Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 60

Опубликовано на портале: 11-12-2004
И.Н. Сиземская, Л.И. Новикова Общественные науки и современность. 1993.  № 5. С. 132-140. 
Развитие либерализма как интеллектуальной традиции русской общественной мысли падает на 60-е – 80-е гг. Х1Х в. Однако начавшееся после отмены крепостного права развитие капитализма в стране повлияло на либеральное движение: оно приобрело новую социальную базу и новое лицо. Появился новый – буржуазный – либерализм. Этот либерализм дал толчок развитию идей правового государства и “правового” социализма. Право отдельного индивида новые либералы рассматривают как “право - притязание” на труд, образование, медицинское обслуживание и т.д. Понятие правового, т.е. конституционного государства расширилось до границ, в рамках которых государственные функции предлагалось расценивать с точки зрения гражданско-правовых институтов, а направление развития последних связывалось с движением общества к “правовому” социализму.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-06-2004
И.И. Петров Общественные науки и современность. 1996.  № 5. С. 71-82. 
Подлинная свобода – сущность либеральной идеологии, должна быть обеспечена не только законодательно, но и экономически. Применительно к России издержка классического либерализма состоит, прежде всего, в недооценке материального обеспечения различных видов свобод. Это связанно, с одной стороны, с ориентацией на Чикагскую монетаристскую школу в теории и американскую экономику на практике, а с другой – с игнорированием позитивного опыта Германии, чей прогресс осуществлялся в рамках концепции социально ориентированного либерализма. Для нашей страны теперь особенно актуален синтез идей этого нового либерализма (экономический гуманизм, социальная безопасность) и парадигмы демократических преобразований, поскольку трудности реформирования морально оправданы, если оно осуществляется для улучшения качества жизни населения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Номинант [статья]
Опубликовано на портале: 07-03-2010
J. Meinstring TERRA ECONOMICUS. 2009.  Т. 7. № 4. С. 157-158. 
Предлагаемая вниманию читателя новелла была найдена в посмертных бумагах известного деятеля раннего американского институционализма Дж. Мэйнстринга (1894–1943), и сразу вызвала бурю споров. Одни полагали, что это — сатира на знаменитого экономиста-либерала предвоенных лет, другие — что это отражение сомнений самого Мэйнстринга. В новелле содержатся интересные для отечественного читателя зарисовки быта американских экономистов «эпохи просперити». Публикуется впервые.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2004
Александр Самойлович Ахиезер Общественные науки и современность. 1997.  № 6. С. 26-37. 
Автор рассматривает проблему способности человека не только противостоять опасностям сегодняшнего дня, но и наращивать потенциал противостояния будущим опасностям. Важнейшая из таких опасностей связана с усложнением общества, порождающем потоки инноваций, которые при неспособности людей их освоить способны дать толчок силам дезорганизации общества. Анализируются такие аспекты темы, как проблемы закрытости и открытости в обществе, нравственные идеалы как предпосылки противостояния катастрофам. Среди наиболее продуктивных нравственных идеалов нелиберальных обществ называется утилитаризм, особенно развитой утилитаризм. В России, по мнению автора, причина высокого уровня дезорганизации общества кроется в сфере развития личности, дефицита фиксированных в культуре программ адекватного поиска в изменяющихся условиях эффективных путей борьбы с ней. Эта причина проявляется и в недостаточной способности выделять, воспроизводить организованную элиту. В качестве важнейшего пути противостояния катастрофам предлагается совершенствование открытости общества. Отмечается важность развития диалога как всеобщей характеристики и содержания мышления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-05-2005
Вадим Михайлович Межуев Общественные науки и современность. 1991.  № 4. С. 51-59. 
Продолжение дискуссии (предыдущие публикации см. в ОНС. 1991. №1-3). Автор полагает, что традиционная классификация идеологий по их классовой и политической ориентации уже не удовлетворяет требованиям современного общества с его многообразием идей. Автор предлагает считать идеологией любое идейное образование, способное сплотить вокруг себя определенное число сторонников. Он также указывает, что отказ от классовости для идеологии означает отказ от попыток задушить политических конкурентов, от притязаний на монополию, а вместе с тем и отказ от притязаний на научность. Возникающий в связи с этим вопрос, может ли наука стать не только формой всеобщего знания, но и формой индивидуального сознания в статье остается открытым.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-05-2005
А.С. Панарин Общественные науки и современность. 1991.  № 5. С. 80-90. 
В рамках дискуссии о соотношении идеологии и науки автор стремится раскрыть связь официальной моноидеологии с элементами общинного сознания, нетерпимого к автономному личностному самоопределению и лапласовской картиной мира, в частности, с ее жестким детерминизмом. Демоноидеологизацию поэтому делают возможной не доктринальные нововведения, реконструкции языка и стиля, а только ценностный и методологический переворот, формирование новой картины мира, отличной от "постчеловеческой" картины мира и метафоры "механизма", навязанных большевиками. Необходимо создание политической антропологии, которая могла бы органично включить образ свободного человека как суверенного субъекта, выбирающего свою собственную картину мира.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-06-2005
Игорь Иванович Кальной, Михаил Борисович Сапунов, Эдуард Николаевич Фетисов Социологические исследования. 1991.  № 5. С. 18-25. 
Нужно признать, что для анализа негативных общественных явлений существует лишь один разработанный аппарат - марксистская концепция отчуждения. Статья посвящена выявлению условий и пределов применимости этой концепции к объяснению реалий советского общества. Авторы приходят к выводу, что в строгом смысле категория отчуждения применима лишь в рамках формационного подхода.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
David Lane
Перев.: Людмила Александровна Беляева (ориг.: Русский) Мир России. 2005.  Т. 14. № 3. С. 105-141. 
В этом номере журнала мы публикуем одну из глав книги английского социолога Д. Лэйна «Взлет и падение государственного социализма (индустриальное общество и социалистическое государство)» (The Rise and Fall of State Socialism. Industrial Society and the Socialist State). В своей работе Лэйн рассматривает падение коммунизма как мультикаузальный феномен. Автор исследует факторы, которые, распространившись на всю систему, привели к ее ослаблению, а также причины происходивших изменений, исходя из предположения, что не было одной единственной причины или одного набора причин, которые могли бы объяснить дезинтеграцию.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-01-2004
Ирина Викторовна Ефимчук Общественные науки и современность. 2004.  № 2. С. 131-142. 
В статье ставится под сомнение окончательный характер победы либеральных ценностей. По мнению автора, ограниченность глобальных естественных ресурсов актуализует задачи не поступательного развития, прогресса, а сохранения, и соответствующие ей перспективы развития закрытого, а не открытого общества, а также власти-собственности, то есть такой социально-экономической системы, которая была характерна для древнего и средневекового Востока. Пирамидальная структура и патернализм власти-собственности воспроизводятся в таких современных институтах, как системе «перекрестных прав» собственности, воплощенной в политике европейской социал-демократии по контролю над распределением доходов, создании в США «общества участия» и формированию «интегрального собственника» в Японии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-08-2003
Neil Fligstein
Ред.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 4. С. 28-55. 
"Новые институциональные" теории получили широкое распространение в социальных науках. Несмотря на существующие в рамках этих теорий значительные разногласия, все они сходятся на том, что социальные институты порождают локальные социальные порядки и являются социальными конструкциями. Они предусматривают, каким именно образом властные группы устанавливают правила взаимодействия и поддерживают ситуацию неравного распределения ресурсов. При этом, появившись на свет, институты ограничивают действия акторов и одновременно подталкивают их к дальнейшему институциональному строительству. В данной работе представлена критика этих теорий, сфокусированная прежде всего на недостатке внимания, которое они уделяют роли социальной власти и акторов в процессе создания институтов. Предлагается альтернативный взгляд на динамику институтов, основанный на более социологизированном понимании правил, ресурсов и социальных навыков.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 19-06-2006
Рашид Думаличевич Хунагов Социологические исследования. 1995.  № 7. С. 122-131. 
Статья представляет собой обзор работ (прежде всего, западных), так или иначе затрагивающих вопрос о рациональности организаций. Основной вопрос статьи – можно ли считать рациональными принципы организации современного общества и его организационных структур. Довольно подробно анализируется веберовская концепция бюрократии и ее критика. Рассматривается вопрос о том, можно ли применять веберовскую концепцию бюрократии к современным организациям. Обсуждается проблема конфликтов в организациях, способность организаций к инновациям, проблема противостояния чиновников и профессионалов и ряд других вопросов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-06-2005
Сергей Игоревич Агабеков Социологические исследования. 2001.  № 11. С. 136-141. 
Инновационный человеческий капитал как совокупность научных специалистов, а также специалистов в сфере экономики и управления, начал складываться еще во времена социалистической индустриализации. Интерес к динамике и методам мониторинга инновационного капитала сегодня связан с сохранением определенного положения России на международной арене. Исходя из предположения о взаимосвязи развития инновационного капитала и динамики спроса на него, автор предлагает несколько сценариев этого развития с учетом социально-экономических факторов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-08-2004
Б. Чичерин Общественные науки и современность. 1993.  № 3. С. 115-123. 
В статье выявляется связь идей либерализма, свободы и гуманизма. Вместе с тем автор протестует против насильственных методов и нетерпимости, которые часто сопровождают борьбу за свободу. Им выделяются такие виды либерализма как либерализм уличный, провозглашающий своеволие и нетерпимый к авторитету, либерализм оппозиционный, понимающий свободу с чисто отрицательной стороны и не признающий объективности истории, и, наконец, охранительный либерализм, умеренный и серьезный, осознающий связь свободы и власти, нравственности и закона, прав и обязанностей граждан.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-07-2005
Светлана Юрьевна Барсукова Социологические исследования. 2004.  № 9. С. 20-29. 
Данная статья посвящена феномену взаимообмена дарами между членами социальной горизонтальной сети, представляющему собой особый тип социальной интеграции - так называемую реципрокность (reciprocity). Речь идет о том, что сообщество устойчиво контактирующих субъектов формирует сеть, служащую мощным социальным амортизатором в ситуации атрофии иных механизмов поддержки. В последнее время термин "реципрокность" используется все чаще и российскими социологами. Задача статьи - выявить сущность реципрокных взаимодействий, сравнив реципрокность с товарным обменом и патрон-клиентскими отношениями.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2004
Общественные науки и современность. 1997.  № 6. С. 68-84. 
В дискуссии обсуждаются статьи Г.Лисичкина «Царь Борис и упадок советской «Золотой орды»» и А.Янова «Российские либералы против русской истории» («Дружба народов», 1996–1997). Основное внимание привлекла резкая критика А.Яновым славянофильской традиции в российской философии истории и связь с ней современной либеральной историософии, позитивный опыт досамодержавной и докрепостнической России. Выступавшие акцентировали внимание на цивилизационных особенностях России, но подчеркивали и изжитость организующего потенциала деспотизма, архаического крестьянского наследия, возможности снятия противоречий за счет экстенсивных факторов, мешавших успеху реформ в прошлом. Большое внимание уделялось однобокому развитию экономического либерализма, недостатку низовой организации населения, национальным проблемам, в частности, множественности и противоречивости образов прошлого у разных народов России.
ресурс содержит прикрепленный файл