Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 45

Опубликовано на портале: 26-12-2005
Зоран Видоевич
Перев.: Зинаида Тихоновна Голенкова (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2005.  № 4. С. 25-32. 
В статье анализируются проявления процессов глобализации. Констатируется, что в настоящее время трудно предвидеть, приведет ли развитие экономической интеграции, укрепление связей между странами в экономике и в сфере технологий к становлению действительно «глобальной» экономики. Наряду с глобализацией (и параллельно ей) вполне возможна регионализация, фрагментация в экономике, политике, культуре и иных областях общественной жизни. Отмечается, что замешанный на религиозном фанатизме глобальный терроризм таит не меньшую опасность для мира, чем американский гегемонизм. Радикальные исламские движения охарактеризованы автором как «воинственное антизападничество». При усилении влияния таких движений проамериканские режимы, созданные в ряде стран исламского востока, могут быть насильственно свергнуты. Такое развитие событий автор оценивает как нежелательное, поскольку «теологический тоталитаризм» как религиозно-политическая основа радикально-исламистских режимов, подобных правлению Хомейни в Иране и недавнему господству талибов в Афганистане – «не лучшая альтернатива западной цивилизации» (с. 27). Обсуждается тема недавних кровопролитных конфликтов в бывшей Югославии (Хорватия, Босния, Герцеговина, Косово). Категорично утверждается, что «югославские конфликты не достигли бы таких масштабов и интенсивности, если бы крупнейшие западные государства не были к ним причастны» (с. 30). Автор полагает, что «защита идентичности незападных стран и народов от экспансии силы, ценностей, приукрашенных картин и идей Запада (особенно США) будут усиливаться параллельно с увеличением их агрессивности по отношению к этим государствам и народам» (с. 30).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2005
Андрей Васильевич Шипилов Социологические исследования. 2005.  № 3. С. 38-43. 
Представлены подходы западных исследователей к изучению условий формирования толерантности в межэтнических отношениях. Ю. Хабермас при обращении к данной теме исходил из того, что демократия, конституционализм и либеральная политическая культура не должны «основываться на фундаменте общих для всех граждан этнических, языковых и культурных истоков». Позиция Хабермаса, по мнению автора статьи, приводит к выводу о том, что демократия универсальна, антиэтнократична, не зависит от национального фактора. Другой немецкий исследователь - Г. Инглхарт напрямую связывает толерантность с уровнем материального благосостояния, с экономическим прогрессом, с типом культуры. Она, на его взгляд, зависит от того, ближе ли общество к «традиционной» или к «секулярно-рациональной» культуре. Обществам первого типа культуры свойственны «ценности выживания», невнимание к этническому равноправию, к равенству полов, низкий уровень межличностного доверия, нетерпимость к инакомыслящим, тогда как для обществ с культурой второго типа характерны «ценности самовыражения». Автор статьи критически оценивает последний подход, поскольку в истории народов жесткой зависимости этнонациональной толерантности/интолерантности от уровня экономического развития не отмечается. Представлена точка зрения Эгберта Яна (профессора Университета Мангейма) об исторической роли идеи народного суверенитета. Согласно его концепции, такая идея на рубеже XX в. становится предпосылкой двух типов суверенитета: при первом «суверенная нация» противопоставляется династическому государству; при втором – государству многонациональному. Приводятся также положения, представленные в исследовании М. Уолцера (США) о толерантности либерально-демократических государств в отношении к иммигрантским сообществам.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2003
Werner Sombart Журнал социологии и социальной антропологии. 2001.  Т. 4. № 1. С. 27-53. 
Статья представляет собой перепечатку некоторых фрагментов работы Зомбарта Евреи в экономической жизни, опубликованной в России в 1912 г.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 27-03-2006
Федосий Семенович Донской Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 96-100. 
Автор рассматривает процессы культурной ассимиляции малочисленных северных народов, обусловленные их совместным проживанием с другими народами, что порой приводит к исчезновению их национального языка и культуры. Автор дает описание изменений условий жизни и быта, процессов культурной ассимиляции малочисленных народов. Оказалась подорвана традиционная основа существования многих из этих народов - сельское и промысловое хозяйство, о чем свидетельствуют приводимые в статье статистические данные (снижение поголовья оленей, крупного рогатого скота, лошадей и т.д.). Приведены значения ряда показателей динамики воспроизводства численности малых народов Сибири и Севера. Отмечен прирост среди ненцев, эвенов, долган; однако зафиксирована также убыль численности чукчей, коряков, чуванцев, алеутов и эскимосов. В качестве основных причин депопуляции автор выделил разрушение традиционных основ их хозяйственной и культурной жизни, изменения среды обитания, смену привычного рациона питания, рост заболеваемости. Сообщается, что в 2000 г. в районах проживания малочисленных народов Севера среднесуточное потребление продуктов питания на душу населения составило от норматива, установленного Институтом питания РАМН по Республике Саха – 62,5%; в Камчатской области – 50,4%, в Таймырском АО – 43,5%. Сообщается о снижении темпов строительства объектов социальной инфраструктуры и сокращении количества дошкольных учреждений и общедоступных библиотек в районах Крайнего Севера. Автор считает целесообразным восстановление оправдавших себя в советском прошлом форм культурно просветительской работы в селах и городах, включая выезды художественных коллективов для работы с кочевым и полукочевым населением. Представлены рекомендации по восстановлению национальных районов (улусов), воссозданию общинного самоуправления, сохранению традиционных форм природопользования, хозяйствования и культурного развития малых народов Севера и Дальнего Востока.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-11-2004
Максим Максимович Ковалевский
Перев.: Д.В. Миронов (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2002.  № 5. С. 129-138. 
В этой статье выдающегося российского социолога М.М. Ковалевского (1851-1916), впервые публикуемой на русском языке, проводится сравнительное исследование клановых отношений, сохранявшихся в то время среди многих народов Российской Империи. Выявляются общие закономерности изменения социальной организации с переходом народов от существования в виде отдельных племен к племенным союзам с выделением правящих групп. Проводится идея, что клан как форма межродовой организации характерен для всех народов на определенной стадии их эволюции и исчезает с переходом к развитым формам государственной жизни. Представлен богатый историко-этнографический материал о межродовых и внутриродовых отношениях среди якутов, киргизов, тунгусов, горских племен Кавказа и иных народов России. Рассмотрены проявления солидарности членов клана, закрепляемой в обрядах, обычаях, в нормах правовых, семейных и имущественных отношений. Даны ссылки на летописные источники, свидетельствующие, что кланы в прошлом существовали у славян. Указаны остатки (следы) традиций поклонения клану и общим матерям-прародительницам в топонимике и обрядах у славянских и угро-финских племен.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-10-2007
Леонид Ефимович Бляхер, Юлия Александровна Зеликова Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 1. С. 90-103. 
В статье анализируется восприятие границы и приграничного пространства участниками межкультурного экономического взаимодействия. Трансграничный диалог реализуется в трех типах пространства культурного взаимодействия: • пространстве "большого взаимодействия", где действуют мифы связанные с границей; • пространстве "близкого взаимодействия", связанном с личностным восприятием "другого"; • пространстве-"посреднике" – особой социальной сфере, обеспечивающей взаимодействие двух различных экономических систем.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2006
Gundar J. King, J. Thad Barnowe, Светлана Петровна Баньковская Социологические исследования. 1995.  № 12. С. 82-92. 
Статья основана на результатах опроса 200 русскоязычных менеджеров из Риги (150 чел.) и Даугавпилса (50 чел.), проведенного в середине 1992 г. Ставилась цель обрисовать личностные профессиональные ценности, исповедуемые русскоязычными менеджерами в Латвии, определить взаимодополняющие (комплементарные) и противоречащие друг другу (противоположные) ценности в сравнении с менеджерами – этническими латышами или другими прибалтами, а также оценить перспективы изменений в их структуре ценностей. Выясняются основные ценностные ориентации, существенные и несущественные личностные ценности, проводится сравнительный анализ системы ценностей русскоязычных менеджеров с системами ценностей латышских, эстонских и литовских менеджеров, даются прогнозы относительно интеграции русскоязычного населения в латвийское общество.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-04-2005
Вилен Николаевич Иванов Социологические исследования. 1994.  № 6. С. 32-39. 
Возросшая актуальность проблем национального самоопределения и реального суверенитета национально-государственных образований в составе РФ определило масштабы исследовательской работы в этой области. Исследования проводились в 1991-1993гг. в Петрозаводске, Москве, Оренбурге, Уфе, Ставрополе, Черкесске, Нальчике и др. Ежегодно по представительной для регионов выборке опрашивалось взрослое занятое население в его социально-профессиональном и национальном разрезе, в среднем ежегодно число опрошенных составляло около 7 тысяч человек. Общей тенденцией зафиксированной в ходе опросов является рост напряженности и даже конфликтности межнациональных отношений. Среди первоочередных мер по стабилизации межнациональных отношений опрошенные поставили на первое место - усиление борьбы с проявлениями национализма и шовинизма, на второе - обеспечение реального экономического суверенитета, далее - определение политического статуса, создание национально-культурных центров, решение проблем миграции. Большинство респондентов отметило отсутствие эффективной идеологии в межнациональных отношениях РФ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2006
И. Задорожный Общественные науки и современность. 1991.  № 6. С. 95-107. 
Дискуссионный взгляд специалиста по закономерностям долгосрочного экономического развития на роль этнокультурных и конфессионо-цивилизационных начал в процессе формирования рыночной ментальности и складывания на постсоветском пространстве конкурентной экономики. В этой связи автор детально прорабатывает следующий сценарий: при переходе к рынку различные народы СССР попадут в неравные условия, т.к. неизбежно возникновение опирающихся на религиозно-клановое единство монопольных групп. Среди них наиболее сплоченные и агрессивные – объединения представителей мусульманских народов. Во избежание перерастания “нечестной конкуренции” между национально-предпринимательскими элитами в межэтнический конфликт, следует всячески стимулировать ускоренное создание суверенных государств из республик советской Средней Азии и Закавказья.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-10-2006
Лилия Борисовна Карачурина Общественные науки и современность. 2006.  № 6. С. 38-45. 
Современные мегаполисы испытывают потребность в труде мигрантов, использование которого при наличии политической воли и продуманных действий властей, дает хорошие результаты. Социологическое изучение ситуации в Москве, Казани, Ростове-на-Дону, Саратове, Воронеже, Краснодаре, Ставрополе, Белгороде и сельской части Ростовской области (2001–2005 гг.), к сожалению, показывает иное. Помимо того, что в России миграционные процессы идут на фоне противоречий государственного строительства, возросшей доходной поляризации населения, слома старой системы государственно-распределительных отношений и формирования новой экономики, у нас отсутствует минимально обозначенная интеграционная политика. Встраивание в новый социум, по сути, стало проблемой самообустройства или борьбы мигрантов с препятствиями на этом пути.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-11-2006
Ольга Ивановна Вендина Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2004.  № 3 (71). С. 52-64. 
Автор пытается ответить на следующие вопросы: Каков механизм взаимодействия возрастающего этнического разнообразия населения Москвы и усугубляющегося социально-экономического расслоения? Чему необходимо противодействовать ради избежания геттоизации столицы - притоку мигрантов или имущественному неравенству и бедности?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-10-2005
Г.С. Денисова Социологические исследования. 1999.  № 5. С. 62-69. 
Авторы представляют итоги исследования, проведенного в 1997 г. социологической лабораторией Южного отделения Российской академии образования. Оно было посвящено изучению профессиональных ориентаций выпускников средних школ в регионе, которые предполагалось сравнить с общероссийскими показателями. Исследователи намеревались также определить степень влияния этнического фактора на первичный выбор профессии. Исследование проводилось методом анкетного опроса молодежи стабильных в социально-политическом отношении областей и республик Северного Кавказа. (Опросы не велись на территории Ингушетии, Северной Осетии, Ичкерии и Дагестана.)
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-11-2003
Ренальд Хикарович Симонян, Т.М. Кочегарова Вопросы экономики. 2003.  № 2. С. 78-86. 
В статье приводится сравнительный анализ экономического потенциала российских общин за рубежом. Рассматриваются преимущества российской диаспоры в странах Балтии по сравнению с российскими диаспорами в странах Запада и СНГ. На основе социологических данных делается вывод о том, что новый субэтнос - балтийские "еврорусские" - может сыграть важную роль в экономическом развитии России.
Опубликовано на портале: 21-02-2005
Юрий Вартанович Арутюнян Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 26-40. 
Массовый отток в Россию части граждан бывших союзных республик сказывается на этнодемографической ситуации в Москве. По последним переписям ее население увеличилось с 8,97 млн. в 1989 г. до 10,36 млн. человек в 2002 г., что при значительном снижении естественного прироста москвичей свидетельствует о притоке мигрантов. Увеличение полиэтничности столицы происходит главным образом за счет армян, азербайджанцев и грузин. Автор полагает, что проводимая как на общегосударственном уровне, так и правительством Москвы этнодемографическая стратегия должна быть изменена и направлена на «путь активной межэтнической идентификации и, в конечном счете, интеграции инонационального населения столицы»(с. 28). В 2000-2004 гг. возглавляемая автором исследовательская группа провела в Москве специальное исследование с использованием телефонного опроса, а также непосредственных бесед и интервью (N = 3500, квотная выборка) среди как старых, так и новых мигрантов. Отмечена существенная разница между «старожилами» и «новоприбывшими этнофорами» по уровню образования, социальному статусу, по уровню овладения русским языком; 47-48% «новоприбывших» армян и азербайджанцев заняты в торговле и сфере обслуживания. Отмечается, что если несколько десятилетий назад в Москву прибывали преимущественно активные, ориентированные на социальный рост, легко адаптировавшиеся к столичной среде люди, то ныне основной контингент мигрантов составляют социально ущемленные слои, те, кому «дома тяжело жить». Дифференцировать и расселять мигрантов по этническому признаку автор считает нежелательным: это таит потенциальную угрозу территориального противостояния и конфликтов между этническими группами. Национальную политику в крупном мегаполисе следует подчинить задачам социально-культурного взаимодействия, гражданского единения, укрепления межэтнической интеграции.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-11-2004
Наталья Владимировна Касаткина Социологические исследования. 2004.  № 5. С. 46-54. 
Среди стран Балтии Литва отличается, пожалуй, наименьшей межнациональной напряженностью. Она выражается в основном в отношениях бытового уровня и не находит внешних проявлений в связи с характерной для литовцев высокой степенью этнической закрытости. Страна ратифицировала Конвенцию Европейского Совета по охране национальных (этнических) меньшинств; всем постоянным жителям предоставлены равные гражданские права. Приведена таблица Департамента статистики об этническом составе населения за 1923, 1959, 1969, 1989 и 2001 годы. Между переписями 1989 и 2001 г. несколько снизилась численность всех проживающих в республике национальных групп, включая литовцев. Число русских уменьшилось с 345 до 220 тыс., поляков – с 258 до 235 тыс., белорусов – с 63 до 43 тыс. человек. Убывание русских обусловлено эмиграцией; литовцев (83,4% населения) – миграцией и уменьшением рождаемости. Анализируются данные обширного исследования культурной адаптации национальных меньшинств. Использована диспропорциональная стратифицированная выборка: выделялись сходные по социальному составу этнические группы. Некоторые результаты исследования: этнических поляков отличают религиозная консолидация, тяготение к традиционной общине, самая значительная территориальная идентичность с Литвой и наиболее высокий уровень этнических связей с литовцами. Среди русских крайне низок уровень идентификации с территорией страны, невысоко стремление к сближению с соотечественниками и единоверцами в Литве. Евреям присущ низкий уровень идентификации с территорией страны и наиболее приоритетной оказывается профессиональная идентификация.
ресурс содержит прикрепленный файл