Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 60

Опубликовано на портале: 06-08-2003
Neil Fligstein Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 1. С. 4-25. 
"New Institutional" Theories have proliferated across the social sciences. While they have substantial disagreements, they agree that institutions are created to produce local social orders, are social constructions, fundamentally about how powerful groups create rules of interaction and maintain unequal resource distributions, and yet, once in existence, both constrain and enable actors in subsequent institution building. I present a critique of these theories that focuses on their inadequate attention to the role of social power and actors in the creation of institutions. An alternative view of the dynamics of institutions is sketched out based on a more sociological conception of rules, resources, and social skill.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 04-08-2004
А. В. Захаров Общественные науки и современность. 1993.  № 3. С. 164-172. 
В статье проводится параллель между сущностными элементами таких образований, как реальный социализм и азиатский способ производства. Сравнение идет по линии анализа места и роли в этих образованиях власти и собственности. Показано, что опыт построения социализма перекликается с тем, что у Маркса именуется “азиатским способом производства”, этот опыт привел к возрождению феномена власти-собственности. Отмечается закономерность проигрыша экономического соревнования реального социализма западной модели как гораздо более эффективной.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-08-2003
Александр Александрович Куракин Экономическая социология. 2003.  Т. 4. № 1. С. 81-104. 
В работе рассматривается возможность изучения хозяйственной жизни при помощи понятия "социально-экономический уклад". Основной тезис заключается в том, что социально-экономический уклад - это не самостоятельная теория, а продолжение других социологических теорий. Любая теория представляет собой аналитический блок понятий. Концепция уклада предполагает выделение ряда производных аналитических блоков из базисного теоретического блока. Утверждается, что концепция уклада может быть применена к любым социологическим теориям. В качестве примера на базе работ Флигстина, Бурдье, Поланьи и Чаянова построена схема конструирования социально-экономического уклада.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 21-08-2007
Clifford Geertz Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. VII. № 3. С. 153-160. 
Данная работа является примером социального анализа экономического поведения на классическом восточном рынке, называемом базаром. Это одна из традиционных областей исследования экономической антропологии. Работа основывается на эмпирическом материале, полученном в ходе полевого исследования базара в Марокко. Такой тип экономики автор называет «базарной экономикой». Действия экономических агентов в данной экономической системе имеют специфические черты и в значительной степени отличаются от чисто конкурентных рынков неоклассической экономической теории. В связи с этим автор обращает особое внимание на два вопроса, которые придают восточному базару особый колорит: клиентелизация и процесс торга. Первый обеспечивает длительные социальные связи, что существенно отличается от разовых сделок чистого рынка; а второй выражается в том, что дух торга становится более важным, чем установление цены как таковой.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2004
И.И. Качановский Общественные науки и современность. 1995.  № 2. С. 52-56. 
Перспективы установления в России стабильного, прочного, а, главное, подлинного либерально-демократического порядка зависят в первую очередь от изменения в сторону рационализации ценностей и приоритетов политических субъектов (как на уровне элитных групп и политизированных слоев населения, так и широких масс) и утверждения непререкаемой легитимности демократических процедур. Пока же в российском социуме, в том числе и его интеллектуальных слоях – интеллигенции, напротив, доминирует чувственно-харизматический тип мышления и соответствующие ему действия. Отсюда проистекает общая ориентация на авторитаризм (от ностальгии по советскому прошлому до «культа» чилийской или тайваньской модели модернизации), которая непропорционально увеличивает политический вес партий и организаций антидемократической направленности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-08-2003
Иван Владимирович Забаев Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 4. С. 69-102. 
В работе рассматриваются взгляды М. Вебера, предложившего метод исследования того, каким образом вероисповедание могло повлиять на становление нового типа хозяйства и новой социокультурной системы. Эти взгляды сопоставляются с тем, как данная тема разрабатывалась в тот же период в России. Для этой цели выбраны классические работы С. Булгакова. При сопоставлении этих позиций в качестве "интеллектуального посредника" выступает К. Маркс, с кем в своих трудах полемизировали оба автора. В центре работы находятся предложенные классиками варианты анализа влияния "вероисповедания" на "модернизацию", которая рассматривается преимущественно в контексте рационализации.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 27-07-2005
Екатерина Сергеевна Элбакян, Степан Викторович Медведко Социологические исследования. 2001.  № 8. С. 103-111. 
Весной 2000 г. Российским независимым институтом социальных и национальных проблем по заказу Фонда Ф. Эберта было проведено социологическое исследование «Россияне о судьбах России в ХХ веке и своих надеждах на ХХI век» по репрезентативной всероссийской выборке (2050 человек). Выявлено, что в России группа верующих имеет определенные хозяйственные и рыночные ориентации: (1) преобладание тенденций патернализма и консерватизма; (2) построение собственной хозяйственной деятельности на принципах самообеспечения; (3) своеобразное «половинчатое» восприятие рыночных реформ как на уровне действий, так и на уровне идей; (4) с приходом нового поколения молодых верующих нарастание предпосылок для изменения отношения этой социальной группы к рынку и экономическим реформам.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-02-2005
Владимир Викторович Филатов Социологические исследования. 2000.  № 12. С. 94-100. 
Коллективизация сельского хозяйства в СССР, проведенная в конце 20-х - 30-е годы, переход к колхозной форме собственности разрушили формы хозяйствования, сельской жизни, существовавшие в годы нэпа. Как крестьяне воспринимали происходящие события, как относились к новому хозяйственному укладу? Одним из источников, которые позволяют дать ответы на эти и другие возникающие по этому поводу вопросы, являются протоколы общего колхозного собрания.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-01-2005
Антон Викторович Посадский Социологические исследования. 2000.  № 4. С. 83-92. 
В статье рассматривается изменение поведенческих стереотипов и настроений крестьян, обнаружившееся между Великой реформой 1861 г. и завершением волны аграрной революции в 1922 г. Мы рассматриваем "совокупного" крестьянина как социально-сословный персонаж начала XX века, считая, что имущественные и социальные перегородки внутри крестьянства несравнимы по масштабам с общими для крестьянства способами труда, условиями жизни, бытового уклада, формами социальной активности и подобными им определяющими показателями. Среди детерминирующих в рассматриваемый период сознание и поведение крестьян показателей выделим факт жизни как борьбы за физическое выживание в условиях периодических повторов неурожайных, голодных лет в регионах сельской России. Русская деревня вела преимущественно экстенсивное хозяйство, среди путей решения аграрного вопроса на первый план вышло переселение избыточной части крестьянства на свободные земли - Заволжье, Сибирь и др.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2015
Петр Александрович Ореховский Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2015.  Т. 7. № 1. С. 79-94. 
После распада СССР большинство экономистов и социологов пришло к выводу о том, что человечеством окончательно найдена оптимальная, высшая форма политического и экономического устройства. Ф. Фукуямой был провозглашён «конец истории». Такое представление непосредственно связано с введённой Т. Гоббсом дихотомией «государства» и «общества», что также знаменовало собой начало Нового Времени.Б. Латур доказывает, что указанная дихотомия лежит и в основании разделения наук на «естественные» и «общественные» и является неверной. М. Гефтер выделяет модели «человека мифического» и «человека исторического». Модель «человеческого экономического» является разновидностью первого и используется для трансформации осевого времени в шкалу классификации обществ по размеру богатства.Либерализм, отрицающий понятие политического, не может быть основанием для позитивного содержания понятия государства. Использование либерализма в качестве идеологии парадоксальным образом может привести к росту, а не снижению конфликтов и увеличивает опасность войны.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-06-2004
Евгений Иванович Шохин Общественные науки и современность. 1995.  № 6. С. 5-17. 
Поводом для интервью А.Шохина стала подготовка к парламентским выборам 1995 г., в ходе которой он выступил как один из авторов программных документов избирательного блока “Наш дом — Россия”. Дается краткая характеристика реформирования страны в 1992—1995 гг., отмечаются как успехи, так и неудачи прошедших лет, обрисовывается ситуация, сложившаяся в экономике к середине 1995 г. Автор предлагает свои ответы на вопросы, находившиеся в то время в центре дискуссий, затрагивая различные темы от социальной политики до проблем интеграции. Кратко излагаются основные принципы экономической программы НДР, отмечается, что она шире правительственной программы; дается характеристика избирательной ситуации лета – осени 1995 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-06-2005
Геннадий Александрович Ташпеков Социологические исследования. 2002.  № 9. С. 110-114. 
В годы коллективизации представления крестьянства о происходящих событиях в возможном для изучения виде, как правило, не фиксировались, исключение составляют относительно недавно открытые архивы НКВД. В свои доклады органы внутренних дел заносили, в частности, деревенские частушки как отражающие настроения населения. Анализируя частушки, автор прослеживает динамику отношения крестьянства к насаждаемой коллективистской идеологии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-08-2004
Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская Общественные науки и современность. 1993.  № 3. С. 124-135. 
Либеральная модель развития России описывается как одна из альтернатив будущего страны. Описывается его положение между реакционно-консервативным и революционно-демократическим движением. Истоки либерализма авторы видят в "просвещенном абсолютизме" Екатерины II., деятельности М.Сперанского и западничестве. В основу реформ предлагалось положить движение и самосознание гражданского общества. Характеризуются взгляды либералов по поводу государственности, конституционализма, крепостного права, позволяющие не преувеличивать его конструктивный потенциал.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-08-2003
Елена Геннадьевна Новикова Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 2. С. 94-114. 
В статье представлены результаты анализа экономических программ политических партий на предмет их идеологической окрашенности. В качестве аналитического инструмента использовалась “идеальная” типология из четырех идеологических систем: Консерватизма, Либерализма, Демократизма и Социализма. С ее помощью анализировались тексты экономических программ КПРФ, “Яблока” и “Единства”. В результате было показано, что на программном уровне идеологии воспроизводятся как “принципиальные” гибриды, оформляясь на основе взаимодействия и переплетения различных “чистых” идеологий. Кроме этого были выявлены характерные приемы, которые позволяют совмещать в рамках одного программного документа принципы соперничающих идеологий, избегая при этом явных противоречий. В заключительной части статьи внимание сосредоточено на различиях в идеологическом и лексическом содержании программ и на способах конструирования идеологем.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 02-06-2004
Общественные науки и современность. 1996.  № 1. С. 15-27. 
Тему анализирует группа ученых Института международных экономических и политических исследований РАН под руководством заместителя директора института Р.Евстигнеева (среди них – И.Буздалов, П.Кулигин, А.Нестеренко, Г.Аристов, В.Голубева, М.Дерябина, Л.Тягуненко, А.Русаков). Рассматриваются различные точки зрения на вопрос, нужна ли реформам идеология? При этом анализируются процессы, протекающие не только в России, но и в странах Восточной Европы. Подвергается критике весьма популярный в начале 90-х гг. лозунг “деидеологизации” экономики. Высказываются мнения о наличии идеологического маятника, характерного для всех развитых экономик, – от либерализации к социализации и обратно. На этой основе рассматриваются вопросы будущего социализма, с одной стороны, и либерализма в условиях переходной экономики – с другой.
ресурс содержит прикрепленный файл