Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Социологический журнал

Опубликовано на портале: 30-10-2003
Борис Максимович Фирсов Социологический журнал. 1998.  № 1/2. С. 5-14. 
Идентификация научной элиты как социально-профессиональной общности основывается на системе социальных, культурологических и социально-психологических критериев. Особое значение в воспроизводстве элиты имеет то обстоятельство, что ее отдельные члены добиваются наивысших результатов в своей профессиональной деятельности. Поэтому научная элита по определению немногочисленна. Ее “особость” подтверждается возлагаемой на научную элиту ответственностью за определенные виды деятельности (например, лидерство в науке), особым статусом и высоким социальным престижем. Сознавая свою особую миссию, элита претендует на власть, влияние, право формировать научную (и образовательную) политику, и есть все основания уподобить ее катализатору социальной системы. Если уровень воспроизводства элиты опускается ниже определенного "критического значения", развитие общества блокируется. Наблюдая именно эту тенденцию в российской академической среде, Б.М. Фирсов в данной статье излагает свои соображения о причинах кризиса процесса воспроизводства научной элиты в постсоветской России.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 12-05-2004
Евгений Иванович Головаха Социологический журнал. 1997.  № 4. С. 22-32. 
В статье излагаются результаты исследования украинского среднего класса. Ее автор - Е.И. Головаха считает, что попытки осторожного продвижения Украины по пути рыночных преобразований в экономике не приносят успеха. В обществе нарастает разочарование как в самой идее реформ, так и в способности государства обеспечить экономический прогресс, соблюдение законности и социальную стабильность. Альтернатива социально-экономическому курсу первых лет независимости – либеральная стратегия развития, связанная с радикальной приватизацией, формированием сильного класса собственников, а в конечном итоге – преобладающего среднего класса, заинтересованного в экономическом прогрессе и социальной стабильности. Статья также представляет интерес сравнительным анализом качественных и количественных характеристик украинского и российского среднего классов.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 30-04-2004
Светлана Геннадьевна Саблина Социологический журнал. 2000.  № 1/2. С. 100-111. 
В настоящее время, как считает С.Г. Саблина, в отечественной литературе отсутствует четкое представление о критериях выделения среднего класса и, соответственно, о его наличии в пространстве трансформирующегося социума, размерах, составе, источниках пополнения и т.п. Поиск его прототипов среди элементов социальной структуры обнаруживает средний слой, обладающий культурным и деятельностным потенциалом и претендующий на выполнение соответствующих функций. Наличие "среднего протокласса" требует изучения возможностей и вероятности превращения его в полноценный класс (для этого считаются необходимыми, например, модернизация и структурное преобразование экономики, изменение психологии, стереотипов поведения и т.п.). Из западных работ в данной области известно еще одно условие, обозначенное как процесс кристаллизации статуса. По мнению автора статьи, использование концепции статусных рассогласований расширяет проблемное и дискуссионное поле, способствует формированию нового взгляда на одну из наиболее актуальных проблем отечественных стратификационных исследований.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 28-07-2003
Валерий Георгиевич Ледяев Социологический журнал. 2002.  № 3. С. 31-68. 
За прошедшие после публикации "Who Governs?" сорок с лишним лет появилось много новых идей и подходов к объяснению структуры власти в городских общностях, обстоятельно проанализирован имеющийся опыт и проведена масса эмпирических исследований. Однако следует учитывать, что современные теории так или иначе основываются на классике. С этой точки зрения "Who Governs?" Р. Даля, бесспорно, является одним из выдающихся произведений современной социологии. Значимость последнего особенно важна, если принять во внимание, что книга посвящена анализу результатов прикладного социологического исследования, единственного в многолетней научной деятельности Даля и сыгравшего в свое время роль эмпирической проверки его теоретических размышлений о демократии и распределении власти в американском обществе.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 22-07-2003
Куанышбек Муздыбаев Социологический журнал. 2001.  № 1. С. 5-32. 
В статье анализируются результаты социально-психологического исследования переживания бедности в России в 90-е годы, проведенного в 1997 и 2000 гг. в Петербурге (и в первом и во втором случаях N=700 чел.). Его задачи определение типичных форм атрибуции ответственности за бедность и выявление факторов, препятствующих ее преодолению; сравнительный анализ стратегий совладания с материальными трудностями у бедных и у обеспеченных групп респондентов; определение степени депривации бедных; выявление личностных и социальных детерминант бедности. Особый фокус исследовательских усилий найти верный баланс в индивидуалистическом и структурном объяснении бедности применительно к российской ситуации, разобраться во взаимоотношениях бедных как пополняющейся социальной страты и общества в целом (являются ли бедные ярмом на шее общества в силу своих личностных качеств или общество повинно в их положении вследствие несовершенства своего устройства). В объяснении причин бедности автор опирается на закономерности атрибутивных процессов (атрибутивные теории) прежде всего, недооценку значения ситуационных переменных и переоценку диспозиционных (личностных) влияний на результаты деятельности; различия в интерпретации поведения самим индивидом и посторонним наблюдателем; различия в атрибуции ответственности за успехи и неудачи (успех чаще приписывается личностным качествам, неудача обстоятельствам).Специальные шкалы и психологические тесты, адаптированная методика Дж. Фейгина привлечены для выявления основных стратегий совладания с материальными трудностями (автор выделяет 14 стратегий), анализа личностных характеристик малоимущих во взаимосвязи с атрибуцией ответственности за бедность, описания стратегий совладания с экономической депривацией. Один из основных выводов статьи в пользу большей корректности структурных объяснений современной российской бедности над индивидуалистическими. Продуктивные социальные навыки, позитивно ориентированный тип личности формируются только в условиях социального порядка и возрожденной экономики, обеспечивающих мотивацию созидания и достижения.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 28-07-2003
Alfred Schutz Социологический журнал. 2002.  № 4. С. 5-45. 
Статья одного из корифеев социологии А. Шютца посвящена различным аспектам понятия равенства в повседневном мышлении конкретной социальной группы. Ключевой тезис работы состоит в том, что смысл, который повседневное понятие равенства имеет для отдельной социальной группы, как таковой «является элементом системы типизаций и релевантностей, одобренной этой группой, а также элементом социокультурной ситуации, считающейся ею само собой разумеющейся в любой момент ее истории». Автор показывает различия между понятиями «равенства» и «гомогенности», проясняя почему в отдельных ситуациях люди в различных контекстах используют такие категории, как «социальное равенство», «политическое равенство», «равенство перед законом» и «равенство возможностей». Анализ равенства существенным образом усложняется, если принять во внимание тот факт, что интерпретации данного социального феномена различны в терминах систем типизаций и релевантностей, осуществляемых членами различных групп (мы-группа, они-группа). Ситуация становится еще более амбивалентной, когда мы рассматриваем роль социального ученого, исследующего как первую, так и вторую группы. Субъективный и объективный смыслы никогда не совпадают, хотя при определенных обстоятельствах могут сблизиться в достаточной степени для решения практических задач. Шютц рассматривает дихотомию субъективного и объективного смыслов понятия «равенство» на различных уровнях, а именно, в контексте образа жизни группы; определения личной ситуации индивида в группе им самим и группой; определения самого понятия «группа» ее членами и посторонними; формирования областей релевантностей; диалектики предрассудков; понятия дискриминации и прав меньшинств; рангового порядка дискриминации; равенства, к которому люди стремятся, и равенства, которое даруется; понятия «возможности» и «шанса».
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 05-07-2006
Светлана Сергеевна Ярошенко Социологический журнал. 1994.  № 2. С. 43-50. 
Статья посвящена анализу теории «культуры (субкультуры) бедности», развивавшейся в американской социологии в 1950 1970 гг. На формирование этой теории повлияло антропологическое понимание культуры как образа жизни, который выражается через символы и ценности в различных институтах и повседневном поведении, а также субкультуры — образа жизни, свойственного членам определенной социально замкнутой общности. Рассматриваются взгляды О. Льюиса, В. Миллера, Х. Родмана, А. Дэйвиса и др. Общим для всех теоретических позиций является вывод, что бедность связана не столько с экономическими причинами, сколько с маргинальностью сознания бедных, нормами и ценностями, оправдывающими их пассивность и иждивенчество.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 06-10-2003
Р.Г. Громова Социологический журнал. 1998.  № 1/2. С. 15-39. 
Статья основана на данных (по России) международного исследования “Социальная стратификация в Восточной Европе после 1989 года”, проводившегося в Болгарии, Чехии, Словакии, Венгрии, Польше и России. Основные результаты состоят в следующем. Во-первых, в период 1985-1993 гг. нисходящая мобильность в России как на индивидуальном, так и на групповом уровне приобрела массовый характер и была доминирующей. Однако отражение этого процесса в общественном сознании имело более катастрофический характер - даже респонденты из относительно стабильных или даже улучшающих свое положение групп были склонны пессимистически оценивать свое положение и перспективы его улучшения. Во-вторых, существенные изменения произошли в системе критериев оценки успеха, а значит, и характере мобильности. Мобильность, традиционно рассматриваемая как восходящая (например, переход в группу с более высоким образованием), уже не может однозначно восприниматься в качестве таковой. Это ведет к возникновению дискомфорта и к пессимистическим, заниженным оценкам респондентами их положения в обществе. В то же время представления респондентов “новых” групп находятся в гармонии с изменившимися критериями успешности. Автор отмечает, что пессимизм оказывается вполне реальным фактором, определяющим ситуацию в обществе в условиях трансформации. Проводившийся в ходе исследования анализ факторов, реально влияющих на движение респондентов, показал, что структура этих факторов до и после 1985 г. изменилась незначительно (значимыми оказывались практически все традиционные факторы социальной мобильности – образование и положение родителей, образование респондента на момент начала его трудовой деятельности и др.). Единственное исключение составляют те, чья трудовая деятельность начинается после 1985 г.: факторы влияния родителей у них значительно ослаблены. Следовательно, реальные изменения происходят не столько в структуре факторов, влияющих на социальную мобильность и положение в социальной структуре, сколько в значимых критериях оценки этого движения.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 29-09-2003
Фридрих Маркович Бородкин Социологический журнал. 2000.  № 3/4. С. 5-17. 
Тема социальной эксклюзии в настоящее время - одна из самых популярных в западной социологии. С недавних пор к исследованию этого социального феномена подключились и российские исследователи. Поэтому обзорная статья Ф.М. Бородкина может представлять для читателей, и не только для тех, кто профессионально занимается вопросами социальной стратификации и социальной работы, особый интерес. Не случайно автор отмечает, что социальная эксклюзия может быть связана не только с бедностью, но и с культурно-этническими, экономическими, религиозными обстоятельствами. В статье представляется концепция М. Вольфа, демонстрируется специфика российского и европейского подходов, показывается роль новых социальных движений в преодолении социальной эксклюзии.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 28-07-2003
Валерий Георгиевич Ледяев Социологический журнал. 2002.  № 1. С. 96-114. 
В каждой области социального знания есть имена, символизирующие либо начало практического изучения какого-то важного общественного феномена, либо новые направления и перспективы. В числе знаковых имен в эмпирической социологии власти первым традиционно называется Флойд Хантер, получивший известность после публикации книги «Структура власти в обществе». Статья В.Г. Ледяева посвящена представлению классической концепции власти Ф. Хантера.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 29-07-2003
Наталья Сергеевна Рябинская Социологический журнал. 2000.  № 3/4. С. 69-75. 
В статье обсуждается связь между процессом текстообразования и системой социальной стратификации. Человек воспринимает мир через призму базовых категорий, которые отображают коллективные представления и общественное устройство, упорядочивают социальные отношения и таким образом воспроизводят социальные солидарности. В основе этого дюркгеймовского тезиса лежит предположение о взаимной обусловленности форм знания и общества, сформулированное в античной общественной мысли. Солидаристской традиции в социологии знания противостоит критическая теория, получившая наиболее последовательное воплощение в неомарксизме: формы знания не столько способствуют воспроизводству коллективного целого, сколько используются доминирующими (либо стремящимися к доминированию) группами для навязывания другим собственных интересов и сохранения (либо завоевания) властных позиций. Соответственно, анализ текстообразования в обществе направлен прежде всего на обнаружение отношений господства и подчинения, определяющих содержание идеологий как форм социальной репрессии.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 29-07-2003
Светлана Абрамовна Стивенсон Социологический журнал. 2000.  № 3/4. С. 87-97. 
Нарастающая информализация городской среды – далеко не только российское явление. Глобальные процессы трансформации государств и преобразования рынков труда приводят к вытеснению значительных групп населения (мигрантов, беженцев, представителей этнических меньшинств, бедных слоев) на периферию общества. Подходить к объяснению опыта этих людей лишь с помощью понятия "социального исключения", описания различных сценариев, благодаря которым они "проваливаются" на социальное дно, как полагает автор статьи, значило бы сильно обеднить понимание. В этом смысле внимание к социальному капиталу, не только теряемому при вытеснении из "большого общества", но и накапливаемому в теневых сообществах, по мнению автора, представляется оправданным и полезным. При проведении исследования, в рамках которого было опрошено 123 безнадзорных ребенка, обнаружился целый ряд возможных перспектив, открытых бездомным детям, помимо непосредственно криминальных. Используя возможности, предоставляемые улицей, дети активно пытаются найти надежные и эффективные социальные связи, которые помогли бы им аккумулировать социальный капитал в параллельной экономике и обществе.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию