Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 60

Опубликовано на портале: 01-07-2004
Александр Самойлович Ахиезер Общественные науки и современность. 1993.  № 1. С. 12-21. 
На исходе первого года глубоких реформ А.Ахиезер на основе своей теории, изложенной в монографии ”Россия: критика исторического опыта”, рассматривает вопросы современного развития либерализма в России. Отмечается двусмысленность положения либерализма в России как некоторой формы активности духовной элиты, не воспринимаемой народом, склонным к традиционным ценностям. Между этими двумя элементами образуется глубокий духовный раскол, несущий для общества опасность саморазрушения в случае резкой активизации одного из элементов духовной оппозиции. Специфику последних лет автор видит в диффузности распространения либерализма, его проникновении в разные политические течения. Анализируется проблема взаимодействия либералов с народной почвой. Смысл реформ видится в том, чтобы дать импульс обществу для движения из промежуточного, расколотого состояния к либеральной цивилизации, к превращению России в страну с массовой либеральной почвой. Однако реальную ситуацию начала 90-х гг. автор определяет как новый кризис либерализма, ибо под либеральными масками фактически мощно развиваются элементы традиционализма, такие как локализм, перехват более низкими слоями общественной иерархии монополии на дефицит и т.п. Причем кризис либерализма распространяется на сам метод решения проблем, стоящих перед реформаторами. Выход автор видит в том, чтобы либералы поднялись над ограниченностью освоения реальности и смогли превратить раскол гибридного (либерально-традиционалистского) в собственную, подлежащую разрешению проблему, т.е. перешли с уровня абстрактности на новый уровень конкретности освоения социокультурной реальности страны.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-10-2005
Общественные науки и современность. 2005.  № 6. С. 80-89. 
«Круглый стол», состоявшийся на заседании фонда «Либеральная миссия» (президент – Е.Ясин), был приурочен к выходу книги «Российский либерализм: идеи и люди» (М.,2004). Участники (А.Кара-Мурза, И.Клямкин, В.Шелохаев, И.Стариков, И.Хакамада, М.Урнов, А.Вишневский, Л.Гозман и др.) в историческом и современном ключе рассматривают такие проблемы, как роль либерального просветительства в России, либеральное реформаторство в России, а также внутрилиберальная политика и партийное строительство в либеральном политическом спектре. В частности, участники рассуждают о месте и роли либеральной идеологии в истории отечественной общественной мысли, о том, является ли либерализм в России вечно проигрывающим, о необходимости связи либеральной идеологии с конкретными нуждами населения. Анализируются просчеты современных политиков либерального толка.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-11-2005
Социологические исследования. 1992.  № 11. С. 143-148. 
Анкетный опрос участников одноименной конференции (Москва, Институт философии РАН, 1992 г.) – интересный социологический эксперимент, позволяющий проанализировать «идеологию на завтра», то есть наличествующий спектр концептуальных подходов, рассматриваемых в качестве наиболее пригодных для переходного периода. Актирование помогло выделить идеологемы, которые могут стать обоснованием необратимых социально-экономических преобразований. Основная часть респондентов в той или иной мере придерживаются социал-демократической модели развития – 75%; либеральной и этатистско-патерналистской – по 12,5%.
Опубликовано на портале: 05-08-2003
Neil Fligstein
Ред.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2003.  Т. 4. № 1. С. 45-63. 
Автор выдвигает концептуальное предположение о том, что социальные институты включают в себя и рынки. Используя метафору "рынки как политика", он рассматривает социологическую модель действия, согласно которой участники рынка стремятся к созданию стабильных миров и решению проблемы конкуренции социальными средствами. Анализируется тесная связь между рынком и государством. На основе этих рассуждений выстраиваются гипотезы относительно того, как осуществляется политика на рынках на разных этапах их развития: формирования, стабильного состояния и трансформации. Утверждается, что на этапе формирования рынков, когда акторы в фирмах еще только пытаются выстроить статусную иерархию, укрепляющую несостязательные формы конкуренции, политическое действие напоминает социальные движения. В условиях стабильных рынков фирмы, обладающие большей властью, защищают свои позиции от претендентов на эту власть. А в периоды рыночной трансформации такие "захватчики" могут провоцировать создание более изменчивой ситуации на рынке, подобной той, которая возникает под воздействием "социальных движений".
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 29-11-2006
Иван Иванович Антонович Социологические исследования. 1990.  № 7. С. 3-11. 
Основная идея статьи в том, что социализм так и не предстал в своем «подлинном» виде ни в одной стране соцлагеря, т.к. был искажен командно-административной системой. В ходе перестройки в СССР и свержений коммунистических режимов в странах Восточной Европы социализм может принять свой «естественный» облик и завоевать доверие народов этих стран. Автор не приемлет и идею конвергенции, т.е. поглощения одной системы другой (прежде всего, социализма капитализмом). Вместо этого выдвигается идея сосуществования и взаимообогащения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-01-2005
Chavez M. Sobrado, Cullel J. Vargas Общественные науки и современность. 1992.  № 6. С. 101-113. 
Коста-Риканские социологи утверждают: в наши дни произошло изменение основ взаимодействия в условном треугольнике: социальные науки – идеологическая доктрина – власть. Раньше речь, по сути дела, шла о разработке утопических схем, призванных раз и навсегда установить некий «правильный» порядок вещей («индустриальное общество» или «реальный социализм» и т.п.). Дилеммы современности, в отличие от прежних альтернатив, не являются состязанием с целью демонстрации преимуществ того или иного общественного порядка, т.е. выбором между двумя идеологизированными технологиями. Ныне человечество делает выбор между глобальным выживанием и глобальным самоуничтожением. Для решения этой дилеммы требуется конвергентная социальная технология, включающая все положительные наработки человечества, включая позитивные аспекты социалистической мысли.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-08-2003
Nicole Woolsey Biggart
Ред.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 5. С. 49-58. 
В данной работе делается попытку опровергнуть неоклассическую посылку о том, что все рынки должны быть похожими друг на друга, а отличия между ними свидетельствуют об их несовершенстве. Вместо того, чтобы говорить о "модели" рынка, принятой в экономической теории, предлагается альтернативный взгляд на рынки и рыночное действие, основывающийся на четырех исходных посылках. Автор утверждает, что эта точка зрения подтверждается результатами наблюдений, а выстроенная на ее основе политика оказывается более верной.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 25-02-2003
Владислав Леонидович Иноземцев ПОЛИС: Политические исследования. 1999.  № 5. С. 17-30. 
Вызревание в недрах постиндустриального общества основ постэкономического строя представляет собой наиболее глубокое социальное изменение последних столетий человеческой истории. В процессе этой трансформации происходят радикальные сдвиги во всех сферах жизни, разумеется, изменяются социальная структура и роль основных общественных институтов. Модификация характера взаимодействия между традиционными классами индустриального общества и новыми социальными группами, порожденными информационной революцией, стала привлекать внимание исследователей по мере формирования представлений о постиндустриальном содержании порядка, находящегося в стадии становления. Однако вплоть до начала 1990-х годов анализ социальной стороны данной проблемы, по мнению автора, практически не затрагивал ее экономической составляющей; в результате многие значимые процессы, развивающиеся в постиндустриальном обществе, не получали адекватной оценки. Даже сегодня в научной литературе доминирует подход, в рамках которого социальные проблемы современного постиндустриального общества не связываются непосредственным образом со складыванием основ постэкономического строя с присущей ему классовой стратификацией. Поэтому автор начинает рассмотрение природы неравенства в постиндустриальном обществе и образование новой социальной структуры в ходе постэкономической трансформации с анализа позиций, сформировавшихся в социологии еще в 1960-е годы и, с определенными модификациями, по сей день определяющих ее угол зрения на весь комплекс данных проблем.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 21-06-2004
Наталия Николаевна Козлова Общественные науки и современность. 1995.  № 4. С. 143-153. 
Автор полагает: произведения социалистического реализма люди активно “потребляли”, что бы ни писали об этом сейчас. Классика и соцреализм на когнитивной карте читателей рядоположены. Так или иначе, вписать соцреализм в культурно-исторический контекст – значит задать вопросы, которые не совсем вписываются ни в старые, ни в новые идеологии. Но отвечать на них нужно, если, конечно, желаешь уважать собственную историю во всей ее сложности, превратить ее из пустого места в поле идентификации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-08-2004
А.В. Репников Общественные науки и современность. 2002.  № 4. С. 80-94. 
В статье обсуждается феномен повышения интереса к понятию "консерватизм" и соотношения современного употребления этого понятия с консервативными ценностями и традициями в России и на Западе. Отмечается, что консерватизм по своей интенции не противостоит реформам, а только обозначает попытку оптимизации их соотношения с культурным наследием страны, стабилизирует общественные отношения. Особое внимание уделяется той роли, которую играет в консерватизме религиозная традиция и сакрализация прошлого. Анализируя опыт дореволюционного консерваторов, автор отмечает, что они были ближе к народному мировосприятию, чем либералы. Однако власть не смогла использовать их творческий потенциал, отсюда их переход от монархизма к цезаризму и даже сочувствию большевикам. Возрождение консерватизма и традиционализма в современной России связано с универсальными процессами реакции на глобализацию. При этом модные термины пытаются заимствовать даже коммунисты (в форме патриотизма) и либералы (в форме неоконсерватизма). Однако при этом они выпадают из привычного контекста и во многом теряют смысл. Автор обсуждает важнейшие моменты российской исторической традиции, такие как отношения общества и государства, а также ключевые противоречия между консерваторами и либералами, например, по отношению к государству или прогрессу. В современном консерватизме автору близки сильное влияние православной церкви, сочетание духовности и прагматизма.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-06-2004
Наталья Михайловна Плискевич Общественные науки и современность. 1998.  № 1. С. 13-26. 
Автор отмечает одну из черт, присущих российским социальным реформаторам: они не ограничивались стремлением к некоему социальному идеалу, но постоянно искали в реальной жизни “кирпичики” из которых, как им казалось, можно было немедленно строить здание мечты. Таковы были, с одной стороны, конструкции “русского социализма”, а с другой – концепция ленинизма, отвергавшего русский социализм как утопию, но сама взявшая за образец жесткие принципы государственно-монополистического капитализма, сверхмонополизацию всех сфер жизни, вступившую в противоречие с объявленными ими социальными идеалами. Когда к 50-м гг. это противоречие стало тормозом для дальнейшего развития, реформаторы вновь нашли нужные “кирпичики” в чуждой советской системе среде. Предполагалось построить “социализм с человеческим лицом”, встроив в советскую плановую модель немного взятого с Запада рынка и демократии. Рассказывается история идейной борьбы тех лет. Однако скоро стало очевидно, что “скрещивание” не получилось и реформы были свернуты. К идеям 60-х гг. вернулись с началом перестройки. Одним из этапов их воплощения и стал Закон о госпредприятии. Но советская экономика, к тому же деформированная попытками предыдущих реформ, не принимала чуждые ей элементы и “пошла в разнос”. В статье анализируются итоги введения Закона о госпредприятии и показывается, как ведущие экономисты того периода приходили к выводу о недостаточности предлагаемых полумер и необходимости менять всю систему. Однако и это осознание у многих было окрашено утопическими иллюзиями о том, что переход к рынку – и есть путь к “обществу мечты”, а не трудная дорога реального созидания.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-06-2005
Социологические исследования. 1993.  № 7. С. 77-82. 
Беседуя с лидером ЛДПР, внештатный корреспондент журнала Ю.А.Ковалев, предлагает не только вопросы, касающиеся проблем текущей политики и политической биографии Жириновского. Основная тема беседы – как следует понимать и воплощать принципы либерализма в экономической жизни России, в духовной жизни, а также об исторической перспективе этих принципов в их противостоянии идее авторитарной власти. Г-н Жириновский также выражает уверенность в том, что к концу XX века России предстоит совершить «нечто необычайное по масштабам для всего человечества».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-08-2003
Karl Polanyi
Ред.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2002.  Т. 3. № 2. С. 62-73. 
В предлагаемом фрагменте анализируются два значения "экономического" - содержательное и формальное. По мнению автора, подобное их разведение позволит на эмпирическом уровне описать различные хозяйства в соответствии со способом институциональной оформленности экономического процесса. Способ институциональной оформленности увязывается с отношениями реципрокности, перераспределения и обмена, соответствующими данному типу хозяйства.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 21-02-2003
Владислав Леонидович Иноземцев Свободная мысль. 1996.  № 2. С. 84-97. 
Основной тезис автора - эксплуатация существовала в условиях всех классовых обществ, но не она породила классовую структуру и не ее преодоление способно устранить таковую. Напротив, новое общество может оказаться более жестко разделенным на отдельные социальные слои, чего не допускала традиционная марксистская теория. При этом основанием постэкономического типа социального деления оказываются не внешние характеристики человека, такие, как собственность на материальные блага, а его внутренние возможности, и в первую очередь - способность к производству информации и превращению ее в знания. Базой классового противостояния в определенном смысле остается собственность, но уже не легко отчуждаемая частная собственность на средства и условия производства, а неотчуждаемые права личности на собственные способности; не сумма материальных благ, которыми может воспользоваться каждый получивший на них юридическое право, а система информационных кодов, доступная только избранным, имеющим доступ к специальным знаниям.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 07-06-2004
Геннадий Константинович Ашин Общественные науки и современность. 1996.  № 5. С. 59-70. 
В статье рассматриваются концепции политологов, стремящихся совместить элитизм с демократическими принципами. Автор подчеркивает, что для успешного развития и функционирования демократии необходимы экономическая стабильность, отсутствие социальной напряженности. Кроме того, важно не допустить концентрацию всей полноты власти в руках узкой элитной группы. На оптимизацию отношений между народными массами и правящей элитой направлена теория разделения властей: законодательной исполнительной и судебной. Автор отмечает условия, необходимые для развития демократической политической системы, в частности открытость элит, строгое соблюдение законности, демократических процедур, что обязательно для нормального функционирования правового государства.
ресурс содержит прикрепленный файл