Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 171

Опубликовано на портале: 24-08-2005
Вячеслав Вячеславович Щербина, Сергей Ростиславович Филонович Социологические исследования. 1997.  № 11. С. 115-120. 
Авторы рассказывают об опыте чтения курсов «Введение в социологию организаций» и «Основы менеджмента» на социологическом факультете МГУ. Перечисляются проблемы, связанные с подготовкой специалистов этого профиля. В качестве примеров приводятся следующие разделы программы: Организация и ее внешняя среда; организация как система; организационные изменения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Саймон Кларк Мир России. 2006.  Т. 15. № 4. С. 129-142. 
Статья английского социолога, известного исследователя российского рынка труда профессора Уорвикского университета С. Кларка посвящена изменениям в управлении российскими промышленными предприятиями. В центре внимания автора – руководители среднего звена – начальники цехов, мастерских, заведующие производством и т. д., которые непосредственно («на местах») осуществляют организацию процесса производства, представляя собой горизонтальную (линейную) систему его управления. Кларк называет их «линейными руководителями», исследует изменения их функций и статуса и задается вопросом о том, какова же роль и участие современных управляющих среднего звена в развитии российского промышленного менеджмента.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-02-2007
Татьяна Борисовна Румянцева, Владимир Иванович Сырямкин Социологические исследования. 2000.  № 4. С. 40-42. 
В статье представлены основные результаты обследования малых технологических предприятий г. Томска (1998 г.), было проведено анкетирование 102 наиболее стабильных предприятий. При обследовании внимание уделялось следующим факторам: срок жизни и организационно-правовая форма предприятия, состав учредителей, основной вид деятельности, основные источники финансирования, численность работающих, наличие и состояние основных фондов. Далее исследователи концентрировались на инновационной составляющей деятельности малых предприятий, и связанной с этой деятельностью нормой прибыли.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-08-2005
Сергей Павлович Кущ, Андрей Александрович Афанасьев Российский журнал менеджмента. 2004.  Т. 2. № 1. С. 33-52. 
В статье анализируются маркетинговые аспекты развития межфирменных сетей в России на основе проведенного авторами исследования 56 российских компаний Северо-Западного региона, представляющих различные отрасли промышленности. Прослеживаются особенности возникновения и тенденции развития межфирменных сетей в России. Приводится классификация уровней управления маркетинговыми взаимоотношениями фирмы в рамках межфирменной сети, рассмотренная с позиции центральной фирмы. Выявляются факторы, влияющие на эффективность управления фирмой маркетинговыми взаимоотношениями и межфирменной сетью, по результатам проведенного исследования дается оценка степени развития каждого из них. В заключении формулируются некоторые практические рекомендации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-02-2008
Г И Пеникас Экономическая социология. 2007.  Т. 8. № 2. С. 74-93. 
В рамках исследования по оценке конкурентоспособности предприятий обрабатывающей промышленности России было установлено, что уровень конкурентоспособности определяется одними факторами, а суждения менеджеров о нем – другими. В частности, выявлено, что осуществление определенных действий на предприятии порою формирует у руководства лишь ожидание роста конкурентоспособности, реально не воздействуя на конкурентоспособность, что приводит к разнице в «объективных» и «субъективных» уровнях оценки конкурентоспособности. В работе строятся предположения о причинах такого расхождения на основе анализа факторов влияния и экономической специфики деятельности отдельных отраслей.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 10-09-2003
Н.И. Комков, М.В. Кротова Проблемы прогнозирования. 2003.  № 1. С. 36-57. 
В статье рассматривается механизм обоснования и оценки устойчивости стратегий развития крупных компаний на основе использования информационно-логических моделей целевого управления и математического аппарата сигнальных графов. Построение моделей выполнено на примере практики функционирования компании-монополиста в газовой отрасли - ОАО «Газпром», для которой разработаны различные варианты стратегий развития и получены оценки их устойчивости в долгосрочной перспективе.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 17-09-2003
Евгений Кузнецов Вопросы экономики. 2003.  № 3. С. 4-25. 
В статье предлагается стратегия запуска инновационного роста на основе комбинации реформ "снизу" и "сверху". В условиях слабости как рыночных, так и государственных институтов институциональные инновации играют важную роль с точки зрения стимулирования экономического роста и проведения реформ. В статье приводятся примеры "точек входа" для инициирования таких инноваций на местном уровне и обсуждается механизм их диффузии - "раскрутка". Предложена трехступенчатая стратегия реформы: вначале укрепляется конкурентная среда и осуществляются эксперименты на региональном и местном уровнях, затем проводится Национальный конкурс региональных и отраслевых проектов повышения конкурентоспособности и, наконец, реализуется федеральная промышленная политика.
Опубликовано на портале: 12-05-2004
Татьяна Григорьевна Долгопятова Вопросы экономики. 2001.  № 5. С. 46-60. 
В статье рассматриваются состояние и тенденции развития отношений собственности и форм (моделей) корпоративного контроля в российской промышленности с точки зрения процессов концентрации акционерного капитала и его перераспределения между внутренними и внешними акционерами. Эмпирической базой исследования послужили материалы формализованных опросов и углубленных интервью с руководителями акционерных обществ, проведенных ГУ-ВШЭ и Бюро экономического анализа. Особое внимание уделяется анализу сложившихся механизмов корпоративного управления. Показано, что на практике они недостаточно эффективно защищают права внешних собственников, вынуждая последних идти на дополнительные издержки по установлению корпоративного контроля. В то же время механизмы контроля, основанные на участии высших менеджеров в управлении и поддерживаемые их статусом собственника, позволяют им с успехом реализовать оппортунистическое поведение.
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Татьяна Григорьевна Долгопятова Мир России. 2001.  Т. 10. № 3. С. 121-137. 
К моменту завершения ваучерной приватизации акционерная собственность российских промышленных предприятий справедливо рассматривалась как распыленная и инсайдерская. Сложившийся еще в конце 1980-х гг. контроль над предприятием со стороны администрации в коалиции с трудовым коллективом легализовался в первичной структуре акционерного капитала. За прошедшие 6—7 лет произошли существенные изменения, но говорить о становлении преобладающего типа корпоративного управления в промышленности еще преждевременно. Для нее характерно наличие различных моделей корпоративного контроля. (Под моделью мы понимаем часто встречающееся на предприятиях и устойчивое относительно незначительных изменений структуры собственности распределение контроля над акционерным обществом между собственниками и менеджерами.) Ниже на основе результатов эмпирических обследований рассмотрены основные модели корпоративного контроля, условия их формирования и поддерживающие их механизмы. Использованы материалы глубоких интервью с руководителями 19 предприятий, проведенных в рамках проекта Бюро экономического анализа осенью 1999 г. в пяти регионах России**. Также привлечены результаты опроса руководителей 318 акционерных обществ (АО), выполненного ГУ-ВШЭ в 1999 г. по заказу и при содействии Министерства экономики России в 39 субъектах Российской Федерации. Данные формализованного опроса позволяют получить общие, приблизительные оценки, поскольку широко распространенные в промышленности отношения аффилированности им не улавливаются.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-03-2007
Татьяна Ивановна Багаева Социологические исследования. 1990.  № 1. С. 71-74. 
Автор статьи, сотрудник НИИ технологии и организации труда (Москва), анализирует результаты выборов совета трудового коллектива предприятия и ректора вуза, отмечая у всех опрошенных затруднение с вербализацией критериев, по которым они произвели свой выбор. Определяя рационализирующие требования к процессу выборов (проблемы, по которым высказываются суждения, должны быть хорошо знакомы; избирателям надо предоставить возможность самим определять круг своей компетенции; отказ от оценки по причине некомпетентности не должен влиять на значимость их мнений по другим вопросам) была разработана технология определения критериев успешности профдеятельности с учетом общественного мнения. Чтобы выделить профессионально значимые качества, автором была рассчитана корреляция между успешностью и деловыми, а также личностными качествами руководителей по отдельным должностям, при этом для определения успешности была использована экспертную оценку «сверху», а для оценки деловых качеств - общественное мнение, оценку «снизу».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-04-2004
Рустем Махмутович Нуреев, Антон Борисович Рунов Общественные науки и современность. 2002.  № 5. С. 5-23. 
Чем дольше Россия не может выбраться из трансформационного спада, тем большее внимание исследователей обращается к последствиям приватизации. И чем больше появляется публикаций по проблемам приватизации, тем острее идут дискуссии: насколько она была адекватна российской действительности? Что необходимо для того, чтобы в России появилась эффективная частная собственность? Какие «правила игры» должны быть созданы? Действительно, что же нужно сделать, чтобы, наконец, заработал механизм частной собственности, без которого настоящий рынок существовать не может? Авторы статьи предлагают свои варианты ответов на поставленные вопросы, развивая аргументацию, изложенную впервые в журнале «Вопросы экономики» (см. Вопросы экономики. 2002. № 6).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-12-2003
Н.С. Волостнов Общественные науки и современность. 2002.  № 1. С. 34-41. 
К национализации автор подходит как к одному из средств, обеспечивающих естественный процесс взаимосуществования частной и государственной собственности ­ переток первой во вторую. Рассматриваются ситуации, в которых такой процесс оказывается обусловленным объективными потребностями, а национализация становится лишь одним из способов (причем менее предпочтительным) эффективного удовлетворения потребностей общества. Среди причин, требующих чрезвычайной национализации выделяются природные катаклизмы, необходимость обеспечения острых социально-экономических потребностей (в экологической безопасности, регулировании естественных монополий и т.п.) или поддержания конкурентоспособности национальной продукции, реализации структурной перестройки экономики, защиты национальных интересов от разного рода внешних угроз и т. п. Рассматриваются основания для эксклюзивно-компенсаторной национализации с целью рационализации имущественной структуры, выделяются как добровольная национализация, так и принудительная, основаниями для которой могут быть природные катастрофы, антикриминальные меры либо меры, связанные с оздоровлением структуры экономики страны. Причем весь комплекс ситуаций и мер должен быть четко прописан в законодательстве, в частности соответствовать принципам, заложенным в действующем Гражданском кодексе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-10-2003
Вадим Валерьевич Радаев Социологический журнал. 1998.  № 3/4. С. 57-85. 
В статье рассматриваются микроуровневые хозяйственные связи и, в частности, процесс трансформации рынков с позиций предпринимателя (менеджера) и возглавляемой им фирмы. Показывается, как для российского предпринимателя складывается сегодня структура повседневных отношений с другими хозяйственными агентами (партнерами и клиентами), представителями органов государственной власти, разного рода силовых структур. База данных сформирована в ходе двух опросов, проведенных при участии автора Центром политических технологий (руководитель И. М. Бунин) по заказу Центра международного частного предпринимательства США (CIPE).
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 24-06-2004
Андрей Евгеньевич Шаститко Вопросы экономики. 2001.  № 6. С. 80-99. 
Рассматриваются два варианта определения и моделирования неполного контракта: оптимизационный (неоклассический) и трансакционный. В рамках оптимизационного подхода к моделированию неполного контракта выявлены характеристики равновесия, соответствующие различным вариантам распределения конечных прав: вертикальная интеграция, независимое принятие решений, контроль продавца, контроль покупателя. Проанализирована их сравнительная эффективность. В рамках трансакционного подхода к исследованию неполных контрактов показано значение радикальной неопределенности, ограниченной рациональности всех экономических агентов, процесса обучения, адаптации, общего знания.
Опубликовано на портале: 21-08-2007
Светлана Юрьевна Барсукова, Владимир Владимирович Карачаровский Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. VII. № 3. С. 99-115. 
Статья представляет собой обзор основных теоретико-методологических подходов к анализу неформальных структур в организациях. Выделяются два уровня анализа: социетальный и корпоративный. Социологические теории организаций — механицистская, феноменологическая, конфликтная, неомарксистская, системно-орентированная — по-разному трактуют роль неформатного фактора. Различия заключаются в интерпретации природы неформальных структур и представлениях о том, в какой мере эти структуры могут поддаваться корректировке.
ресурс содержит прикрепленный файл