Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 298

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Валерий Андреевич Мансуров, Людмила Андреевна Семенова Мир России. 1996.  Т. 5. № 3. С. 179-182. 
В настоящее время достаточно трудно получить статистически выверенную информацию о доходах населения. Социологические опросы тоже не дают достоверной информации, поскольку люди с большой неохотой отвечают на вопросы о доходах, а значит всегда есть основания для сомнений в искренности ответов. Поэтому наряду с количественной шкалой душевого дохода социологи Института социологии РАН работают с пятичленной шкалой самооценки материального положения, которая дает представление (с определенным налетом субъективизма) о качестве. Как показывет опыт, используемая качественная шкала материального положения легче воспринимается респондентами, а результаты, полученные с ее помощью, почти не расходятся (по крайней мере, в тенденциях) со статистическими данными.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-04-2004
Я. Штанишкис
Перев.: Владимир Иванович Ильин (ориг.: Русский) Рубеж (альманах социальных исследований). 1992.  № 4. С. 79-106. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-06-2007
Кирилл Георгиевич Чагин Социологические исследования. 2006.  № 10. С. 28-32. 
В статье анализируется опыт внедрения результативно-ориентированной программы адресной социальной помощи «Самообеспечение» в Пермской области (крае) на протяжении 2004-2005 гг. В отличие от традиционной раздачи денежных пособий, в рамках этой программы малоимущие семьи с несовершеннолетними детьми получали целевую денежную помощь на развитие подсобного хозяйства или индивидуальной трудовой деятельности.
Опубликовано на портале: 28-04-2005
Елена Михайловна Жидкова Социологические исследования. 2005.  № 3. С. 52-62. 
В статье рассматриваются способы решения неработающими трудоспособными гражданами вопроса о том, что предпочесть: поиски места работы, или – напротив, отказ от возвращения к оплачиваемой занятости. Отмечается, что к состоянию хронической безработицы этих людей подталкивает распространение практики неполной занятости. Автор ссылается на вывод исследователя рынка труда Г. Монусовой, что с середины 90-х годов уровень занятости в России «уменьшался в большей мере за счет увеличения доли экономически неактивного населения, и в меньшей – за счет роста безработицы». В статье используются материалы исследований, выполненных автором в рамках проекта: "Гендерные различия в стратегиях занятости в период экономических перемен в России" - грант INTAS-97-20280; руководитель - д-р С. Ашвин (LSE, Лондон). В ходе него выявлялись наиболее характерные причины выхода из занятости. Среди группы респондентов старше 50 лет это расчеты на досрочную пенсию или простое «досиживание» до пенсии (при наличии материальной защищенности доходами других членов семьи). В подгруппе неработающих выпускников, живущих в основном благодаря поддержке родителей (страховочные источники - аспирантская стипендия и пособие по безработице), доминируют нацеленность на получение удовольствия от жизни и на сохранение свободы. Среди лиц среднего возраста ориентация на завершение трудового пути более всего свойственна женщинам с низким образовательным и квалификационным статусом (посудомойки, санитарки, уборщицы). Они рассчитывают на удачное замужество и на роль домохозяйки. Приводятся фрагменты интервью, где незанятые высказываются о причинах данной жизненной ситуации и выражают свое отношение к ней.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2003
Владимир Иванович Ильин Рубеж (альманах социальных исследований). 1991.  № 1. С. 96-116. 
В статье обосновывается вывод о бесклассовой, слоевой структуре общества государственного социализма, классическим примером которого является советское общество. Государственный способ производства выдвигает место в системе административных отношений как ведущий критерий социальной стратификации. Разложение государственного социализма дает возможность для формирования системы стратификации на основе экономической дифференциации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-08-2003
Оксана Вячеславовна Синявская Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 1.
Работа посвящена воспроизводству человеческого капитала в системе формального (школьного) образования. Отправным пунктом исследования стала идея «социальной укорененности» экономического действия, которая позволила расширить список факторов, влияющих на различия в объеме человеческого капитала, за пределы способностей индивида, материального положения его семьи и социально-экономического статуса родителей. Изучение теоретических воззрений и вторичный анализ результатов эмпирических исследований позволил выделить в качестве основных следующие факторы воспроизводства человеческого капитала: - так называемые “ограничители”: тип населенного пункта, в том числе степень его урбанизации, модель образовательной системы ("конкурентная" или "поощрительная”) и финансовые ресурсы семьи; - факторы, определяющие успехи и продолжительность в образовании: социальный капитал семьи и ближайшего окружения (семейной общины, физического соседства, сверстников и друзей); человеческий капитал родителей; финансовый капитал семьи; гендерные и этнические различия; тип школы. Дальнейшее изучение эмпирических источников, но теперь уже российского происхождения, показало, что в основном эти факторы “работают” и в России, хотя сила их влияния может отличаться.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 07-11-2006
Наталья Владимировна Бондаренко Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2006.  № 1 (81). С. 50-57. 
Проблемы неравенства в России стали за последнее десятилетие предметом активных общественных дискуссий. Автор данной статьи пытается ответить на следующие вопросы: как формируется структура российского общества, какие выстраиваются типы семей по уровню материального благосостояния, насколько дифференцированы эти группы по способам социально-экономической адаптации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2007
Наталья Евгеньевна Тихонова Социологические исследования. 2004.  № 3. С. 22-29. 
Богатство и бедность в современной России не гомогенны и имеют несколько уровней, которые различаются и по материальному положению, и по социально-профессиональной деятельности, и по досуговым предпочтениям. Что касается бедности, то автор на основании проведенных исследований выделяет два таких уровня: просто бедность, представители которой составляют 19,0%, и нищета, в которой живут 6,5%. Внутренне неоднородна и группа богатых, - удалось зафиксировать минимум три стратификационнных подгруппы, которые можно, на взгляд автора, выделить по критериям наличия второго благоустроенного жилья, новой иномарки, поездок за границу, и пользования услугами оздоровительных и спортивных учреждений и клубов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-06-2005
Юрий Вартанович Арутюнян Социологические исследования. 2002.  № 9. С. 29-40. 
Политическая сущность структуры общества была главным предметом социальной фальсификации в интересах власти, партийные идеологи долгое время небезуспешно маскировали действительное положение рабочего класса мифом о его руководящей роли в обществе. В постсоветское время социальная структура скорее неосознанно политизируется культом "среднего класса", чем испытывает целенаправленное идеологическое воздействие. Однако и в таком виде это мешает осознанию реальной поляризации общества, происходит автоматический перенос принятых за рубежом социальных мерок в нашу действительность. В статье обсуждаются процессы, происходящие в социальной структуре современной России. По данным исследования автора, неравенство по уровню доходов за годы реформ значительно усилилось, а восходящая социальная мобильность имеет тенденцию к консервации. Несмотря на то, что такие изменения могут привести к потенциально опасной ситуации социального взрыва, по мнению автора, угроза возникновения классового конфликта минимальна. Это связано с неразвитостью классового сознания пролетариата, к которому автор относит всех, кто входит в базовый социальный слой (по Т. И. Заславской). Идеологический вакуум классового сознания связывается, главным образом, с банкротством коммунистов и отсутствием у этой партии конструктивной программы преобразования современной российской действительности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-03-2006
Татьяна Юрьевна Черкашина Социологические исследования. 2000.  № 9. С. 126-132. 
Субъективно нормальный доход семьи (СНДС) – интегральный показатель объективной (реальные денежные поступления) и субъективной (сознание респондента) оценки того, какие ежемесячно получаемые средства могут обеспечить домохозяйству нормальную жизнь. Результаты совместного российско-американского исследования СНДС (1994–1996 и 1998 гг.) показывают: выбор его величины в основном ограничен действительным материальным положением опрашиваемых, но внутри этих рамок СНДС предстает относительно самостоятельной величиной, более тесно связанной с представлениями о «норме» за предыдущие годы, чем с действительными заработками.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-01-2005
Андрей Григорьевич Здравомыслов Общественные науки и современность. 2005.  № 1. С. 45-58. 
Статья построена на анализе данных исследования ИКСИ РАН, проведенного весной 2004 г. и посвященного выявлению российского общественного мнения по таким вопросам, как роль и ответственность элиты в целом и экономической элиты в частности за ситуацию в стране. Приводятся данные о представлениях россиян об истинных интересах отечественной элиты, об оценках мотивации деятельности представителей крупного капитала, о том, какие качества необходимы для вхождения в экономическую элиту, о формах ответственности экономической элиты. Приводится динамика оценок форм ответственности экономической элиты (технологическая, профессиональная, демократическая, антикоррупционная, моральная, правовая и т.д.) в зависимости от исторического периода (до 1917 г., при Сталине, Ельцине, Путине). Дается анализ баланса положительных и отрицательных эмоций по отношению к наиболее известным российским олигархам, а также представлений о перспективах взаимоотношений общества и крупного капитала.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-11-2006
Алексей Георгиевич Левинсон, Яков Михайлович Щукин, Ольга Ивановна Стучевская Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004.  № 5 (73). С. 48-62. 
Излагаемые ниже соображения родились у авторов в ходе маркетинговых, социальных и политических исследований ВЦИОМ, а затем Левада-Центра. Изучая практики потребления алкогольных напитков или сигарет, компьютерной техники или мобильной связи, спрос на образовательные услуги или отношение к политическим партиям, мы в последние годы обнаруживали ряд новых и во многом схожих социальных феноменов, между которыми можно усмотреть содержательную и, если угодно, стилевую связь. За этими проявлениями просматривается и, главное, начинает видеть себя единый социальный субъект. Его промежуточное положение на доходной шкале, по словам тех, кто себя к нему относит, служит одним из основных мотивов для использования самохарактеристики с предикатом "средний": "средний слой", "средний класс". Люди, относящие себя к "среднему классу", по их наиболее частым собственным оценкам, которые давались ими в ходе групповых дискуссий на эту тему, составляют 10—15% населения. Но в других случаях — в ситуации массовых опросов, о которых будет идти речь ниже, — к категории "средний класс" себя относят 80% того же населения. Разные группы не случайно используют одинаковые слова, поэтому есть определенный смысл в рамках одной статьи обсудить оба случая такого самоотнесения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-07-2005
Paul Decker, Peter Ester Социологические исследования. 1994.  № 8-9. С. 194-198. 
Голландские ученые анализируют распространенные в индустриальных обществах (Австралия, Великобритания, США, Германия, Австрия, Италия) установки и мнения относительно социального неравенства и особенно неравенства доходов. Кросс-национальный анализ, проведенный с помощью международных индикаторов взглядов и ценностных установок, показывает, что современное общество требует развития знаний и мастерства, и, следовательно, стратификационной социальной системы, в которой статус индивида выступает, однако, не изначально предписанным, а достигаемым. Подобная парадигма формирует толерантное отношение к дифференциации социальных позиций, отражающейся в доходах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-07-2005
Paul Dekker, Peter Ester Социологические исследования. 1994.  № 11. С. 154-168. 
Продолжение публикации (начало см.: № 8-9. 1994), посвященной анализу результатов международного сравнительного исследования по неравенству доходов (модулm Международной программы социального исследования (МПСИ) 1987 г. по социальному неравенству). В данном номере приведены главы, описывающие макроуровень исследования, - национальные характеристики респондентов в девяти индустриальных странах, и микроуровень, - межнациональные гипотезы установок, а также личное отношение и социальное восприятие неравенства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-11-2006
Наталья Владимировна Бондаренко Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003.  № 1 (63). С. 39-45. 
Типологизация потребления российских семей, основанная на построении однородных потребительских групп по агрегированным показателям текущего потребления и имущественного накопления семей методом кластерного анализа, приводилась в статьях, опубликованных в бюллетене за 2002 г. Сконструированная типология представляет собой структуру из семи потребительских групп. Благодаря использованию данной процедуры оказалось возможным оценить различия в уровне потребительской активности, в характере экономии семей, а также различия в их потребительской мотивации. В целом выделенные потребительские группы можно расположить по условной оси "бедность"— "богатство". Прослеживая их характеристики на материалах многолетних опросов ВЦИОМ, мы можем сказать, что подобный "каркас" групп устойчиво воспроизводится, по крайней мере, на протяжении последних нескольких лет.
ресурс содержит прикрепленный файл