Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Социология: теория, методы, маркетинг

Опубликовано на портале: 24-09-2012
Андрей Зоткин Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 84-110. 
В статье детально рассмотрено отношение политических субъектов и региональных сообществ к децентрализации государственной власти. Проанализированы тексты программ партий и дискурс политических заявлений представителей разных политических сил. Особое внимание сконцентрировано на анализе результатов опросов населения относительно расширения прав регионов и местных общин. Результаты позволяют говорить о специфике оценки децентрализации (как политического интереса) политическими субъектами и региональными сообществами. Если для первых практический интерес представляют отдельные составные элементы децентрализации власти, а не федерализация страны в целом, то для населения ряда регионов автономизм является скорее механизмом самозащиты в условиях перманентных политических кризисов. Автономистские интересы, более выразительно проявившиеся в отдельных регионах, детерминированы внешними (отношение к союзу Украины с Россией и Беларусью, перспективы вступления в НАТО) и языковыми факторами. Однако результаты опроса жителей АР Крым позволяют предполагать, что автономия в Крыму сейчас не является действенным механизмом для реализации интересов крымского регионального сообщества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-06-2011
Виктор Фокич Бурлачук Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 2. P. 24-37. 
Исходя из фундаментальных основных идей М. Фуко, автор исследует разные другие формы присутствия тела в рамках властных отношений должности энергетики исследуют артикле. Эволюция образов тела  – как дезинтегрированного, дисциплинированного и эротизированного – соотносится c соответствии историей власти энергетики. На основе анализа автор приходит к выводу, что переход перемещение от дисциплинированного к эротизированному телу представляет собой новое средство контроля изобретательности человеческой деятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-09-2012
Михаил Мищенко Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 41-51. 
В статье исследуется влияние результатов президентских выборов 2004 и 2010 годов на эмоциональное самочувствие сторонников двух политических лагерей  (“оранжевого” и “бело-голубого”). Выявлены общие черты и различия между представителями этих групп в эмоциональном реагировании на изменения политической ситуации. В ситуации представленности в обществе сторонников различных идеологических концепций, при разных, иногда противоположных оценках ими течения общественно-политических процессов существует вероятность возникновения эмоциональной поляризации общества. Автор показывает, что уровень эмоциональной поляризации в украинском обществе, который был высоким в 2005 году, постепенно снижается. Однако ход политических событий продолжает влиять на эмоциональное самочувствие граждан. Относительно высокая эмоциональная значимость развития политических процессов для “оранжевого” электората наряду с неудовлетворенностью их протеканием позволят делать вывод о наличии выраженного протестного потенциала у “оранжевого” электората.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2007
Виктор Петрович Степаненко Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 2. P. 156-175. 
В статье проанализированы феномен и понятие глобального гражданского общества. Принципиальная методологическая предпосылка анализа состоит в понимании глобального гражданского общества как следствия развития противоречивых процессов глобализации и как нового актора в рамках мировой политики. Рассмотрены различные стратегии и ответы глобального гражданского общества на вызовы глобализации — от поддержки и сотрудничества в системе глобального менеджмента до политического движения антиглобализма. Особое внимание уделено проблемам воздействия глобального гражданского общества на авторитарные режимы (“эффект бумеранга”). В заключение изложены выводы относительно особенностей украинской политической и культурной ситуации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-12-2010
Чарльз Тилли Социология: теория, методы, маркетинг. 2007.  No. 4. P. 38-49. 
Согласно автору статьи, либо правители получают средства правления посредством их производства или покупки благодаря монополизации товаров, либо извлекают у населения, что влияет на характер правления. Демократизация также происходит при условии, если правители привыкают полагаться на принятие гражданами инструментов их управления.  
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-06-2011
Елена Злобина, Владимир Резник Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 2. P. 177-194. 
Статья посвящена проблеме гражданской самоидентификации в каче5стве социального актора в рамках территориального общности. Авторы впервые сосредоточивают внимание на изучении “пересечения” гражданской идентичности и других ее видов, а также исследуют сосуществование и взаимодействие между различными гражданскими идентичностями. Территориальная самоидентификация рассматривается  во временной динамике (в течение 1992–2006 годов), с учетом социально-демографических факторов и показателей идентификации населения в гражданском пространстве Украины.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-08-2012
Владимир Дубровский, Януш Ширмер, Уильям Грейвс-третий, Евгений Иванович Головаха, Алексей Гарань, Ростислав Павленко Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 1. P. 54-70. 
В работе исследуются политико-экономические механизмы, ведущие к экономическим реформам, даже если государство ”захвачено” искателями ренты, как это было с Украиной в 1990-е годы. Мы доказываем, что поиск ренты может быть устойчивым в течение длительного времени явлением, только если участников процесса принудительно координирует авторитарный арбитр если только социальный капитал не окажется довольно мощным, чтобы самостоятельно решить проблемы координации. Такое построение взаимосвязано с человеческой пассивностью и неспособностью постичь преимущества рыночной координации на основе прав частной собственности. Пока не произойдет такой смены общественного сознания, когда уже возникшие рыночные институции начнут вытеснять структуры, связанные с поиском ренты, ослабление авторитарного контроля и координации в результате технического и общественного прогресса будут оставаться главным долгосрочным фактором реформ. Хотя подобное ослабление не только не может остановить поиск ренты, но даже способно облегчить его, недостаток контроля делает его неустойчивым и, в конечном счете, требует замены принудительной координации рыночной на основании общей защиты прав собственности. С другой стороны, чем дольше продолжается эта стадия, тем более сильными становятся промежуточные (нередко неофициальные и даже незаконные) социальные структуры и практики поиска ренты, подпитываемые поступлениями из неконтролируемых ее источников и способные в дальнейшем препятствовать установлению рыночного порядка. За счет этого механизма рыночные реформы могут происходить при отсутствии как “альтруистского” реформистского правительства, так и соответствующих групп интересов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-09-2012
Анатолий Арсеенко Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 2. P. 28-48. 
Статья посвящена исследованию воздействия современного глобального финансового и экономического кризиса на рынок рабочей силы и социально‑экономическое положение трудящихся в США и странах‑членах Европейского Союза. Особое внимание обращается на обострение проблемы безработицы в названных странах под влиянием кризисных явлений в глобальной экономике и социальные последствия сокращения занятости в ходе кризиса. Автор анализирует регулирование рынка рабочей силы в США и странах ЕС, делает сравнительный анализ динамики безработицы в Новом и Старом Свете, показывает ухудшеение положения американского и европейского рабочего класса в результате кризиса. На конкретных примерах автор показывает неадекватность многих мифов так называемой новой экономики, которая якобы списывает циклические колебания капиталистического производства в исторический архив. Также исследуется виртуальный характер информационной экономики и последствия финансиализации экономики США и ЕС в контексте внедрения неолиберальной модели экономического развития в капиталистическом мире. На основе анализа современной мировой ситуации автор приходит к выводу о системном характере первого глобального финансового и экономического кризиса, крушении неолиберальных моделей капиталистического развития на пороге нового ХХІ века и необходимости поиска и реализации более прогрессивного, гуманного, демократического и справедливого способа общественного производства и развития.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-12-2010
Виктор Фокич Бурлачук Социология: теория, методы, маркетинг. 2007.  No. 3. P. 95-105. 
В условиях политического кризиса в Украине анализ таких понятий как власть,полномочия, права, закон и т.д. приобретают большое значение. Недостаточно рассматривать политический кризис внутри правового дискурса, поскольку социальное существование власти более разнообразно и сложно, чем его правовое бытие. В связи с этим необходим социологический анализ происходящих политических событий на основе концепции символической легитимации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-12-2010
Александр Резник Социология: теория, методы, маркетинг. 2009.  No. 3. P. 100-125. 
В данной статье прослеживается динамика протестного движения в украинском обществе в период после так называемой "оранжевой революции". Автор выделяет структурный, социально-психологический и ресурсно-мобилизационный  подходы в объяснении факторов протестного поведения. Исходя из этого,  все факторы протестного поведения сводятся воедино в рамках двух объяснительных моделей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-02-2010
Михаил Мищенко Социология: теория, методы, маркетинг. 2008.  No. 1. P. 215-221. 
В статье рассматривается, как изменения в политической ситуации в Украине в течение последних лет повлияли на эмоциональное состояние сторонников двух основных политических лагерей: «Оранжевых» и «Бело-Голубых».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2007
Ирина Добронравова, Леонид Финкель Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 1. P. 168-180. 
Синергетическая стратегия человеческих действий, направленных на выбор предпочтительной социальной самоорганизации предполагает понимание того, какой вид хаоса присутствует в самоорганизационной среде. В статье предлагается толкование среды политической самоорганизации в Украине как динамического, но не статистического хаоса. Данный подход основан на синергетической интерпретации визуализированных структур, полученных посредством математической обработки данных выборов в Верховную Раду Украины в 1998 и 2002 годах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-06-2010
Сергей Кандрычын Социология: теория, методы, маркетинг. 2008.  No. 4. P. 74-96. 
Цель данного сравнительно-регионального анализа заключается в выявлении и описании устойчивых социально и ментальных структур, основанных на механизмах longue durée (F.Brau del), функционирующих в границах исторических ареалов цивилизаций. Другой релевантный данной теме подход основывается на заключениях Пьера Бурдье о творческих особенностях социального пространства. Данные автора статьи показывают, что проявление пространственной полярности Восток-Запад связаны с историческими изменениями, произошедшими в Восточной Европе в течение второй половины двадцатого века. В статье анализируются масштабы социальных, демографических и культурных различий, связанных с исторически сложившимся разделением обеих стран.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-11-2010
Макс Халлер Социология: теория, методы, маркетинг. 2009.  No. 2. P. 5-22. 
Процесс европейской интеграции после второй мировой войны был осуществлен исключительно политическими элитами, которые гордятся этим в большей степени, чем рядовые граждане. Статья объясняет раскол между элитами и гражданами. Во-первых, все три типа элиты (политическая, экономическая и бюрократическая) имеют особые интересы в процессе европейской интеграции; для населения же в целом, преимущества интеграции были гораздо скромнее. Делается вывод, что на данном этапе актуальной задачей является исследование вопроса политического доверия и легитимности в современных демократических государствах в целом и в Европейском союзе, в частности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-02-2010
Мартин Денджерфилд Социология: теория, методы, маркетинг. 2008.  No. 1. P. 119-139. 
Государства-члены ЕС в настоящее время находятся в состоянии осознания, каким образом абсорбировать новых участников Союза. Европейский Союз разделил посткоммунистическую Европу на группы государств, каждая из которых имеет свой статус в обще-европейских отношениях.
ресурс содержит прикрепленный файл