Журнал социологии и социальной антропологии
Опубликовано на портале: 22-07-2003
R. Heiko Schrader
Журнал социологии и социальной антропологии.
2001.
Т. 4.
№ 1.
С. 145-170.
Подчеркивается важность ломбардов как банков для бедных. Этот подход значим для исследований
трансформирующегося общества, где повседневная жизнь создает опасную среду для населения.
В качестве гипотезы этого исследования, проведенного студентами третьего курса факультета
социальной антропологии (Санкт-Петербургский государственный университет), было выдвинуто
предположение о том, что ломбарды становятся важными финансовыми институтами в стратегиях
выживания бедных домохозяйств. Полевое исследование проводилось летом 1998 г. в Санкт-Петербурге
на базе опроса клиентов ломбардов, интервью с директорами и вторичного материала.
Оно показало, что средний клиент ломбарда принадлежит к домохозяйствам с низким доходом.
С другой стороны, очень бедные не являются клиентами ломбардов, поскольку им нечего
там предложить. Однако, не только люди с низкими доходами являются должниками ломбардов.
Часть клиентов принадлежат к вновь создающемуся среднему классу.

