Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Экономическая социология

Выпуски:
Опубликовано на портале: 06-08-2003
Лариса Евгеньевна Петрова Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 1. С. 26-42. 
В работе исследуется группа новых бедных, под которыми понимается группа людей, которые переживают резкое понижение уровня жизни при сохранении прежнего профессионального статуса. Проверяется гипотеза о влиянии ценностей на стратегии поведения научных работников на материалах эмпирического исследования. Источником данных служит опрос сотрудников научных и научно-производственных учреждений городов Москва, Краснодар, Нижний Новгород и Екатеринбург, проведенный осенью 1998 г. Глубинное личное интервью было посвящено актуальной жизненной ситуации исследуемой группы - трудовая биография, проблемные зоны работы, семьи, самореализации, планы на будущее, характеристика макросреды.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 06-08-2003
Светлана Сергеевна Ярошенко Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 5. С. 59-78. 
В статье на основании результатов лонгитюдного исследования среди официальных бедных и территориального исследования северного села анализируется механизм формирования застойной бедности. Сельские бедные рассматриваются в качестве одной из депривированных и социально-исключенных групп, особенностями положения которых является экономическая, социальная и пространственная изоляция от основных источников жизнеобеспечения капиталистической России. Данная изоляция является важным фактором преобразования статистической группы бедных в реальную. Ключевым отличием такой группы является не столько нехватка средств существования, сколько устойчивость такого положения, признание неспособности самостоятельного преодоления нужды, а также выработка особых способов обеспечения домохозяйства в условиях исключения с рынка труда и включения в систему социальной защиты. Однако социальная помощь, направленная лишь на поддержание достигнутого уровня жизни, не может быть каналом восходящей мобильности для ее получателей.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 06-08-2003
Алина Игоревна Трусова Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 5. С. 79-111. 
В основу работы положена посылка о существовании в российском обществе одновременно нескольких "средних классов". Используя три критерия идентификации среднего класса (материальное положение, профессионально-квалификационный фактор и самоидентификацию), автор выделяет "ядро" (социальную группу, обладающую базовыми признаками среднего класса) и "протосредние классы" (носителей одного или нескольких доминантных признаков), переходя затем к анализу их мобильности. Публикуемая часть работы посвящена эмпирическому изучению динамики среднего класса и анализу мобильности выбранных идентификационных критериев. Анализ выполнен на основе данных RLMS 5-8 раундов (1995-1998). Выявлено, что численность "ядра" среднего класса менялась на протяжении рассматриваемого периода не более чем на 10%, в то время как его состав в среднем за год замещался на 62%. Схожая ситуация наблюдается и в отношении "протосредних классов". В итоге опровергается гипотеза о стабильности "ядра" среднего класса.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 06-08-2003
Татьяна Львовна Серикова Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 3. С. 44-89. 
В статье рассматриваются преимущества и ограничения экономических подходов к объяснению различий в заработной плате с точки зрения теории человеческого капитала (влияние уровня образования, производственного обучения, профессионального опыта), экономических теорий, касающихся персональных различий между людьми (неравенство способностей и возможностей). Также анализируются альтернативные подходы социологов к решению вопроса о социальном неравенстве и его влиянии на дифференциацию в заработной плате в зависимости от личных характеристик работника. Проводится эмпирический анализ изменений ценностных установок в отношении образования и влияния различий в качестве рабочей силы на распределение заработков в России на основе результатов социологического проекта «Стратегии экономического выживания населения в современной России».
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 06-08-2003
Оксана Вячеславовна Синявская Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 1.
Работа посвящена воспроизводству человеческого капитала в системе формального (школьного) образования. Отправным пунктом исследования стала идея «социальной укорененности» экономического действия, которая позволила расширить список факторов, влияющих на различия в объеме человеческого капитала, за пределы способностей индивида, материального положения его семьи и социально-экономического статуса родителей. Изучение теоретических воззрений и вторичный анализ результатов эмпирических исследований позволил выделить в качестве основных следующие факторы воспроизводства человеческого капитала: - так называемые “ограничители”: тип населенного пункта, в том числе степень его урбанизации, модель образовательной системы ("конкурентная" или "поощрительная”) и финансовые ресурсы семьи; - факторы, определяющие успехи и продолжительность в образовании: социальный капитал семьи и ближайшего окружения (семейной общины, физического соседства, сверстников и друзей); человеческий капитал родителей; финансовый капитал семьи; гендерные и этнические различия; тип школы. Дальнейшее изучение эмпирических источников, но теперь уже российского происхождения, показало, что в основном эти факторы “работают” и в России, хотя сила их влияния может отличаться.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию