Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 73

Опубликовано на портале: 15-12-2002
Mark R. Rosenzweig Oxford Review of Economic Policy. .  Vol. 17. No. 1. P. 40-54. 
The empirical literature on savings in low-income countries has exploited some remarkable data sets to shed new light on savings behavior in the poor agricultural households that make up the majority of the population in such countries. A number of conclusions have emerged: 1. The degree of consumption smoothing over seasons within the year and across years, in response to very large income fluctuations, is higher than was supposed. 2. The lack of complete insurance and credit markets, however, is manifested in asset stocks and asset compositions among farmers, especially small farmers, that are inefficient. 3. The combination of low and volatile incomes is an important cause of inefficiency and income inequality. 4. The proximity of formal financial institutions increases financial savings and crowds out informal insurance arrangements, thus, in principle, better facilitating financial intermediation. 5. Simple life-cycle models of savings do not appear to explain long-term savings in low-income settings.
Опубликовано на портале: 15-12-2002
William J. Wilhelm Oxford Review of Economic Policy. .  Vol. 17. No. 2. P. 235-247. 
Financial markets are markets for information. As such, they are directly influenced by advances in information dissemination, storage, and processing associated with the commercial development of the Internet. On the other hand, given the long-standing centrality of information in financial markets, the consequences of the Internet for financial markets can be understood as evolutionary rather than revolutionary. This paper provides a framework for understanding how the historical interplay between information technology and human capital has influenced financial market structure. In doing so, it sheds light on the recent reorganization of financial markets. Implications for reorganization of product markets where the impact of the Internet is more abrupt might be inferred.
Опубликовано на портале: 22-05-2004
Marco Pagano, Paolo Volpin Oxford Review of Economic Policy. 2001.  Vol. 17. No. 4. P. 502-519. 
The regulations that shape the design and operations of corporations and credit and securities markets differ vastly from country to country. In addition, similar regulations are often unequally enforced in different countries. Economists still have an imperfect understanding of why these international differences exist and of whether they tend to persist over time. However, a recent strand of research has shown that some progress on these issues can be made using the approach of the new political economy, which models regulations and its enforcement as the result of the balance of power between social and economic constituencies. This paper offers a first assessment of the results and potential of this approach in three fields: corporate finance, banking, and securities markets.
Опубликовано на портале: 17-12-2004
Георгий Николаевич Мостовской Социологические исследования. 1998.  № 1. С. 108-111 . 
Автор несколько лет работает с международными фондами и на практике знаком с их разнообразной деятельностью по оказанию международной финансовой и технической помощи. Свои наблюдения он вынес на страницы журнала. На конкретных примерах работы в данной области межправительственной финансовой организации – Всемирного Банка по Реконструкции и Развитию, имеющего штаб-квартиру в Вашингтоне, который является крупнейшим из числа такого рода фондов помощи и развития и который предлагает свои услуги России и другим странам СНГ, в статье дается анализ так называемой «обоюдной» пользы. Любой банк, в том числе и тот, о котором говорится в статье, для того, чтобы существовать, должен подчиняться универсальному закону прибыльности: деньги должны приносить доход. Данный закон закреплен и в уставе Всемирного Банка по Реконструкции и Развитию специальными условиями выдачи ссуд. Такие условия оговаривают удовлетворение экономических интересов государств-вкладчиков, а именно: расширение рынка товаров и услуг стран-вкладчиков. Путем «структурных займов» в итоге создаются политические, экономические и социальные возможности для расширения рынка западных товаров и услуг.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-10-2019
Марина Юрьевна Малкина, Дмитрий Юрьевич Рогачев Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2019.  Т. 11. № 3. С. 135-152. 
Статья посвящена анализу влияния личностных характеристик молодых людей, таких как финансовая грамотность, оптимизм, склонность к риску и новаторству, доверчивость, расточительность, склонность к нелегитимным действиям, на их вероятное поведение в финансовой сфере. Исследование основано на данных глубинного интервью с 10 представителями нижегородской молодежи и опроса 420 студентов экономических специальностей Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Для обработки результатов опроса применялся ППП SPSS, использовались методы корреляционно-регрессионного и кластерного анализа. В работе представлен обширный обзор исследований по проблеме взаимосвязи финансового поведения с финансовой грамотностью, а также психологическими особенностями личности. Обработка данных глубинного интервью выявила особенности понимания молодежью успеха на финансовом рынке и личностных характеристик, его обеспечивающих (грамотность, рациональность, активность, предрасположенностью к риску, умеренная доверчивость). На основе результатов опроса выявлена интенсивность разных характеристик среди респондентов. Для общей выборки студентов обнаружена тесная положительная корреляционная связь между оптимизмом, рискованностью и склонностью к нелегитимным действиям. С использованием метода Варда проведено разделение выборки студентов на три кластера, отличающиеся как набором характеристик, так и направленностью и силой их взаимосвязи. Для каждого кластера студентов определены направления работы в плане формирования эффективного финансового поведения. Для первого кластера рекомендовано увеличение уровня базовых знаний, с целью предотвращения возможного попадания в сомнительные схемы в качестве жертв и потери денежных средств. Для второго кластера работа должна проводиться в направлении преодоления резистентности, повышения уровня доверия и активности. В третьем кластере, куда попали наиболее грамотные студенты, необходимо предотвращение нежелательной взаимосвязи между склонностью к риску и неформальным действиям. Результаты исследования могут быть полезными для дальнейшего развития методических подходов к оценке взаимосвязи финансовой грамотности с другими личностными характеристиками людей и их влияния на финансовое поведение. Также они могут использоваться при проведении разного рода просветительской и образовательной работы, нацеленной на формирование навыков эффективного финансового поведения молодежи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-09-2005
Игорь Александрович Чуднов Социологические исследования. 1999.  № 2. С. 99-101. 
Автор обращается к недавно опубликованным архивным материалам, позволяющим объективно оценить реакцию населения на денежную реформу 1947 г. При этом он анализирует ситуацию не в столице, а в Сибири, то есть в регионе из числа тех, интересы которых, по версии официальной пропаганды, реформа и призвана была защищать. Здесь вклады населения в сберегательные кассы в среднем не дотягивали до уровня, который предполагал отъем средств в пользу государства, да и возможности «паразитических элементов» (они же спекулянты) были достаточно скромными по сравнению со столичными.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-02-2007
Наталья Николаевна Зарубина Социологические исследования. 2006.  № 6. С. 3-12. 
Автор рассматривает способность денег устанавливать не только экономические, но и социальные связи. Обращается внимание на то, что в архаических обществах деньги имели множественные формы, каждая из которых использовалась в конкретных отношениях: при платеже податей, штрафа, калыма и т.д. Французский социолог С. Московичи вслед за Г. Зиммелем показал, что историческая эволюция денег представляла собой переход от осязаемых денег к символическим деньгам как знакам рыночного обмена. Дается ссылка на М. Маклюена, отметившего, что печатное слово как средство коммуникации подготовило общество к восприятию стандартизации и "умению переводить свои желания и устремления в статистику с помощью рыночных механизмов предложения и спроса и визуальной технологии цен". Когда складывается развитый рынок, деньги начинают выступать не более чем знаками меновой стоимости вещей. Автор отмечает, что Карл Маркс одним из первых обратил внимание на коммуникативную роль денег в качестве универсальной абстракции рыночного обращения, когда показал, что в капиталистическом обществе они становятся всеобщим мерилом самых разных качеств. В современном обществе, как утверждает Ж. Бодрийяр, деньги превращаются из "символических" в "семиотические" знаки рынка. Это уже деньги-символы, деньги-симулякры, не отражающие уже меновой стоимости и "освобождающиеся" даже от рынка. "Финансовые потоки становятся самодостаточной реальностью, виртуальной экономикой, за которой не стоят процессы, происходящие в реальных секторах" (с. 6). Согласно его концепции, "семиотические" деньги превращаются в "холодное средство коммуникации, не несущее содержательной информации. Представлена попытка американской исследовательницы В. Зелизер опровергнуть закрепившееся в социологии представление о деньгах как устанавливающем коммуникацию универсальном коде.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-01-2005
Софья Борисовна Абрамова Социологические исследования. 2000.  № 7. С. 37-41. 
Рассмотрение денежных отношений как системообразующих для любого общества подводит к пониманию их роли в изменении сознания и поведения людей. В современном обществе деньги выполняют не только экономические, но и социальные, и культурные функции. Обычно они используются для получения других ценностей, но современная культурная эпоха вновь превращает их в самоцель, они обретают абсолютную ценность. Циркуляция денег регулируется не только экономическими, но и в немалой степени социальными и психологическими законами, в то время как большинство экономических теорий не учитывают данный момент. Рассматривая экономическую социологию в новом контексте, мы считаем правомерным обратиться к выбранной теме: деньги как социальная ценность.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-07-2006
Наталья Николаевна Зарубина Социологические исследования. 2005.  № 7. С. 13-21. 
Задача автора - выявить пределы социальной функциональности денег. С этой целью в статье подвергнуты анализу две основные трактовки денег как социокультурного феномена. Первая сводится к пониманию денег как чисто экономического, внесоциального явления, экспансия которого оказывает существенное воздействие на социальные связи. Вторая же предполагает, что деньги – продукт развития социальных отношений и по существу – не столько экономический, сколько социальный феномен.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-11-2003
Л. Барон, Т. Захарова Вопросы экономики. 2003.  № 3. С. 103-112. 
Несмотря на улучшение ситуации в банковском секторе страны, суммарные активы и особенно капитал российской банковской системы все еще не достигли докризисного уровня и несоизмеримы с аналогичными показателями банковских систем других стран. При этом недостаточность кредитных ресурсов российских банков усугубляется возрастающей тенденцией к превышению объема предоставленных кредитных средств над корреспондирующей по срокам ресурсной базой российских банков. По мнению авторов, это может привести к неспособности банковской системы страны удовлетворять кредитный спрос нефинансового сектора российской экономики и угрозе среднесрочного системного банковского кризиса.
Опубликовано на портале: 03-02-2008
Юлия Николаевна Никитина Экономическая социология. 2007.  Т. 8. № 1. С. 53-75. 
Автор обращается к анализу форм и роли доверия в структуре рынка услуг страхования жизни. Именно на этом рынке роль доверия наиболее заметна. Ведь мы доверяем страховой компании не просто деньги, но и собственную жизнь. Возникает вопрос: сколь велико должно быть доверие покупателя услуги страхования жизни по отношению к страховщику? Исследование выполнено на основе экспертного опроса и данных R-TGI.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 16-05-2006
Анна Юрьевна Зотова Социологические исследования. 1994.  № 12. С. 32-40. 
Автор заметок анализирует поведение вкладчиков рухнувшей финансовой пирамиды на основании личных наблюдений и социологического мини-опроса (1994 г.). Основной ее вывод: события вокруг «МММ» выявили не только некомпетентность и неопытность россиян в сфере фондового рынка и вопросах инвестирования. Опрос в очередной раз вскрыл устойчивую неприязнь и недоверие населения к властям. Более 55% респондентов высказало мнение, что их «обмануло правительство», вмешавшееся в деятельность коммерческой структуры, вопреки своим же декларациям о свободном рынке.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-01-2008
Mitchell Abolafia Экономическая социология. 2007.  Т. 8. № 5. С. 55-74. 
Читая текст, мы попадаем на заседания Комитета Федеральной Резервной системы США, на котором принимаются ключевые решения в отношении денежной политики. Выясняется, что разработка денежной политики крайне далека от механического процесса агрегирования индивидуальных предпочтений лиц, призванных принимать ответственные решения. Речь идет о сложном процессе согласования множественных соображений и интересов, участники которого изначально ориентированы на достижение консенсуса и легитимацию своих действий в глазах специалистов и широкой общественности.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 12-07-2006
А.А. Максименко Социологические исследования. 2005.  № 7. С. 131-133. 
Вопрос об отношении молодежи к различным способам обогащения автор рассматривает, опираясь на результаты исследования, проведенного среди студентов. В выборке из 529 человек в возрасте 17-22 лет представлена вузовская молодежь Иванова, Костромы, Москвы, Ярославля и Хабаровска. В исследовании применялась компактная методика К.Рубинштейн «Что важно, чтобы делать деньги?» в адаптации А. Фенема.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-02-2007
Наталья Павловна Евдокимова-Динелло Социологические исследования. 2000.  № 2. С. 75-86. 
Данная статья представляет собой попытку ретроспективного анализа. Опираясь на результаты социологического опроса 484 московских и петербургских банковских работников и углубленных интервью с 61 банковским менеджером, прослежено, что в их представлениях о себе и обществе обещало банковскому "кораблю" долгое плавание, что предвещало его крушение и какие факторы могли повлиять развитие ситуации по негативному сценарию. Автор исходит из того, что больший капитал сопряжен с большей свободой выбора и действий, с большей способностью привносить перемены, в том числе институциональные.
ресурс содержит прикрепленный файл