исследование менталитета российского
предпринимательства [статья]
Опубликовано на портале: 15-02-2003
Константин Иванович Микульский, Лилия Васильевна Бабаева, Алла Евгеньевна Чирикова
Рубеж (альманах социальных исследований).
1997.
№ 10-11.
С. 116-123.
Анализирутся социальные ориентации и Я-концепцию
бизнес элиты на материале глубинного мягкого фокус-интервью. Выборка исследования
базировалась на экспертизе и сопоставлении рейтингов, полученных различными российскими
научными центрами с учетом величины капитала, общественной репутации и авторитета
среди коллег.



Солидарность участников неформальной экономики. На примере стратегий
мигрантов
и предпринимателей [статья]
Опубликовано на портале: 25-07-2003
Светлана Юрьевна Барсукова
Социологические исследования.
2002.
№ 4.
С. 3-12.
Обсуждаются взаимосвязи, характеризующие неформальную экономику
в контексте солидаристских отношений.Анализируются
условия возникновения групповой солидарности: убежденность в себеподобии тех, кто
объединен понятием мы. Понятно, что
термины солидарность и идентичность не тождественны. Идентичность - это процесс выделения
себя из среды других, но необязательно участников конфликтных отношений. Солидарность
же базируется на дуализме мы и они, рассматриваемых во взаимном конфликте. Групповая
солидарность имеет место тогда, когда 1) жизненные обстоятельства, присущие группе,
осознаются как неблагоприятные; 2) характер несчастий объявляется универсальным
для
нее; 3) находятся виновные в создавшемся тягостном положении; 4) ситуация
облекается
определенной риторикой, приобретая устойчивую дискурсную форму. Солидарность
- это
особый тип социального взаимодействия, при котором моральное долженствование переводит
ресурс идентичности в плоскость реальной деятельности. В этом смысле солидарность
противостоит сотрудничеству, как калькулируемому балансу противоречивых интересов.
Солидарность здесь выступает способом объяснения неудовлетворенности свои интересов
через реализованность интересов социальных контрсубъектов. Солидарность правомерно
обсуждать как: феномен сознания; источник социального действия; индикатор субъектности
группы. Далее автор (выделив мифологическое и реальное в практиках солидаризации)
анализирует факторы, обусловливающие мигрантскую солидарность, такие, как принижение
и угнетение, культурно-лингвистические различия, возможность возвращения домой, национальные
и культурные традиции. Собранные данные позволяют раскрыть причины, тормозящие проявление
солидарности в российской мигрантской среде, среди которых следует отметить невостребованность
компактного проживания мигрантов, их нежелание придавать огласке факт принадлежности
к маргинальному слою и др. Что касается предпринимателей, то все прогнозы относительно
скорой объективации агентского потенциала данной группы не сбываются. Это связано
с аморфностью их политических пристрастий и ничтожностью членства в предпринимательских
союзах. Выход из сложившегося тупика видится российскими бизнесменами в симбиозе
властных и предпринимательских структур, в неформальных связях их представителей.


Опубликовано на портале: 08-08-2003
Nicole Woolsey BiggartРед.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2001. Т. 2. № 5. С. 49-58.
В данной работе делается попытку опровергнуть неоклассическую посылку о том, что
все рынки должны быть похожими друг на друга, а отличия между ними свидетельствуют
об их несовершенстве. Вместо того, чтобы говорить о "модели" рынка, принятой в экономической
теории, предлагается альтернативный взгляд на рынки и рыночное действие, основывающийся
на четырех исходных посылках. Автор утверждает, что эта точка зрения подтверждается
результатами наблюдений, а выстроенная на ее основе политика оказывается более верной.


Опубликовано на портале: 26-02-2004
Валентина Владимировна Фурсова
Рубеж (альманах социальных исследований).
1996.
№ 8-9.
С. 22-48.
Статья основана на материалах эмпирических исследований, проводившихся в течение
ряда лет, и представляет собой попытку всестороннего анализа различных каналов формирования
социальной группы предпринимателей.


Опубликовано на портале: 12-07-2006
Екатерина Петровна Чикунова
Социологические исследования.
1995.
№ 8.
С. 75-79.
Полноценно функционирующая система независимого аудирования финансовых отчетов – фактор социально-экономической стабильности и гармонизации интересов не только непосредственных участников процесса, но и отношений в обществе, утверждает автор. Сравнительное изучение ожиданий общественного мнения относительно аудита у нас и за рубежом показывает, что в обоих случаях имеется «экспектационный разрыв» (несоответствие ожиданий реальным возможностям данного механизма контроля). Отличие в том, что в странах совокупного Запада этот «разрыв» восходит к переоценке роли аудита в оздоровлении предпринимательского поведения, а в России – на явной его недооценке.


Опубликовано на портале: 04-10-2005
Сергей Васильевич Гришаев, Валентин Геннадьевич Немировский
Социологические исследования.
1999.
№ 5.
С. 40-43.
В статье анализируются результаты социологического исследования, проведенного в 1998 г. Красноярским краевым комитетом государственной статистики с целью изучения молодежного предпринимательства в Красноярске. Исследование проводилось по специально разработанному опроснику методом формализованного интервью. Использовалась случайная выборка. С помощью факторного анализа в среде молодых предпринимателей были определены 6 основных ценностных ориентаций.


Опубликовано на портале: 25-11-2005
Жанна Михайловна Грищенко, Л.Г. Новикова, И.Н. Лапша
Социологические исследования.
1992.
№ 10.
С. 53-61.
Суммирование результатов эмпирического изучения социально значимых характеристик предпринимательского слоя в Республике Беларусь (1992 г.). 1) новая социальная группа в основном рекрутируется из представителей технической интеллигенции, научных работников и в меньшей степени бывших «теневиков»; 2) самое серьезное препятствие для белорусских бизнесменов – непродуманная политика государственных органов республики; 3) вопреки мнению люмпенов, материальное положение предпринимателей не столь уж замечательно («купаются в роскоши» только 4,5%); 4) в большинстве предприниматели пока аполитичны, однако в результате давления властей 57% их считают целесообразным выход своего социального слоя на политическую арену.


Опубликовано на портале: 22-04-2007
Геннадий Коржов
Социология: теория, методы, маркетинг.
2005.
No. 3.
P. 165-177.
Анализируются уровень социокультурной легитимации и сущность предпринимательства в украинском обществе. Основываясь на исторических фактах и данных социологических опросов, автор рассматривает основные факторы, объясняющие фиксируемый в опросах низкий уровень и амбивалентный характер легитимации предпринимательства в Украине.


Опубликовано на портале: 07-05-2006
Полина Владиславовна Малышева
Социологические исследования.
2000.
№ 6.
С. 133-135.
Статья посвящена вопросу о востребованности социологических измерений и основана на изучении социологических центров Москвы. Исследование проведено в феврале 1999 г., рассматривались исследовательские фирмы, их клиенты, структура и характеристики рынка. Анализировались следующие аспекты деятельности центров: поиск аналитической, рекламной, справочной информации; определение стоимости
услуг на измерения; выяснение видов и методов социологических исследований и способов
представления результатов; определение лидеров и аутсайдеров данного вида бизнеса;
описание внутренней структуры социологических фирм (исходя из того, что услуги, предоставляемые
московскими фирмами, разделяются на 3 группы: маркетинговые, политические, медиа
измерения).


Опубликовано на портале: 08-12-2005
Юрий Львович Качанов
Социологические исследования.
1999.
№ 9.
С. 33-40.
Автор дает определение понятия «социальная группа предпринимателей», подчеркивая его двойственность: оно означает, с одной стороны, форму социального действия как модель возможных практик («предпринимательство»), с другой – рефлексию действительных практик («бизнес-слой»). Объединение этих двух планов возможно, если социальные условия предпринимательского действия, взятого в обобщенной и абстрактной возможности, станут условиями подлинного действия. Потому «социальной группы предпринимателей» в подлинном смысле не существует, он – своего рода научный фантом, а отсюда – и проблемы с дефинициями этого понятия.


Социотипы современных руководителей [статья]
Опубликовано на портале: 28-10-2005
Владимир Петрович Горяинов
Социологические исследования.
1992.
№ 4.
С. 46-51.
В тексте подводятся некоторые итоги исследования своеобразия социального менталитета современных руководителей. На основе типологии общественных ценностей и ролевого поведения (доминирование и зависимость – максимизация материальных и психологических выгод – взаимопонимание и взаимообогащение) выделяется три основные вида структуры сознания управленцев: рыночный, властный, диалоговый. В ходе исследования также выявлено несоответствие социотипа рынка как такового от идеалов руководителей.


Специалист в кооперативе сферы науки [статья]
Опубликовано на портале: 12-05-2006
С.Н. Быкова
Социологические исследования.
1990.
№ 11.
С. 89-96.
Автор анализирует результаты поискового исследования, проведенного в одном из районов Москвы в 1989 г. В цели исследования входило как изучение социальных аспектов трудовой деятельности специалистов в кооперативах сферы науки, так и отработка методики их изучения. Основные методы – анализ документов, включенное наблюдение, неформальное интервью с руководителем, анкетный опрос сотрудников. В статье освещаются вопросы о кадрах научных кооперативов, о режиме и оплате труда, об отношении общества к предприятиям подобного рода.


Опубликовано на портале: 21-04-2004
Н.С. Волостнов
Общественные науки и современность.
2003.
№ 5.
С. 23-32.
Анализируя права собственности применительно к конкретным организационно-правовым формам государственных предприятий, исходя из степени их “государственности” автор статьи приходит к выводу о необходимости не только реализовывать соответствующие интересы государства, но и обеспечивать наиболее эффективное использование государственного имущества, устранив тем самым трагедию его “общедоступности”. На сегодняшний день, подчеркивается в статье, нет соответствия между федеральным законодательством и внутренними регулирующими нормами самих предприятий, что мешает четко и однозначно специфицировать права государственной собственности.

Опубликовано на портале: 12-07-2006
Анна Семеновна Готлиб, Галина Сергеевна Зеленова
Социологические исследования.
1995.
№ 8.
С. 60-62.
Пилотное (поисковое) исследование степени сформированности маркетинговой ориентации предприятий легкой и пищевой промышленности Самары (1994 г.). Сопоставление таких показателей, как: места служб маркетинга в организационной структуре объекта, их статуса и укомплектованности профильными специалистами позволяет сделать заключение. Процесс укоренения маркетинговой стратегии на производстве, безусловно, стартовал, но ее разработка и внедрение находятся пока на довольно низком уровне, недостаточном для экономики конкурентного типа.

