Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Мир России

Выпуски:
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Анатолий Григорьевич Вишневский Мир России. 1997.  Т. 6. № 4. С. 38-44. 
Восьмидесятилетний юбилей Октябрьской революции 1917 г. - хороший повод для того, чтобы вспомнить людей, стоявших у руля созданного Октябрем политического режима на протяжении всей его истории, попытаться нарисовать их коллективный портрет. Мы можем это сделать, благодаря вышедшей год назад книге А. Чернева "229 кремлевских вождей" - сборнику кратких биографий высших партийных чиновников - членов Политбюро, Оргбюро и Секретариата ЦК РКП(б) - ВКП(б) - КПСС за все время с 1917 по 1991 г. * Ниже приводится несколько таблиц, в которых заимствованные из этих биографий сведения сгруппированы по годам первого появления "кремлевских вождей" в высшем эшелоне партийной, а значит и государственной власти. Последний призыв в вожди состоялся после XXVIII съезда КПСС летом 1990 г.. Тогда принципы отбора в состав партийной верхушки сильно отличались от прежних, в нее попало много новых людей. Но им не суждено было долго оставаться на своих высоких постах, да и посты уже были не столь высоки, а через год и вовсе перестали существовать. Поэтому мы не будем включать их в наш анализ, ограничимся лишь теми "вождями", которые впервые стали обладателями высших кремлевских кабинетов не позднее 1989 г. Таковых - за 70 с небольшим лет - набирается 193 человека (229 их было бы с учетом появившихся позднее). Эту статистическую совокупность мы и рассмотрим.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ирина Владимировна Волкова, В В Клименко, Леон Тигранович Сафразьян Мир России. 1997.  Т. 6. № 3. С. 43-74. 
Одним из решающих факторов в карьере современного политического лидера России является его популярность в социуме. Данное условие ставит перед политиком задачу создания своего целостного образа, включающего набор представлений о политических взглядах, практике, личных качествах, который в целом был бы способен вызвать симпатии определенной части населения. В целях преодоления субъективного, "романтического" подхода к имиджу, неприемлемого для формирования долгосрочной коммуникационной политики, необходимо придать самому понятию имиджа функциональное значение, структуризироватъ его на составляющие элементы. Настоящая статья является обобщением материалов социологического проекта "Имидж политических лидеров России в СМИ", основанного на функциональном подходе к имиджу. Проект представляет собой систематический мониторинг информации, осуществляемый по 100 ведущим политическим лидерам на базе контент-анализа 10 наиболее влиятельных периодических изданий и трех каналов телевидения. В итоге открывается возможность "измерить" информационный поток, воздействующий на массовое сознание по каждому из выделенных компонентов имиджа отслеживаемых лидеров. При помощи специальной системы коэффициентов полученные результаты обобщаются в свободном показателе - рейтинговом индексе. Результаты работы позволяют, таким образом, точно определить соотношение сил лидеров в разных аспектах политической борьбы, представить уникальные сведения о стратегии и тактике "информационной войны", а также на основе выявленных тенденций и закономерностей дать прогностические выкладки в отношении той или иной группы деятелей, либо персоналий. Выводы и прогнозы, сделанные на основе исследования процессов в СМИ, сопоставимы с данными опросов общественного мнения. Взятые в совокупности, информационные рейтинговые и опросные рейтинговые показатели, результирующие деятельность политика на ее разных стадиях, служат валидизации аналитических и прогностических выводов в отношении фундаментальных процессов в сфере политики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Марина Юриковна Арутюнян, Ольга Михайловна Здравомыслова, Ш Курильски-Ожвен Мир России. 1997.  Т. 6. № 3. С. 75-114. 
С начала крупных социальных и политических изменений, которые переживает Россия, построение правового государства является главной задачей, хотя велико число тех, кто высказывает сомнение в возможности достижения этой цели. Тем не менее очевидно, что в быстро меняющейся политической атмосфере России создаются новые правовые институты и акты для оформления новой структуры социальной жизни. В то же время один элемент остается не до конца ясным: какое значение будут придавать люди, привыкшие к другому типу общества, праву и верховенству Закона, которые провозглашаются как основной принцип?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Сурен Адибекович Авакян, Сергей Владимирович Кулешов, Елена Георгиевна Морозова, Ирина Александровна Сарычева Мир России. 1997.  Т. 6. № 3. С. 3-42. 
Сложнейшие вопросы, связанные с оптимизацией государственного устройства России и выработкой функциональной модели нового российского федерализма невозможно решать без серьезного осмысления исторических и современных политико-правовых реалий, а также без учета мирового опыта федеративных отношений, дающего небезынтересный материал для нашего государствостроителъства. Как смотрятся в контексте общемировых тенденций проблемы развития российского государства, налаживания эффективно работающей федерации? В чем состоит отечественная специфика, российского «лица необщее выраженье»? Поиск ответа на эти вопросы требует от исследователей адекватной оценки реального состояния нашей государственности, понимания сложнейшего переплетения многообразных социально-экономических и национально-этнических интересов, мотиваций действий федеральной и региональных элит, переходного характера общественно-политических процессов, а также ряда нерешенных, исторически протяженных проблем; именно такой подход будет способствовать выработке базовых парадигм развития федеративной государственности, ее нормативно-правового и институционального оформления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Иосиф Евгеньевич Дискин Мир России. 1997.  Т. 6. № 2. С. 3-40. 
Любой непредвзятый взгляд на ход общественного реформирования, на выявившиеся его противоречия демонстрирует кардинальное возрастание значения проблем социального развития. Становится все более очевидно, что дальнейшее продвижение по пути реформ сталкивается с "отставанием социальных тылов", с недостаточной готовностью населения действовать по новым правилам, с его нарастающей пассивностью и отчуждением от реформаторских устремлений, с растратой накопленного ранее квалификационного, интеллектуального, духовного и физического потенциала народа. Постепенно меняется и отношение к этим проблемам. Уже никто не может себе позволить высокомерного игнорирования социальных издержек реформ. Но проходит и постоянное ожидание социального взрыва, породившее политику "латания дыр", "быстрого реагирования" на каждодневно возникающие трудности, не позволяющую всерьез решить ни одну крупную проблему. Одновременно становится все более очевидной бесплодность попыток одним махом, принятием какой-либо широкомасштабной программы изменить социальную ситуацию. Представляется, что назрел момент для глубокого и взвешенного анализа ситуации, определения принципов и выбора приоритетов обоснованной и реалистической стратегии социального развития. Без такой стратегии, обеспечивающей общую направленность усилий страны по решению назревших социальных проблем, любые принимаемые шаги так и останутся "лоскутным одеялом" ведомственных мероприятий и программ, разрываемых различиями в оценках, принципах и подходах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Фридрих Маркович Бородкин Мир России. 1997.  Т. 6. № 2. С. 67-116. 
Мы не рискнули в заголовок встроить еще одно слово - "Россия". Сейчас кажется странным даже вспоминать о благоденствии как возможной характеристике жизни в России, хотя в статье пойдет речь именно об этом. Нет смысла пытаться аналитически доказывать совместимость представлений о благоденствии и российской жизни. Таких доказательств не существует, а опыт жизни и история как будто бы говорят об обратном - образ несчастного российского народа, почти не знающего из поколения в поколение мирной благополучной жизни, нам очень привычен. Однако мы верим, что сейчас настало время исторического поворота в сторону, нет, не беспроблемной, но улучшающейся жизни, главным признаком которой непременно будет усиление общественных гуманистических ценностей и ценностей личной свободы и поддержки индивидуальных и групповых социальных инциатив. Конечно, эта жизнь не будет строиться подобно крою платья из альбома, где представлен набор модных моделей общества - американской, немецкой, британской, скандинавской и т.п. У России, как и у всякой другой страны, свой путь. Но у всех народов, исповедующих гуманистические ценности и ценности свободы, есть и много похожего, что и позволяет им чувствовать себя плывущими в одной лодке, присматриваться друг к другу, заставляет помогать друг другу. В частности, все сходятся в убеждении, что в любой стране всегда есть многочисленные группы населения, нуждающиеся в помощи со стороны общества и государства, в том, что принято называть социальной защитой. Те государства, которые берут на себя основную тяжесть ответственности за организацию эффективной социальной защиты, принято называть государствами благоденствия. Мы уверены, что Россия будет развиваться в эту сторону. Логика статьи подчинена именно этой концепции или, если угодно, сама статья представляет собой обоснование и изложение концепции развития России в сторону государства благоденствия на демократических основах, т.е. на основе расширения сфер действия ценностей индивидуальной свободы и общественного гуманизма в культуре российского общества и, соответственно, преобразования структуры социума в подходящую для этого сторону.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Андрей Николаевич Медушевский Мир России. 1997.  Т. 6. № 3. С. 115-154. 
Русский конституционализм выдвинул ряд крупнейших ученых, заложивших основу современной политологии или социологии политического процесса. Достаточно указать на научные труды и публицистические выступления в этой области М.М. Ковалевского, С.А. Муромцева, Н.М. Коркунова, П.Н. Милюкова, а также основателя социологии политических партий - М.Я. Острогорского. Политическая программа данного течения отразилась наиболее полно в теории правового государства и проекте конституции, разработанном его ведущими идеологами еще в период революции 1905 г. и ставшего основой политической программы кадетской партии вплоть до февраля 1917 г. Центральную роль в разработке стратегии решения конституционного вопроса в России и выработке важнейших программных документов в этой области сыграл Ф.Ф. Кокошкин - мыслитель и политический деятель, взгляды которого, однако, очень мало известны в настоящее время. В то же время очевидна их актуальность в условиях современных политических преобразований. Стремление примирить идеал и действителъность, добиться решения социальных конфликтов мирным путем выразилось наиболее полно в концепции правового государства, ставшей одновременно важнейшим программным требованием кадетской партии. По своей юридической природе данный тип государственности рассматривался ими прежде всего как антитеза абсолютистским монархиям старого порядка, а потому был синонимом государства конституционного. Творческий путь Кокошкина (1871-1918 гг.) и его политическая деятельность являются наиболее цельным выражением стремления русского либерализма к созданию правового государства. Мы рассмотрим, во-первых, формирование и развитие политических убеждений ученого, во-вторых, их проверку на практике в ходе первого крупного конституционного кризиса в России - роспуска Государственной думы Столыпиным и, в-третьих, создание модели правового государства для России.
ресурс содержит прикрепленный файл