Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Общественные науки и современность

Опубликовано на портале: 26-11-2008
Михаил Александрович Краснов Общественные науки и современность. 2008.  № 6. С. 27-38. 
Продолжая анализировать истоки возникновения института главы государства (начало статьи см. ОНС, 2008, № 5), автор высказывает предположение, что отождествление главы государства с "отцом нации" онтологически производно от идеи Небесного отцовства. В основе введения монархического правления лежит отношение к царю земному как к копии Царя Небесного. Способ недопущения трансформации главы государства в "отца нации" автор видит в переосмыслении места и основного предназначения этого института в системе государственной власти. По его мнению, глава государства, особенно выборный, должен быть не властителем, а хранителем основных конституционных ценностей и самой государственности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-08-2004
Сергей Васильевич Дубовский Общественные науки и современность. 2002.  № 4. С. 173-182. 
Термином «глобальная пирамида» в статье обозначается структура, интегрирующая национальные экономические, экологические, политические и информационные пространства в единую мировую систему: наверху – место так называемому “золотому миллиарду”, у основания – страны-аутсайдеры. В статье приводится иерархическая классификация стран, входящих в глобальную пирамиду. На первом уровне страны объединяются в группы по типу социума, затем на следующих уровнях они группируются или дифференцируются по локальным условиям. Соответственно, эффективность прогноза относительно изменения роли той или иной страны в мировой структуре зависит от правильного выбора тех параметров, которыми определяется индивидуальность исторической судьбы данного государства. Говоря о России, автор в критическом ключе анализирует климатическую теорию А. Паршева, ибо полагает, что фундаментальные особенности российского социума сформировались отнюдь не на базе климатических условий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-04-2004
Владимир Игоревич Пантин Общественные науки и современность. 2002.  № 5. С. 156-167. 
В статье методы глобальной политической истории как нового направления исторического знания используются для разрешения одной из наиболее захватывающих загадок мировой истории – загадки «Осевого времени», когда в один и тот же период VIII–III вв. до н. э. на огромном пространстве от Средиземноморья до Тихоокеанского региона рождались мировые религии и другие мировоззренческие предпосылки, позволившие человеку обрести современный духовный облик. Автор предлагает политологическое разрешение проблемы, связывающее духовный кризис язычества с политическим кризисом древневосточных империй и рождением на их границах самостоятельных городов-государств или слабых монархий. Отсутствие навязанной сверху унификации благотворно повлияло на развитие альтернативных вариантов миросозерцания. Образование централизованных империй в III в. до н. э. предопределило завершение эпохи духовных и социальных поисков. Таким образом, «осевое время» выступает как своего рода передышка между эпохами господства империй. Процессы подобного рода наблюдались и в период «второго осевого времени» в XVI–XVIII веках, когда «геополитическая революция» одновременно создала условия для перемещения глобального центра развития на Запад и предотвратила его развитие по имперскому типу. Современная глобализация также подготовлена кризисом и крахом европейских империй в начале ХХ века, что ведет к изменению мирового порядка. Автор рассматривает предпосылки новой геополитической и геоэкономической революции, связанной с возможным перемещением «центра» мирового развития на современную «периферию».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-08-2005
Татьяна Евгеньевна Ворожейкина Общественные науки и современность. 2005.  № 5. С. 17-22. 
Автор анализирует перемены, произошедшие в стране за 20 лет, показывает эволюцию процессов взаимодействия государства и общества от горбачевского до путинского периода. Современный период характеризуется как господство приватизированных государственных структур, делающих принципиально непрозрачными отношения власти и собственности, блокирующих развитие институтов гражданского общества Ретроспективно предлагаются 3 варианта развития перестроечных процессов в 1986-1991 гг.: постепенная эволюция экономической и политической системы по китайскому образцу; демократическая трансформация советской системы; ситуация неуправляемого нарастания противоречий системы. Рассматриваются шансы на реализацию каждого из них.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-06-2004
Александр Максимович Яковлев Общественные науки и современность. 1996.  № 3. С. 5-11. 
В интервью доктора юридических наук, профессора А.М.Яковлева, полномочного представителя Президента РФ в Федеральном собрании, были затронуты вопросы преемственности высшего законодательного органа страны, отличие современной Государственной думы от царской. Речь шла также о том, какая форма правления более подходит России – парламентская или президентская; о перспективах поведения политической элиты, о возможности политической стабильности в стране. Автор высказал также свое мнение о наличии среднего класса в России, о необходимости изменения и дополнения действующей Конституции РФ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-02-2004
Александр Николаевич Аринин Общественные науки и современность. 2000.  № 6. С. 48-61. 
Ставя вопрос, есть ли в России гражданское общество, автор положительно отвечает на него, подчеркивая, что это не юридическое или политическое, а духовное и энергийное понятие. Рассматриваются условия становления и развития гражданского общества, проблема взаимоотношения общества и государства. Предлагаются конкретные меры по созданию правовых условий обеспечения прав человека в виде проектов законов. Это законы “Об ответственности государственных органов и должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан”, “О мерах по обеспечению соблюдения основ конституционного строя РФ субъектами РФ”, “О порядке приведения в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством нормативных правовых актов субъектов РФ”, “О механизме реализации решений Конституционного Суда РФ”.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-05-2004
Татьяна Евгеньевна Ворожейкина Общественные науки и современность. 1998.  № 3. С. 55-72. 
Автор статьи осмысливает этапы взаимодействия государственных структур и общественных институтов в Перу во второй половине ХХ в. Становление основ гражданского общества – отделение власти от собственности – произошло в стране в период корпоративистского военного режима В. Альварадо. Окрепшие общественные институты добились перехода власти к гражданским правительствам, однако, провалы планов экономической модернизации и распространение «герильи» резко повысили уровень деспотизма и насилия в перуанской политической культуре. Под этим углом зрения анализируется вульгарный неолиберализм президента А. Фухимори, чьи экономические реформы считаются успешными. Его авторитарные методы управления и ликвидация социальных обязательств государства по отношению к населению привели к еще большей деградации гражданственности и атомизации общества, которое вновь вынуждено строить отношения с властью в условиях нестабильного политического режима «делегированной демократии».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-12-2003
Татьяна Евгеньевна Ворожейкина Общественные науки и современность. 2001.  № 6. С. 5-26. 
Автор анализирует присущие как России, так и странам Латинской Америки традиции взаимоотношения государства и общества, при которых государство выступает как ведущая или единственная сила, способная интегрировать общество. Эти страны роднит общий тип социетарного развития, его государственно-центричная матрица. Рассматриваются зарождение, утверждение и основные черты этого типа развития в России, отмечается, что господство государства над обществом в Латинской Америке не было столь всеобъемлющим. Исследуется роль популизма в государственно-центричной конструкции, воздействие популистских режимов на становление гражданского общества в Латинской Америке. Показывается, как процессы разложения государственно-центричной матрицы и в СССР, и в Латинской Америке в 1960-е -1980-е годы приводили к тому, что государство становилось все более слабым. В то же время новые демократии носят персоналистский, нерепрезентативный характер, несут в себе слабости правового, публичного измерения государственной власти, развиваются противоречия между формально демократическими организационными принципами и неформальным функционированием институтов. Говорится о трудностях формирования в таких условиях гражданского общества, в частности о факторах слабости гражданского общества в России. Путинская Россия, по мнению автора, типологически близка мексиканской модели.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-02-2007
Виталий Леонидович Тамбовцев Общественные науки и современность. 2007.  № 2. С. 69-77. 
В статье анализируются направления влияния гражданского общества на экономику. Отмечается существенный вклад в ВВП неправительственных организаций (НПО) США и других развитых стран и рассматриваются варианты взаимоотношений власти, бизнеса и гражданского общества, при которых может быть достигнут максимальный эффект для всего общества. Исследуются способы воздействия государства на развитие гражданского общества. С этих позиций рассматривается готовящееся законодательство о стандартах государственных услуг в России и делается вывод о его серьезных изъянах, способных поставить преграды на пути эффективного развития гражданских инициатив в стране.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-06-2004
Леонид Соломонович Мамут Общественные науки и современность. 1996.  № 4. С. 45-54. 
В статье рассматриваются две группы представлений о государстве: сфокусированные на внешний облик государства, его композицию; соображения относительно его функциональных свойств, роли, выполняемой в жизни людей. Автор для их анализа избрал историко-теоретический подход, полагая, что именно он позволяет раскрыть идейное происхождение конструкций современного политического сознания, обнаружить изначальную разнородность представлений о государстве. Автор приходит к выводу, что ошибочно объявлять только права и свободы индивида единственной высшей ценностью в обществе, равно как и лишь права и свободы “коллективного гражданина”. Уровень цивилизационной зрелости государства, характер его устройства и деятельности детерминируются социальными качествами, политико-правовой культурой, гражданско-нравственной позицией членов государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-02-2005
Л.В. Бойцова Общественные науки и современность. 1994.  № 4. С. 42-50. 
В статье речь идет об ответственности государства перед гражданами за причиненный им государством ущерб. Это положение включено в Конституцию РФ, тем не менее государство свои обязательства не выполняет, забывая об общественном служении народу. Автор подчеркивает, что современное российское государство зарекомендовало себя в трех функциях: взимание налогов, наращивание бюрократического аппарата и реквизиция денежных средств населения. Законодательство не предусматривает оснований и способов инициирования государственной ответственности при причинении гражданину ущерба в случаях административных упущений и уголовно-процессуальных нарушений. Автор предлагает проект закона об ответственности государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-04-2004
В.И. Аршинов, Н.Г. Савичева Общественные науки и современность. 1999.  № 3. С. 131-138. 
В статье анализируются те аспекты проблематики гражданского общества, которые возникают в контексте ее рассмотрения с позиций синергетики. Прежде всего для такого подхода характерен отказ от жесткого противопоставления государства и гражданского общества, от противопоставления внешнего и внутреннего в жизни социума, от противопоставления управления «по вертикали» и коммуникации «по горизонтали». Свое понимание синергетического подхода к проблеме гражданского общества авторы рассматривают как естественное развитие идеи открытого общества (Бергсон и Поппер), а также принципов системного подхода (в первую очередь – концепции открытых систем). Кроме того само понятие гражданского общества в данной статье выступает как релятивное, ценностно нагруженное, то есть в принципе неопределимое без соотнесения с конкретным социокультурным и исторически контекстом, в котором оно употребляется.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-04-2004
Леонид Соломонович Мамут Общественные науки и современность. 2002.  № 5. С. 94-103. 
В статье анализируются суждения различных политологов о воздействии государства на гражданское общество. Автор считает ошибочной позицию, согласно которой институты гражданского общества призваны противостоять властным структурам при отстаивании интересов граждан. Он полагает, что общество не может существовать без всякого государственного регулирования. Оно может быть позитивным или негативным. Позитивное – когда государственное вмешательство сообразуется со спецификой отношений и институтов гражданского общества, с механизмами его саморегуляции и социальной культурой, с уровнем исторической зрелости, динамикой развития. Основное внимание уделяется политическому самосознанию граждан, от которых зависит, по какому пути будет развиваться демократия в постсоветской России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-10-2004
Виктор Леонидович Шейнис Общественные науки и современность. 2004.  № 5. С. 43-52. 
По мнению автора статьи, современные российские парламентские структуры (Съезд народных депутатов РСФСР и особенно Государственная дума РФ) – воссоздание дореволюционной Государственной думы. Между ними лежит период советского псевдопарламентаризма, который правильнее рассматривать как семидесятилетний хронологический разрыв в парламентской истории России. Его негативное воздействие на саму идею представительной власти оказалось столь велико, что и в настоящее время вера, будто для решения сложных общественных проблем лучше всего подходит просвещенный абсолютизм, доминирует в общественном сознании. В результате развитие российского парламентаризма опять оказалось отброшенным на исходные рубежи, и к началу XXI в. его история остается повестью о несбывшихся надеждах и упущенных возможностях.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-11-2003
Андрей Степанович Акопян Общественные науки и современность. 2001.  № 2. С. 38-50. 
Опираясь на теорию демографического перехода, автор рассматривает вопрос о техно-гуманитарных детерминантах саморегуляции численности человечества, отмечает зависимость в этом между тремя переменными ­ технологическим потенциалом, качеством выработанных культурой средств саморегуляции и внутренней устойчивостью социума. Рассматривается проблема репродуктивного потенциала населения и перспектив антропогенеза, в частности поднимается тема клонирования человека. Особое внимание уделяется проблеме соотношения демографического градиента рождаемости и агрессивности режимов в разных регионах мира. Показано, что правители стран с высоким уровнем рождаемости, со значительной долей в населении молодежи, как правило не трудоустроенной, ведут себя агрессивно, провоцируют вооруженные конфликты. Наиболее сложные ситуации возникают там, где соседствуют народы с резко различающимися уровнями рождаемости. Такая ситуация провоцирует этнические конфликты (Ливан, Косово и др.). Для России, по мнению автора, “демографический запал” конфликтов сведен к минимуму, так как Россия и другие страны СНГ, за исключением центрально-азиатских республик, миновали основные продуктивные фазы демографического перехода.
ресурс содержит прикрепленный файл