Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Общественные науки и современность

Опубликовано на портале: 04-08-2004
А. В. Захаров Общественные науки и современность. 1993.  № 3. С. 164-172. 
В статье проводится параллель между сущностными элементами таких образований, как реальный социализм и азиатский способ производства. Сравнение идет по линии анализа места и роли в этих образованиях власти и собственности. Показано, что опыт построения социализма перекликается с тем, что у Маркса именуется “азиатским способом производства”, этот опыт привел к возрождению феномена власти-собственности. Отмечается закономерность проигрыша экономического соревнования реального социализма западной модели как гораздо более эффективной.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2004
И.И. Качановский Общественные науки и современность. 1995.  № 2. С. 52-56. 
Перспективы установления в России стабильного, прочного, а, главное, подлинного либерально-демократического порядка зависят в первую очередь от изменения в сторону рационализации ценностей и приоритетов политических субъектов (как на уровне элитных групп и политизированных слоев населения, так и широких масс) и утверждения непререкаемой легитимности демократических процедур. Пока же в российском социуме, в том числе и его интеллектуальных слоях – интеллигенции, напротив, доминирует чувственно-харизматический тип мышления и соответствующие ему действия. Отсюда проистекает общая ориентация на авторитаризм (от ностальгии по советскому прошлому до «культа» чилийской или тайваньской модели модернизации), которая непропорционально увеличивает политический вес партий и организаций антидемократической направленности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-06-2004
Евгений Иванович Шохин Общественные науки и современность. 1995.  № 6. С. 5-17. 
Поводом для интервью А.Шохина стала подготовка к парламентским выборам 1995 г., в ходе которой он выступил как один из авторов программных документов избирательного блока “Наш дом — Россия”. Дается краткая характеристика реформирования страны в 1992—1995 гг., отмечаются как успехи, так и неудачи прошедших лет, обрисовывается ситуация, сложившаяся в экономике к середине 1995 г. Автор предлагает свои ответы на вопросы, находившиеся в то время в центре дискуссий, затрагивая различные темы от социальной политики до проблем интеграции. Кратко излагаются основные принципы экономической программы НДР, отмечается, что она шире правительственной программы; дается характеристика избирательной ситуации лета – осени 1995 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-08-2004
Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская Общественные науки и современность. 1993.  № 3. С. 124-135. 
Либеральная модель развития России описывается как одна из альтернатив будущего страны. Описывается его положение между реакционно-консервативным и революционно-демократическим движением. Истоки либерализма авторы видят в "просвещенном абсолютизме" Екатерины II., деятельности М.Сперанского и западничестве. В основу реформ предлагалось положить движение и самосознание гражданского общества. Характеризуются взгляды либералов по поводу государственности, конституционализма, крепостного права, позволяющие не преувеличивать его конструктивный потенциал.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-06-2004
Общественные науки и современность. 1996.  № 1. С. 15-27. 
Тему анализирует группа ученых Института международных экономических и политических исследований РАН под руководством заместителя директора института Р.Евстигнеева (среди них – И.Буздалов, П.Кулигин, А.Нестеренко, Г.Аристов, В.Голубева, М.Дерябина, Л.Тягуненко, А.Русаков). Рассматриваются различные точки зрения на вопрос, нужна ли реформам идеология? При этом анализируются процессы, протекающие не только в России, но и в странах Восточной Европы. Подвергается критике весьма популярный в начале 90-х гг. лозунг “деидеологизации” экономики. Высказываются мнения о наличии идеологического маятника, характерного для всех развитых экономик, – от либерализации к социализации и обратно. На этой основе рассматриваются вопросы будущего социализма, с одной стороны, и либерализма в условиях переходной экономики – с другой.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-05-2005
Владимир Викторович Согрин Общественные науки и современность. 1991.  № 4. С. 59-67. 
В рамках дискуссии о соотношении идеологии и науки автор не соглашается с точкой зрения, согласно которой идеология и наука – антиподы. Он показывает, что история дает критерий для отличения ложных идеологий (идеологий-утопий) от тех, которые отвечают общественным потребностям и носят научный характер. Вместе с тем он отрицает возможность создания единой "открытой идеологии", основанной на общечеловеческих ценностях; она представляется ему скорее идеальной моделью идеологии, а не реальным ее вариантом. Он критикует тех идеологов рыночной экономики (например, Л.Пияшеву), которые пытаются противопоставить свой идеал научному моделированию процесса рыночных реформ. Чтобы стать основой общественного сознания, идеологии должны восходить от конкретных социальных интересов, как это делают современные идеологии США (консервативная и либеральная), а не опираться на абстрактные идеалы, которые зачастую разделяют и их антиподы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-07-2004
Сусанна Яковлевна Матвеева Общественные науки и современность. 1993.  № 2. С. 5-18. 
Автор рассматривает проблемы, возникающие при реализации либерал-радикального проекта в консервативной среде, игнорирующего тот факт, что либерализм – прежде всего нравственность и философия, требующие от человека добровольных усилий на пути созидательной активности. Рассматриваются типы консерватизма в современной России. Преодоление почвенного консерватизма автор видит в развитии консервативного либерализма – течения, стремящегося к укоренению либеральных ценностей, используя имеющиеся массовые ценности. Характеризуются основные противоречия либерализма в России. Подчеркивается, что перенос центра тяжести в либеральном реформировании на административные методы несет в себе опасность антилиберализма, в противовес ему существует вполне реальная консервативно-либеральная социокультурная тенденция, способствующая формированию нормального либерального почвенничества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-02-2005
Борис Гурьевич Капустин Общественные науки и современность. 1994.  № 4. С. 32-41. 
Продолжение статьи, начатой в предыдущем номере. Выводы, содержащиеся в статье, - результат эмпирического исследования, проведенного фондом Общественное мнение. Изучалось отношение россиян к группе ценностей: свобода, равенство, толерантность, частная собственность, правовое государство, справедливость, прогресс, Автор для анализа выбрал отношение россиян лишь к двум ценностям – толерантности и частной собственности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-08-2004
Борис Гурьевич Капустин Общественные науки и современность. 1994.  № 3. С. 69-76. 
Автор исходит из гипотезы, что либеральные ценности и ориентации играют в России политически значимую роль и имеют определенное распространение. Основанием развития либерального сознания в России, по мнению автора, служит неприятие советской социалистической действительности. В либеральной теории частная собственность является основанием свободы и достоинства человека постольку, поскольку она обеспечивает ему независимость и безопасность, позволяя быть самостоятельным субъектом моральной воли и политических действий. (Окончание статьи см. ОНС, 1994, №4.)
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-06-2004
Общественные науки и современность. 1998.  № 6. С. 51-63. 
Участники “круглого стола” – члены независимого теоретического семинара московских ученых “Социокультурная методология анализа российского общества”, организованного в мае 1996 г. На обсуждении представлен доклад Е.Ярковой (Бишкек), посвященный проблемам зарождения либеральных ценностей и постепенному отмиранию традиционализма. Рассматриваются разные аспекты многовекового философского дискурса, касающегося этой проблематики. Автор делает вывод о ключевой роли утилитаризма, прежде всего развитого утилитаризма, в движении общества к либеральным ценностям. С этих позиций рассматриваются сущностные социокультурные основания, характерные для русских и киргизов. Многие положения доклада поддержаны участниками обсуждения, среди которых А.Ахиезер, А.Давыдов, И.Кондаков, Р.Рывкина, И.Яковенко и др. В частности, говорилось о значении утилитаризма в “расколотом” обществе, о религиозно-нравственном потенциале развития группового утилитаризма в условиях рынка, о роли “вторжения” утилитарной морали в истории России и Киргизии, о многообразии существующих вокруг нас нравственных форм и сложнейшей проблеме их соотношения между собой и др.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-11-2004
Федор Вадимович Шелов-Коведяев Общественные науки и современность. 2004.  № 6. С. 80-85. 
Отталкиваясь от идей А.Илларионова, озвученных в ряде его выступлений, о благотворности для экономики России сокращения ее населения, автор критикует не только конкретные аспекты этих идей, но и в целом приведший к ним методологический подход. Такой подход определяется автором как либеральный сталинизм, истоки которого видятся ему в абсолютизации экономистами чисто экономических факторов бытия, игнорировании массы субъективных факторов, благодаря которым функционирование экономики может рассматриваться лишь как вторичная объективность. Предлагается свое видение перспектив демографического развития стран Запада под воздействием «новой экономики».
Опубликовано на портале: 07-06-2004
Евгений Николаевич Репин, Надежда Анатольевна Репина Общественные науки и современность. 1996.  № 5. С. 28-33. 
В ситуации обострения интереса к проблеме социальной защиты авторы эссе предлагают подход к проблеме социума, наиболее крайний в рамках российского либерализма. Рассматривается взаимодействие категорий “рынок” и “социум”; с позиций либерализма предлагаются рецепты оздоровления социума. С тех же позиций рассматриваются и проблемы экономической науки, а также более широкого обществоведческого знания.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-05-2005
Юрий Викторович Сухотин Общественные науки и современность. 1991.  № 4. С. 46-48. 
Анализируя предложения М.Фридмана (ЩНС, 1991,№3), автор акцентирует внимание на их идеологичности. Отсюда, на его взгляд, просчеты в проекте реформ американского экономиста. Акцентируется внимание на проблемах приватизации; с точки зрения автора, управленческий хозяйственный механизм можно реформировать по-другому, без разгосударствления собственности. Важно только, чтобы субъектами собственности и государственной власти были граждане – избиратели, а не чиновники. Ныне же произошла приватизация государственной власти коалициями чиновников.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-12-2004
И.Н. Сиземская, Л.И. Новикова Общественные науки и современность. 1993.  № 5. С. 132-140. 
Развитие либерализма как интеллектуальной традиции русской общественной мысли падает на 60-е – 80-е гг. Х1Х в. Однако начавшееся после отмены крепостного права развитие капитализма в стране повлияло на либеральное движение: оно приобрело новую социальную базу и новое лицо. Появился новый – буржуазный – либерализм. Этот либерализм дал толчок развитию идей правового государства и “правового” социализма. Право отдельного индивида новые либералы рассматривают как “право - притязание” на труд, образование, медицинское обслуживание и т.д. Понятие правового, т.е. конституционного государства расширилось до границ, в рамках которых государственные функции предлагалось расценивать с точки зрения гражданско-правовых институтов, а направление развития последних связывалось с движением общества к “правовому” социализму.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-06-2004
И.И. Петров Общественные науки и современность. 1996.  № 5. С. 71-82. 
Подлинная свобода – сущность либеральной идеологии, должна быть обеспечена не только законодательно, но и экономически. Применительно к России издержка классического либерализма состоит, прежде всего, в недооценке материального обеспечения различных видов свобод. Это связанно, с одной стороны, с ориентацией на Чикагскую монетаристскую школу в теории и американскую экономику на практике, а с другой – с игнорированием позитивного опыта Германии, чей прогресс осуществлялся в рамках концепции социально ориентированного либерализма. Для нашей страны теперь особенно актуален синтез идей этого нового либерализма (экономический гуманизм, социальная безопасность) и парадигмы демократических преобразований, поскольку трудности реформирования морально оправданы, если оно осуществляется для улучшения качества жизни населения.
ресурс содержит прикрепленный файл