Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 146

Опубликовано на портале: 15-09-2007
Рашид Ибрагимович Гайнутдинов Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 1. С. 61-76. 
Статья посвящена становлению системы представительства российского бизнеса. В ней рассматриваются социально-экономические и социально-политические проблемы самоорганизации бизнеса, выделяются основные тенденции, обозначаемые государством в направлении корпоративизации бизнеса для институционализации процесса взаимодействия государства, бизнеса и общества. Автор подробно останавливается на трудностях процесса корпоративизации бизнес-сообщества, в первую очередь, связанных с особенностями формирования и развития рыночных отношений в России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Игорь Борисович Гурков, Виктор Сергеевич Тубалов Мир России. 2006.  Т. 15. № 3. С. 114-133. 
На основе результатов опроса руководителей 780 российских промышленных предприятий проведена попытка связать конкурентное позиционирование фирмы (по параметру соотношения качества и издержек), реализуемые корпоративные стратегии (диверсификация, интернационализация и др.) и ориентиры и представления руководства фирм. Полученные результаты свидетельствуют о наличии в российской промышленности доминирующего архетипа, предоставляющего шансы на развитие лишь фирмам, работающим на нижних сегментах рынка.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-04-2007
М.В. Власов Общественные науки и современность. 2007.  № 3. С. 18-22. 
На основе эмпирического обследования ряда российских предприятий автор приходит к выводам, позволяющим наметить возможные направления снижения издержек и увеличения производства новых знаний. Организация коллективной деятельности по производству новых знаний позволит решать экономические задачи хозяйствующих субъектов, снижать производственные риски, повышать объемы производства и внедрения новых знаний в производственную деятельность предприятий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-06-2005
Николай Павлович Ващекин, Светлана Ивановна Королева Социологические исследования. 2001.  № 6. С. 77-84. 
В статье представлены результаты исследования, проведенного в 1999–2000 гг. в Москве. Бедность значительной части москвичей, нехватка оборотных средств у значимой части субъектов малого предпринимательства рынка товаров и услуг помещают Россию в контекст современных глобальных тенденций. Экономическое и социальное поведение заметной части граждан определяется императивами элементарного выживания, что характерно для регионов «третьего мира». Масштабы бедности накладывают ограничения на перспективы организации форм торговли. Если половина москвичей (51%) стремится на мелкооптовые рынки, чтобы сэкономить рубль, не может идти речи о распространении экономически целесообразной крупной торговли с низкими издержками.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-07-2006
Владимир Исаакович Верховин, Сергей Борисович Логинов Социологические исследования. 1995.  № 8. С. 62-68. 
Авторы статьи предпринимают попытку осмысления обобщенных характеристик поведения предпринимателей. Оно, по их мнению, тогда становится эффективным, когда лежащее в его основе стремление к инновациям и нацеленность на успех реализуются в рамках предпринимательской культуры, включающей в себя инструментальные и терминальные ценности, стандарты и образцы поведения, которые инициируют венчурный модус социальных действий. В тексте также описаны восемь наиболее типичных поведенческих профилей бизнесменов: инвестиционный, инвенторный, организационный, посреднический, аквизиционный, коммерческий, конъюнктурно-игровой, консалтинговый.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-04-2007
Д.Д. Сазонова, С.Н. Сазонов Социологические исследования. 2006.  № 7. С. 61-69. 
Опираясь на данные различных источников, авторы утверждают, что для нынешнего этапа развития фермерского движения характерен синергический эффект нескольких отрицательных явлений. Это недостаточная поддержка фермерства со стороны федеральных и местных властей, отрицательный опыт разорившихся фермеров, а также крайне низкие экономические показатели действующих хозяйств.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-06-2005
Д.К. Боконтаева Социологические исследования. 1998.  № 3. С. 31-35. 
Автор анализирует фермерство как форму частного предпринимательства, используя данные Национального комитета статистики Киргизии и специального опроса киргизских фермеров лета 1995 г. Выделяются фермерские хозяйства, ориентированные на товарное или натуральное производство; индивидуально-семейного или совместно-партнерского типа; различающиеся по количеству обрабатываемой и арендуемой земли, по привлечению дополнительной рабочей силы. Исследуются особенности фермерства в Киргизии, связанные со спецификой сельской социальной общности, социально-психологическими особенностями фермеров, уровнем их образования, прежними занятиями. Рассматривается мотивация деятельности современных фермеров, их проблемы, связанные с получением кредитов, реализацией продукции и т.д., а также ситуации противодействия фермерам руководителей колхозов и совхозов. Ставится проблема фермерской кооперации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-08-2003
Элла Львовна Панеях Экономическая социология. 2002.  Т. 2. № 4. С. 56-68. 
Cтатья представляет собой попытку применить институциональную теорию Д. Норта к описанию практик, сложившихся в российской экономике вокруг соблюдения экономического законодательства субъектами рынка. В центре внимания находится проблема следования формальному правилу и сопряженные с этим трансакционные издержки. В качестве эмпирического материала здесь и далее используются интервью с 60 мелкими предпринимателями и самозанятыми в Хабаровске, Новосибирске и Петербурге, в том числе, работающими исключительно в сфере неформальной экономики (1999-2001 гг.), а также материалы 100 интервью у предпринимателей, самозанятых и бухгалтеров в Москве, Петербурге, Хабаровске, Новосибирске в 2000- 2001 гг.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 08-04-2006
К. Ясецкий, В. Веселовский Социологические исследования. 1996.  № 6. С. 135-138. 
Авторы считают, что говорить о предпринимателях Польши как о зрелом, сформировавшемся слое или классе пока рано. Поэтому в настоящее время уместнее говорить о нескольких классах. С точки зрения авторов, в современной Польше существуют пять групп и четыре вида ресурсов, на основании которых рождались польское рыночное хозяйство и польский капитализм. К наиболее типичным каналам рекрутизации новых капиталистов в статье отнесены: 1) прошлая номенклатура; 2) инициаторы-предприниматели; 3) прокапиталистические менеджеры; 4) носители новых идей и технологий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-01-2008
Ефим Сергеевич Фидря Экономическая социология. 2007.  Т. 8. № 5. С. 74-93. 
Статья посвящена анализу ценностно-нормативного комплекса в культуре малого предпринимательства. Анализ проводится на основе эмпирического исследования двух локальных рынков: компьютеров и оргтехники, а также рынка автозапчастей.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 02-12-2005
Леонид Ефимович Душацкий Социологические исследования. 1999.  № 7. С. 91-95. 
В основу статьи положены материалы исследования, посвященного изучению доминирующих мотивов деятельности предпринимателей, проведенного в 1995-1997 гг. в трех регионах России (Владивостоке, Калмыкии, Новосибирске). Рассматриваются предпочтения, связанные с безопасностью, экологией, культурой и т.д. В комплексе ценностно-мотивационных ориентаций предпринимателей богатство занимает лишь пятое место (как мотив предпринимательской деятельности – второе). Среди важнейших жизненных целей предпринимателей фигурируют достижение определенного социального статуса и престижа в обществе, мотивы собственного достоинства, успеха своего «дела». Властные амбиции как мотив деятельности оказались непопулярны. Автор делает вывод, что мотивация жизни предпринимателя осуществляется по линии дело-статус-потребление, а мотивация профессиональной деятельности по линии дело-потребление-статус, что мотивации отечественных предпринимателей соответствуют классическим образцам.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-07-2004
Рубен Грантович Апресян Общественные науки и современность. 1993.  № 2. С. 19-29. 
Автор рассматривает проблемы социально-этической ответственности бизнеса, характеризует деловую этику как особую область прикладных исследований. Рассматривается деятельность предпринимателей в условиях рынка и отмечается необходимость государственно-правовых регуляторов, направленных на защиту и поддержание природной и культурной среды. Исследуется специфика предпринимательства как рода деятельности с выделением таких моментов, как созидательность, независимость, взаимополезность. Вывод автора: предпринимательство – это и социальный феномен, и личностный тип, и своего рода философия, предполагающие необходимость особой этики бизнеса.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-04-2006
Г А Родионова Социологические исследования. 1994.  № 2. С. 111-114. 
Ценностные ориентации, такие как самореализация, материальный успех, благополучие близких и пр. – более эффективный социальный регулятор, чем любой внешний контроль. Опрос управляющих малых приватизированных предприятий Нижнего Новгорода (1993 г.) на предмет этики бизнеса позволил выделить три примерно равные по численности группы менеджеров, отличающиеся по своим ценностным подходам: «зарождающийся бизнес», «зрелый бизнес» и «старые управленцы» (бывшие советские администраторы, принявшие участие в приватизации). К сожалению, у всех типов руководителей выявлена единая характеристика – игнорирование проблем социально-культурной среды, в которой разворачивается их предпринимательская деятельность.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-07-2006
Лилия Васильевна Бабаева Социологические исследования. 1995.  № 8. С. 79-86. 
Результаты опроса директорского корпуса с целью выяснения влияния приватизации на сознание и поведение руководителя предприятия (Москва, Воронеж, Екатеринбург, Смоленск, 1992–1993 гг.) показали следующее. На вербальном уровне директорат предприятий частного сектора демонстрирует ярко выраженную прорыночную ориентацию; в госсекторе такие настроения лишь несколько меньше. Вместе с тем, представления изучаемой социальной группы об экономической ситуации противоречивы и сумбурны. На лицо стремление воспользоваться выгодами рынка и установить контроль над своим объектом, однако подлинно конкурентный подход к руководству им пока отсутствует.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-04-2003
Марина Александровна Ильина Рубеж (альманах социальных исследований). 1999.  № 13-14. С. 201-218. 
Статья написана по материалам эмпирического исследования, проведенного в северном российском городе. Объект исследования - различные виды легкового частного извоза. Предмет исследования - процессы самоорганизации, изменения, наблюдаемые в социальном содержании профессии таксиста в связи с появлением в ней новой группы частных извозчиков. В основу исследования положены кейс-стади, проводившиеся на трех негосударственных предприятиях, осуществляющих таксомоторные перевозки.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл