Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 60

Опубликовано на портале: 15-05-2005
Владимир Викторович Согрин Общественные науки и современность. 1991.  № 4. С. 59-67. 
В рамках дискуссии о соотношении идеологии и науки автор не соглашается с точкой зрения, согласно которой идеология и наука – антиподы. Он показывает, что история дает критерий для отличения ложных идеологий (идеологий-утопий) от тех, которые отвечают общественным потребностям и носят научный характер. Вместе с тем он отрицает возможность создания единой "открытой идеологии", основанной на общечеловеческих ценностях; она представляется ему скорее идеальной моделью идеологии, а не реальным ее вариантом. Он критикует тех идеологов рыночной экономики (например, Л.Пияшеву), которые пытаются противопоставить свой идеал научному моделированию процесса рыночных реформ. Чтобы стать основой общественного сознания, идеологии должны восходить от конкретных социальных интересов, как это делают современные идеологии США (консервативная и либеральная), а не опираться на абстрактные идеалы, которые зачастую разделяют и их антиподы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-04-2004
Римма Павловна Шпакова Рубеж (альманах социальных исследований). 1992.  № 4. С. 62-78. 
С привлечением практически неизвестной совместной работы М. Вебера и В. Зомбарта исследуются их воззрения на капитализм. Анализу подвергаются методологические подходы, трактовка капитализма в русле культуры. С этого и начинается расхождение позиций изначальных единомышленниов. Их оценки можно представить в конечном счете как дихотомию, более того, как противостояние культуры и цивилизации в традиционном для немецкой философии XIX века смысле.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-02-2003
Владислав Леонидович Иноземцев Социологические исследования. 2000.  № 6. С. 67-77. 
С усложнением всего комплекса социальных отношений в постиндустриальном обществе, формирующемся в развитых странах, существенно усложняется и классовая структура; она приобретает новое измерение, поскольку знания и информация превращаются в важнейший ресурс производства, а основой отнесения людей к господствующему классу становятся контроль над этим ресурсом и возможность распоряжаться им. По мнению автора статьи, сегодня вряд ли можно отрицать тот факт, что среди многочисленных социальных групп, на протяжении последних десятилетий существующих в обществе раннего постиндустриализма, особое значение приобретает группа, именуемая в западной обществоведческой теории knowledge-class.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-10-2003
Л.А. Козлова Социологический журнал. 1997.  № 4. С. 209-220. 
Анализируется деятельность Института красной профессуры (ИКП) в 1920-е гг. ИКП - один из первых партийных вузов, целью которого была подготовка советских обществоведов – научных работников и преподавателей, а также идеологов и пропагандистов партии, государственных и хозяйственных руководителей. Именно здесь началось формирование профессиональных норм и ценностей обществоведов советского типа. Институт стал своего рода лабораторией, в которой отрабатывались формы производства обществоведческого знания, в том числе критика научного и идеологического инакомыслия. В ИКП развертывались идеологические кампании против троцкистов, “меньшевистсвующих идеалистов”, школы Бухарина и т.д. В ИКП сформировалась тематика диалектического и исторического материализма, определилась структура лекционных курсов, учебников и вузовских программ. ИКП, студенческий и преподавательский составы которого в значительной степени совпадали, представлял собой достаточно замкнутую в кадровом отношении систему. Несомненно, Институт полностью подчинялся ЦК ВКП(б), но в то же время он культивировал и воспроизводил нормы, характерные для автономного интеллектуального сообщества.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 02-07-2004
Сусанна Яковлевна Матвеева Общественные науки и современность. 1993.  № 2. С. 5-18. 
Автор рассматривает проблемы, возникающие при реализации либерал-радикального проекта в консервативной среде, игнорирующего тот факт, что либерализм – прежде всего нравственность и философия, требующие от человека добровольных усилий на пути созидательной активности. Рассматриваются типы консерватизма в современной России. Преодоление почвенного консерватизма автор видит в развитии консервативного либерализма – течения, стремящегося к укоренению либеральных ценностей, используя имеющиеся массовые ценности. Характеризуются основные противоречия либерализма в России. Подчеркивается, что перенос центра тяжести в либеральном реформировании на административные методы несет в себе опасность антилиберализма, в противовес ему существует вполне реальная консервативно-либеральная социокультурная тенденция, способствующая формированию нормального либерального почвенничества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-08-2003
Евгения Алексеевна Коршунова Экономическая социология. 2002.  Т. 3. № 1. С. 87-110. 
В работе выполнен историко-социологический анализ понятия «корпорация»: исследуется его происхождение, выделяются основные традиции его использования (традиция, идущая от Э.Дюркгейма, и «экономическая» традиция, подразделяющаяся на европейскую и японскую). Предпринимается попытка эмпирического исследования корпоративной солидарности в контексте современной России (case study завода в г. Нижний Новгород). Показывается, что современная российская корпорация сочетает в себе обе названные традиции. Корпорация в представлении индивидов обладает характеристикой целостности, надындивидуальности, выступая для индивидов как ориентир/референтная группа, членами которого они одновременно являются сами.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 12-06-2005
Алим Ахатович Ахмадеев Социологические исследования. 1991.  № 5. С. 102-103. 
Статья отражает результаты исследования, проведенного в сельских районах Башкирии в 1990 г. Центром социальных исследований при Советской социологической ассоциации АН СССР в рамках комплексной программы "Труд и быт сельского жителя в условиях перестройки экономических отношений в АПК". Был изучен спектр мнений крестьян о перспективах развития новых форм хозяйствования и связанных с ними проблемах. Показано, что в процессе развития на селе новых форм хозяйствования, наряду с материальными стимулами, для респондентов важна и свобода выбора, возможность самому принимать решения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-08-2004
Борис Гурьевич Капустин Общественные науки и современность. 1994.  № 3. С. 69-76. 
Автор исходит из гипотезы, что либеральные ценности и ориентации играют в России политически значимую роль и имеют определенное распространение. Основанием развития либерального сознания в России, по мнению автора, служит неприятие советской социалистической действительности. В либеральной теории частная собственность является основанием свободы и достоинства человека постольку, поскольку она обеспечивает ему независимость и безопасность, позволяя быть самостоятельным субъектом моральной воли и политических действий. (Окончание статьи см. ОНС, 1994, №4.)
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-02-2005
Борис Гурьевич Капустин Общественные науки и современность. 1994.  № 4. С. 32-41. 
Продолжение статьи, начатой в предыдущем номере. Выводы, содержащиеся в статье, - результат эмпирического исследования, проведенного фондом Общественное мнение. Изучалось отношение россиян к группе ценностей: свобода, равенство, толерантность, частная собственность, правовое государство, справедливость, прогресс, Автор для анализа выбрал отношение россиян лишь к двум ценностям – толерантности и частной собственности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-08-2004
Игорь Моисеевич Клямкин, Борис Гурьевич Капустин ПОЛИС: Политические исследования. 1994.  № 1.
В состоящей из двух частей статье, написанной в соавторстве двумя авторитетными российскими политическими философами и социологами Борисом Гурьевичем Капустиным и Игорем Моисеевичем Клямкиным, проводится углубленный анализ жизненных ценностей россиян, основанный на данных широкомасштабного социологического исследования Фонда Общественное мнение. В первой части (1994, 1) показано, что базовые ценности либерализма, актуализированные в сознании различных элитных и массовых групп россиян, сосуществуют, зачастую, с традиционалистскими ценностями советского типа. Авторы обсуждают методологические основы типологизации массового сознания, особо дифференцируя либеральные и нелиберальные типы сознания. Во второй части (1994, 2) основное внимание авторов сосредотачивается на изучении того, каким содержанием, какими смыслами наполняют представители различных социальных групп те или иные ценности либерального типа, такие как свобода, равенство, терпимость, собственность, государство, справедливость.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 02-04-2006
Римма Павловна Шпакова Социологические исследования. 2005.  № 11. С. 129-137. 
В статье представлен сравнительный анализ первых научных работ двух знаменитых мыслителей-современников – выдающегося немецкого социолога Макса Вебера и будущего вождя революции в России Владимира Ленина. Оба в одно и то же время обращаются к изучению социальных проблем сельских районов своих государств: Вебер исследует положение восточных провинций Германии, Ленин - южные аграрные районы России. Вебер и Ленин опирались на научные разработки, обширный статистико-экономический материал, земельные карты, привлекали данные местных административных органов, проводили собственные расчеты. Вебер изложил результаты своих исследований (для которых он даже сам организовал и провел анкетные опросы) в труде «Положение сельскохозяйственных рабочих в восточноэльбской Германии» и в дополняющей этот труд серии докладов; Ленин – в работах «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни» (где аналитически использовал исследование В.Е. Постникова «Южно-русское крестьянское хозяйство») и «По поводу так называемого вопроса о рынках». Оба завершили и опубликовали свои работы в 1892-1893 гг. К результатам они пришли во многом очень похожим. В связи с вызванным рядом причин обеднением земледельческого и общинного крестьянства оба отмечают процесс пролетаризации сельскохозяйственных рабочих. И Вебер, и Ленин увидели в динамике сельскохозяйственного развития четкую тенденцию «к усилению и углублению капитализма» в аграрной области, противостоять которой невозможно. Ленин рассматривает капитализм как ту линию социально-экономического развития, которая для России стала «основным фоном хозяйственной жизни». Вебер же видит здесь не только движение по пути внедрения капиталистических отношений в сельскую жизнь, «но и связанное с ним стремление сельскохозяйственных рабочих к свободе как экономическому и личностному обособлению, к отделению от патриархальной организации “любой ценой, вплоть до перехода на положение безродного пролетария”»(с.134). Любопытно, что далее у Вебера начинают фигурировать выводы о «безличном господстве класса» и «власти капитала», которые, как отмечает автор статьи, не совсем вытекают из его предшествующих размышлений, и что Ленин здесь проявляет более четкую логику аргументации, выступая как объективный аналитик, а подобная терминология Вебера неоднозначно говорит о марксистском влиянии. Как бы там ни было, вскоре, как известно, взгляды Ленина на капитализм и его дальнейшую судьбу стали значительно радикальнее.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-06-2004
Общественные науки и современность. 1998.  № 6. С. 51-63. 
Участники “круглого стола” – члены независимого теоретического семинара московских ученых “Социокультурная методология анализа российского общества”, организованного в мае 1996 г. На обсуждении представлен доклад Е.Ярковой (Бишкек), посвященный проблемам зарождения либеральных ценностей и постепенному отмиранию традиционализма. Рассматриваются разные аспекты многовекового философского дискурса, касающегося этой проблематики. Автор делает вывод о ключевой роли утилитаризма, прежде всего развитого утилитаризма, в движении общества к либеральным ценностям. С этих позиций рассматриваются сущностные социокультурные основания, характерные для русских и киргизов. Многие положения доклада поддержаны участниками обсуждения, среди которых А.Ахиезер, А.Давыдов, И.Кондаков, Р.Рывкина, И.Яковенко и др. В частности, говорилось о значении утилитаризма в “расколотом” обществе, о религиозно-нравственном потенциале развития группового утилитаризма в условиях рынка, о роли “вторжения” утилитарной морали в истории России и Киргизии, о многообразии существующих вокруг нас нравственных форм и сложнейшей проблеме их соотношения между собой и др.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-11-2004
Федор Вадимович Шелов-Коведяев Общественные науки и современность. 2004.  № 6. С. 80-85. 
Отталкиваясь от идей А.Илларионова, озвученных в ряде его выступлений, о благотворности для экономики России сокращения ее населения, автор критикует не только конкретные аспекты этих идей, но и в целом приведший к ним методологический подход. Такой подход определяется автором как либеральный сталинизм, истоки которого видятся ему в абсолютизации экономистами чисто экономических факторов бытия, игнорировании массы субъективных факторов, благодаря которым функционирование экономики может рассматриваться лишь как вторичная объективность. Предлагается свое видение перспектив демографического развития стран Запада под воздействием «новой экономики».
Опубликовано на портале: 07-06-2004
Евгений Николаевич Репин, Надежда Анатольевна Репина Общественные науки и современность. 1996.  № 5. С. 28-33. 
В ситуации обострения интереса к проблеме социальной защиты авторы эссе предлагают подход к проблеме социума, наиболее крайний в рамках российского либерализма. Рассматривается взаимодействие категорий “рынок” и “социум”; с позиций либерализма предлагаются рецепты оздоровления социума. С тех же позиций рассматриваются и проблемы экономической науки, а также более широкого обществоведческого знания.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-05-2005
Юрий Викторович Сухотин Общественные науки и современность. 1991.  № 4. С. 46-48. 
Анализируя предложения М.Фридмана (ЩНС, 1991,№3), автор акцентирует внимание на их идеологичности. Отсюда, на его взгляд, просчеты в проекте реформ американского экономиста. Акцентируется внимание на проблемах приватизации; с точки зрения автора, управленческий хозяйственный механизм можно реформировать по-другому, без разгосударствления собственности. Важно только, чтобы субъектами собственности и государственной власти были граждане – избиратели, а не чиновники. Ныне же произошла приватизация государственной власти коалициями чиновников.
ресурс содержит прикрепленный файл