Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 17-12-2004
Георгий Николаевич Мостовской Социологические исследования. 1998.  № 1. С. 108-111 . 
Автор несколько лет работает с международными фондами и на практике знаком с их разнообразной деятельностью по оказанию международной финансовой и технической помощи. Свои наблюдения он вынес на страницы журнала. На конкретных примерах работы в данной области межправительственной финансовой организации – Всемирного Банка по Реконструкции и Развитию, имеющего штаб-квартиру в Вашингтоне, который является крупнейшим из числа такого рода фондов помощи и развития и который предлагает свои услуги России и другим странам СНГ, в статье дается анализ так называемой «обоюдной» пользы. Любой банк, в том числе и тот, о котором говорится в статье, для того, чтобы существовать, должен подчиняться универсальному закону прибыльности: деньги должны приносить доход. Данный закон закреплен и в уставе Всемирного Банка по Реконструкции и Развитию специальными условиями выдачи ссуд. Такие условия оговаривают удовлетворение экономических интересов государств-вкладчиков, а именно: расширение рынка товаров и услуг стран-вкладчиков. Путем «структурных займов» в итоге создаются политические, экономические и социальные возможности для расширения рынка западных товаров и услуг.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-09-2005
Игорь Александрович Чуднов Социологические исследования. 1999.  № 2. С. 99-101. 
Автор обращается к недавно опубликованным архивным материалам, позволяющим объективно оценить реакцию населения на денежную реформу 1947 г. При этом он анализирует ситуацию не в столице, а в Сибири, то есть в регионе из числа тех, интересы которых, по версии официальной пропаганды, реформа и призвана была защищать. Здесь вклады населения в сберегательные кассы в среднем не дотягивали до уровня, который предполагал отъем средств в пользу государства, да и возможности «паразитических элементов» (они же спекулянты) были достаточно скромными по сравнению со столичными.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-02-2007
Наталья Николаевна Зарубина Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 3-12. 
Автор рассматривает способность денег устанавливать не только экономические, но и социальные связи. Обращается внимание на то, что в архаических обществах деньги имели множественные формы, каждая из которых использовалась в конкретных отношениях: при платеже податей, штрафа, калыма и т.д. Французский социолог С. Московичи вслед за Г. Зиммелем показал, что историческая эволюция денег представляла собой переход от осязаемых денег к символическим деньгам как знакам рыночного обмена. Дается ссылка на М. Маклюена, отметившего, что печатное слово как средство коммуникации подготовило общество к восприятию стандартизации и "умению переводить свои желания и устремления в статистику с помощью рыночных механизмов предложения и спроса и визуальной технологии цен". Когда складывается развитый рынок, деньги начинают выступать не более чем знаками меновой стоимости вещей. Автор отмечает, что Карл Маркс одним из первых обратил внимание на коммуникативную роль денег в качестве универсальной абстракции рыночного обращения, когда показал, что в капиталистическом обществе они становятся всеобщим мерилом самых разных качеств. В современном обществе, как утверждает Ж. Бодрийяр, деньги превращаются из "символических" в "семиотические" знаки рынка. Это уже деньги-символы, деньги-симулякры, не отражающие уже меновой стоимости и "освобождающиеся" даже от рынка. "Финансовые потоки становятся самодостаточной реальностью, виртуальной экономикой, за которой не стоят процессы, происходящие в реальных секторах" (с. 6). Согласно его концепции, "семиотические" деньги превращаются в "холодное средство коммуникации, не несущее содержательной информации. Представлена попытка американской исследовательницы В. Зелизер опровергнуть закрепившееся в социологии представление о деньгах как устанавливающем коммуникацию универсальном коде.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-01-2005
Софья Борисовна Абрамова Социологические исследования. 2000.  № 7. С. 37-41. 
Рассмотрение денежных отношений как системообразующих для любого общества подводит к пониманию их роли в изменении сознания и поведения людей. В современном обществе деньги выполняют не только экономические, но и социальные, и культурные функции. Обычно они используются для получения других ценностей, но современная культурная эпоха вновь превращает их в самоцель, они обретают абсолютную ценность. Циркуляция денег регулируется не только экономическими, но и в немалой степени социальными и психологическими законами, в то время как большинство экономических теорий не учитывают данный момент. Рассматривая экономическую социологию в новом контексте, мы считаем правомерным обратиться к выбранной теме: деньги как социальная ценность.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-07-2006
Наталья Николаевна Зарубина Социологические исследования. 2005.  № 7. С. 13-21. 
Задача автора - выявить пределы социальной функциональности денег. С этой целью в статье подвергнуты анализу две основные трактовки денег как социокультурного феномена. Первая сводится к пониманию денег как чисто экономического, внесоциального явления, экспансия которого оказывает существенное воздействие на социальные связи. Вторая же предполагает, что деньги – продукт развития социальных отношений и по существу – не столько экономический, сколько социальный феномен.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-05-2006
Анна Юрьевна Зотова Социологические исследования. 1994.  № 12. С. 32-40. 
Автор заметок анализирует поведение вкладчиков рухнувшей финансовой пирамиды на основании личных наблюдений и социологического мини-опроса (1994 г.). Основной ее вывод: события вокруг «МММ» выявили не только некомпетентность и неопытность россиян в сфере фондового рынка и вопросах инвестирования. Опрос в очередной раз вскрыл устойчивую неприязнь и недоверие населения к властям. Более 55% респондентов высказало мнение, что их «обмануло правительство», вмешавшееся в деятельность коммерческой структуры, вопреки своим же декларациям о свободном рынке.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-07-2006
А.А. Максименко Социологические исследования. 2005.  № 7. С. 131-133. 
Вопрос об отношении молодежи к различным способам обогащения автор рассматривает, опираясь на результаты исследования, проведенного среди студентов. В выборке из 529 человек в возрасте 17-22 лет представлена вузовская молодежь Иванова, Костромы, Москвы, Ярославля и Хабаровска. В исследовании применялась компактная методика К.Рубинштейн «Что важно, чтобы делать деньги?» в адаптации А. Фенема.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-02-2007
Наталья Павловна Евдокимова-Динелло Социологические исследования. 2000.  № 2. С. 75-86. 
Данная статья представляет собой попытку ретроспективного анализа. Опираясь на результаты социологического опроса 484 московских и петербургских банковских работников и углубленных интервью с 61 банковским менеджером, прослежено, что в их представлениях о себе и обществе обещало банковскому "кораблю" долгое плавание, что предвещало его крушение и какие факторы могли повлиять развитие ситуации по негативному сценарию. Автор исходит из того, что больший капитал сопряжен с большей свободой выбора и действий, с большей способностью привносить перемены, в том числе институциональные.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-07-2009
Владимир Борисович Звоновский, Мария Георгиевна Мацкевич Социологические исследования. 2009.  № 3. С. 45-57. 
В статье анализируется локализация ответственности за свое материальное положение как фактор, определяющий поведение не только отдельных индивидов, но и больших социальных групп в различных аспектах этого поведения. В свою очередь, она определяется системой ценностей, усвоенной в период социализации. Эмпирическая часть исследования базировалась на репрезентативных опросах населения 69 российских регионов. Собранные данные позволили выявить существенное влияние локализации ответственности за свое материальное положение на отношение к материальному успеху, электоральное и протестное поведение населения. Проведенный анализ позволил выявить устойчивую связь между локусом контроля и повседневной хозяйственной деятельностью жителей российских регионов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-04-2007
Галина Александровна Резник, С.Г. Спирина Социологические исследования. 2006.  № 9. С. 120-122. 
Мотивы формирования сбережений, а также вопрос об их инвестиционной направленности авторы анализируют, опираясь на данные социологического исследования, проведенного в 2003-2004 гг. в Пензенской области. Сопоставляя полученные данные с результатами аналогичных исследований, проведенных как в России, так и за рубежом, авторы создают собственную классификацию мотивов формирования сбережений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-10-2005
Б.Е. Расщепкина, С.Г. Фаненко Социологические исследования. 1992.  № 1. С. 113-115. 
Проведенный контент-анализ 400 писем и обращений в Сбербанк (количество, соответствующее его недельной корреспонденции) по вопросу компенсации вкладов граждан дает четкое представление о социально-демографических характеристиках целей накопления гражданами средств. Потребности подавляющего большинства вкладчиков практически одинаковы – жилье, обустройство быта, товары длительного пользования. В структуре вкладов отсутствуют расходы на поддержание здоровья и полноценный отдых. Последнее окажет в будущем негативное воздействие на трудоспособность и репродуктивные возможности россиян.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-01-2006
В.Я. Захаров Социологические исследования. 1999.  № 12. С. 82-85. 
Автор опирается на данные проведенного им в 1994-1995 гг. исследования регионального корпоративного финансового рынка (Нижний Новгород). Приводятся оценки наиболее важных критериев работы нижегородского банка, характеристики имиджа банков – лидеров регионального корпоративного финансового рынка (по 7-балльной шкале). Отмечены региональные лидеры финансового рынка.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-07-2005
Денис Олегович Стребков Социологические исследования. 2004.  № 2. С. 51-60. 
Целью исследования, результаты которого представлены в статье, являлось изучение текущего кредитного поведения российского населения, выявление основных установок по отношению к долгу и оценка перспектив развития кредитной системы в России. В качестве источника эмпирических данных используются результаты квартирного опроса домохозяйств в Москве, Самаре, Екатеринбурге, Краснодаре и Пскове, проведенного в конце 2002 г. В ходе исследования проведен анализ опыта кредитной деятельности граждан, определены склонности населения к заимствованию, выявлены основные мотивы получения кредита, а также сделана оценка потребностей в кредитах и структуры спроса на кредитные услуги.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-06-2007
Инна Васильевна Митрофанова, Сергей Александрович Чекунков Социологические исследования. 2002.  № 4. С. 28-34. 
Термином «тезаврация» авторы обозначают практику хранения людьми денег на дому, а не в банке. В статье рассматривается структура денежных активов населения и причины, которые привели к аномальному разрастанию в ней доли наличных сбережений. В качестве положительного примера привлечения физических лиц на рынок ценных бумаг авторы приводят опыт Волгоградской области.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-05-2006
Владимир Исаакович Верховин Социологические исследования. 1993.  № 10. С. 67-73. 
Автор выделяет ряд мотиваций, определяющих характер трат ликвидных средств, а именно: рациональная, традиционная, эмоциональная и иррациональная. На основе этих мотиваций выстраиваются соответствующие модели монетарного поведения. Так, например, рациональные модели имеют различные модификации и реализуются в системах потребительского, производственного, коммерческого и других видов экономического поведения. Однако все они обладают общей характеристикой – это строгий учет баланса доходов и расходов, скрупулезная калькуляция трат и накоплений.
ресурс содержит прикрепленный файл