Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Мир России

Выпуски:
Опубликовано на портале: 31-12-2010
А Г Осипов Мир России. 2008.  Т. 17. № 1. С. 102-121. 
Статья посвящена разным способам описания этнических различий в законодательстве и политической практике. Сравнение законодательства на основе концепта «национально-культурной автономии» и подходов, основанных на понятиях «мультикультурализма» и «меньшинств», обнаруживает между ними много общего. Также сравнение практик в России и в других странах позволяет найти ряд параллелей. Этнические различия организуются и описываются в категориях «группы» и «культуры»; ключевым оказывается вопрос об отношении группы к территории; проблематика равенства в значительной степени сводится к вопросу о справедливой классификации и таксономии групп. Оказывается, что подобные подходы не имеют прямого утилитарного значения, но служат задаче выработки социально приемлемого описания окружающей общественной реальности. Эти наблюдения заставляют поставить вопрос уникальность или своеобразие России в области, именуемой «национальной политикой» или «этническими отношениями», и, напротив, говорить о локальных проявлениях глобальных закономерностей в восприятии и репрезентации этнического разнообразия.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ст Уайт, А МакАллистер Мир России. 2008.  Т. 17. № 4. С. 37. 
Белоруссия и Украина – два представителя так называемых «промежуточных государств». Своим языком, религией и историей они, с одной стороны, связаны с Западом, а, с другой, по-прежнему тяготеют к бывшим советским республикам, к числу которых некогда относились сами. Данные национальных представительных опросов, проведенных в период с 2000 г. по 2008 г., свидетельствуют о том, что чувство «европейства» в этих странах ослабевает также, как и в России. Количество людей, поддерживающих инициативы по вступлению в Европейский союз или присоединению к НАТО, неуклонно снижается. Все три государства в большей степени склонны отождествлять себя с Содружеством независимых государств. Кроме того, собранный эмпирический материал свидетельствует о том, что противоречия во внешнеполитической ориентации в большей мере выражены на Украине, где общественное мнение в то же время является серьезным ограничением для действий властей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Владимир Сергеевич Малахов, А Г Осипов Мир России. 2008.  Т. 17. № 3. С. 67-91. 
Целью статьи является определение того, какое место понятие «национальное меньшинство» занимает в российских публичных дискурсах. Необходимо принимать в расчет в первую очередь проблематичность самой категории «меньшинства» и исторически связанного с ней эссенциалистского подхода к пониманию этничности. Слабость идеи меньшинств – это допущение, что группу можно рассматривать как изолированную и относительно однородную культурную целостность, имеющую границы, членство, четкие отличительные признаки и способную действовать солидарно. Необходимо также учитывать вовлеченность понятия «меньшинство» в политические коллизии, а также его перегруженность смыслами. В России этничность является способом организации социального и политического пространства, средством классификации населения и фактором идентификации и самоидентификации индивидов. Она воплощена в целом ряде социальных и политических институтов, в том числе дискурсивных практиках, формальных и неформальных предписаниях, воздействующих на поведение людей. В современных российских дискурсах общество предстает как сумма «этносов», которые мыслятся как коллективные личности со своей внутренней структурой, интересами, способностью предпринимать осознанные действия и т. д. Ключевым в интерпретации понятия «меньшинство» выступает представление об исторической связи этнической группы с определенной территорией. Соответственно, этническими меньшинствами считаются группы, которые живут за пределами «своей» территории. Из понятия меньшинство исключаются «коренные» и «титульные» общности, а также эпизодически группы, образуемые мигрантами. Предметом публичного обсуждения в основном являются общие идеологические (а не утилитарно-прагматические) вопросы, например, о символическом признании той или иной группы. Та часть российского законодательства, которая имеет отношение к этничности, мозаична и сложна, как по структуре, так и по содержанию. Правовые акты, как правило, адресованы этническим группам как целостностям; при этом этническая категоризация отличается большим разнообразием. Все законодательство, касающееся этнических групп, исходит из общих этнонационалистических допущений: в частности, широко используются концепты групповых прав, «этнического развития», «межэтнических отношений». Среди принятых терминов присутствует и понятие «национальные меньшинства». Правовое определение «меньшинства» отсутствует, а попытки ввести такую дефиницию в законодательство пока не дали результата. Законодательство, касающееся этнических групп, имеет в основном символическое значение, а с содержательной точки зрения строится по принципу «сужающейся воронки»: продвижение от общих декларации к подзаконным актам и правоприменению сопровождается существенным сокращением государственных гарантий и обязательств. Россия также несет ряд международных обязательств по защите меньшинств, однако, анализ показывает, что активность страны в этой области ограничивается демонстративными жестами, адресованными в основном внешней аудитории. Причины того, что понятие «меньшинство» не играет существенной роли в российских публичных дискурсах, авторы видят в том, что Россия в целом не осмысляет себя как «национальное» в этническом смысле государство и что понятие «меньшинство» имеет множество заменителей, которые исполняют сходные функции символической организации этнических различий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
С Мизобата Мир России. 2008.  Т. 17. № 1. С. 3-19. 
Социалистическая система и ее трансформация способствовали переосмыслению подходов к государственному управлению и созданию институтов. В данной статье на основе анализа динамики развивающихся стран рассматриваются последствия российской трансформации с точки зрения их влияния на изменения, произошедшие в «третьем мире», а также факторы, определяющие выбор государственной стратегии в развивающихся странах. Такой подход обусловлен успешным опытом восточноазиатских социалистических стран, таких как Китай и Вьетнам. Рекомендации, выработанные в этой статье, могут оказаться полезными в контексте российской трансформации.
ресурс содержит прикрепленный файл