Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Общественные науки и современность

Выпуски:
Опубликовано на портале: 17-09-2003
Виталий Леонидович Тамбовцев Общественные науки и современность. 2001.  № 5. С. 25-38. 
Статья посвящена анализу институциональных изменений, развитию широко используемого в неоинституциональной экономической теории понятия институционального рынка. Институт представляет собой совокупность санкционируемых правил в единстве с социальным механизмом их защиты. В экономической системе идет непрерывный и массовый децентрализованный процесс выбора экономическими агентами различных форм обменных и иных институтов. Этот выбор представляет собой конкуренцию институтов, что предполагает существование институционального рынка, на котором осуществляются явные (действия индивидов, непосредственно направленные на изменение существующего институционального устройства) и неявные (совместные действия на основании того или иного правила) институциональные сделки. Итак, распространенность того или иного института опосредовано функционированием институционального рынка. Приобретение института, механизм которого имеет пятиступенчатую структуру, может иметь вид имплицитного (последовательность действий известная обеим сторонам) и эксплицитного (осуществление согласованных действий нестандартного типа) контракта. Центральной характеристикой институционального рынка, как, впрочем, и любого другого рынка, является механизм осуществления институционального выбора, сопоставления выгод и прямых и косвенных издержек, связанных с таким выбором. Все это естественным образом предполагает введение таких понятий как величина и функция спроса, величина предложения и разработку адекватного аналитического подхода. Таким образом, каждое из релевантных осуществляемых трансакциям правил функционирует в стольких случаях, в скольких его: 1) намечают использовать партнеры по товарным сделкам и одновременно 2) готовы обслужить гаранты исполнения. Рынок институтов наиболее близок к типу промышленной организации, определяемой как монополистическая конкуренция.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-03-2003
Марина Александровна Дерябина Общественные науки и современность. 2001.  № 5. С. 39-46. 
В мировой экономике традиционно различаются две модели корпоративного управления и контроля: англо-американская (где безусловным приоритетом являются права акционеров, контроль через рынок капиталов) и модель банковского контроля (когда крупные банки представлены не только в наблюдательных советах и в управляющих органах компаний, но и играют определяющую роль). Складывающаяся в России система корпоративного управления определяется автором статьи как инсайдерская. Ключевым признаком последней является внутренний контроль, понимаемый как сосредоточение прав контроля в руках менеджеров и превалирование их интересов при определении корпоративной стратегии. Причем менеджерам для осуществления контроля вовсе не обязательно иметь контрольный пакет акций, достаточно иметь доступ к реальному управлению.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-08-2003
Аркадий Ильич Пригожин Общественные науки и современность. 2001.  № 2. С. 5-19. 
Многие дисфункции и патологии организаций восходят к качеству их целей. Выделив несколько уровней целесообразности (теленомию, целенаправленность и целеустремленность), автор конструирует теоретическую модель организации, для которой характерна постановка целей-заданий (объективные требования рынка, планы и поручения, задаваемые организации более широкой организационной системой) и целей-ориентаций (общие и индивидуальные интересы работников, реализуемые через организацию) и целей системы (класс целей по обеспечению стабильности организации).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл