Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Общественные науки и современность

Выпуск N6 за 1991 год

Опубликовано на портале: 22-07-2006
Марджори Фаркухарсон Общественные науки и современность. 1991.  № 6. С. 152-160. 
Руководитель представительства “Amnesty International” в Москве подробно излагает позицию этой международной организации по вопросу об отмене смертной казни. Отдавая должное демократизации основ гражданского и уголовного законодательства, произошедшего в СССР на рубеже 1990-х гг. – принятию норм о свободе печати, общественных объединений и т.п., автор текста считает необходимым довершить этот процесс изъятием из арсенала наказаний “исключительной меры. По ее мнению, преступность искореняется не жестокостью, а неотвратимостью кары за содеянное, поэтому государству стоит направить приоритетные усилия в сторону повышения профессионального уровня и материального обеспечения следствия, а также совершенствования судебной и пенитенциарной систем.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2006
Наталья Михайловна Плискевич Общественные науки и современность. 1991.  № 6. С. 85-94. 
В статье подводятся итоги обсуждения статьи М.Фридмана (ОНС, 1991, № 3)., которое прошло в ОНС (1991, №№3-5). Признавая справедливость многих замечаний американского экономиста, приходится признать, что его проект говорит о том, что делать для реформирования нашей экономики, но не о том, как это делать. Кроме того, признавая необходимыми шаги, обозначенные Фридманом, нельзя признать их достаточными. Отсюда – неудовлетворенность его рецептами отечественных ученых. Ставится вопрос, почему абстрактные планы реформирования экономики советского типа, сталкиваясь с действительностью, приводят не к тому результату, на который рассчитывали их авторы. Еще одна тема для размышлений: применимо ли рыночное мышление к нерыночной среде. Специально рассматриваются такие темы дискуссии, как скорость перехода к рынку, готовность населения к преобразованиям, роли государства в процессе перехода и в новой экономике, важность уважения к любой собственности, в том числе и к государственной, экономическая ответственность, формы иностранной помощи преобразованиям и т.д.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2006
В. Бакиров Общественные науки и современность. 1991.  № 6. С. 60-67. 
Анализируя доминирующую в постперестроечное время концепцию о необходимости полной деидеологизации постсоветского общества, автор высказывает неожиданную, на первый взгляд, точку зрения. Он убежден, что идеология – не следствие чьей-то благоглупости, некомпетентности или злых намерений, но необходимое условие функционирования как социума вообще, так и деятельности политических и общественных движений, партий и т.п. Вывод: движение страны к рыночной экономике не может происходить в идейном вакууме, следовательно, необходимо именно идеологическое обоснование ценностей-целей этого процесса, т.е. разработки консолидирующей нормативной модели общественного устройства, органично включающей в себя представления о приемлемом для большинства порядке вещей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-03-2005
К. Зачесов, Алжанбек Ашурбекович Магомедов Общественные науки и современность. 1991.  № 6. С. 16-23. 
Повод для появления статьи – статья И.Дискина “Возможен ли сегодня социализм в СССР?” (ОНС, 1991, №1). Авторы стремятся дать научное определение понятия “социализм”, выделяют идеологические аспекты проблемы и сопоставляют их с социальными реалиями. Анализируются разные стороны идущей в стране дискуссии о социализме, и в частности марксистской теории. Авторы приходят к выводу, что реалии соответствуют некоему переходному, межформационному состоянию общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2006
Общественные науки и современность. 1991.  № 6. С. 142-151. 
Резюме дискуссии на Международной конференции “Культура – массовая психология – массовые движения”, прошедшей в апреле 1991 г. в Институте социологии АН СССР. Один из основных обсуждаемых вопросов – причины и характер общественных движений на территории Советского Союза, которые анализируются участниками круглого стола в категориях “распада империи”, “перехода от индустриального общества к постиндустриальному”, “этнического ренессанса”, “культуры нетерпимости” и т.п. Единство мнений обнаруживается в общей оценке ситуация в Советском Союзе как патовой: хотя центральные органы власти, как и ранее, обладают достаточными ресурсами принуждения, в глазах населения легитименость государственности перешла к республикам. Поэтому демократам необходимо наладить связь с движениям масс, иначе необольшевистские методы политической борьбы могут возобладать.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2006
Г.С. Померанц Общественные науки и современность. 1991.  № 6. С. 118-122. 
Известный культуролог и философ, анализируя проблему этноконфессионального взаимодействия в СССР в контексте мирового исторического опыта, убедительно вскрывает двусмысленность советской модели межнациональных отношений, определяемой им как липовый интернационализм. Сущность данного феномена состоит в конъюнктурном подходе к проявлениям типологически сходных вещей. Так антизападный панарабизм и панафриканизм объявлялись прогрессивными освободительными движениями, а панславизм или пантюркизм, угрожавшие единству Советского Союза, напротив, кознями мировой реакции. В действительности, любая паннациональная идеология – весьма туманное в идейном плане явление, затухающее в открытом обществе. Поэтому опасность состоит не в ней самой, а в усилиях партийной номенклатуры пропагандировать ненависть как основу объединения одних народов СССР против других.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-03-2005
Б. Ракитский, А. Шкира Общественные науки и современность. 1991.  № 6. С. 5-15. 
Дается характеристика отечественного кризиса конца 80-х гг. и ставится задача устранения блокирующей социальной силы (номенклатуры). Рассматривается культура тоталитаризма, и в соответствии с ней даются 3 взгляда на будущее развитие страны, связанные с неосталинизмом, либерально-прагматической идеологией и идеологией антиказарменной революции. Авторы отдают предпочтение последнему варианту. Выделяются основные социальные движения в советском обществе – инициаторы перестройки, “несанкционированные” активисты преобразований, активные консерваторы и народные массы. Авторы делают ставку на активное рабочее движение, антибюрократическое движение народных масс. Рассматривается вероятность мирного преодоления кризиса.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-03-2005
Е. Рудаков Общественные науки и современность. 1991.  № 6. С. 53-59. 
Статья анализирует болгарскую многопартийность, возникшую после устранения в ноябре 1989 г. мирным путем авторитарного режима БКП во главе с Т. Живковым. На фоне естественной в такой ситуации радикализации общества в стране произошла активизация альтернативных, часто радикальных политических сил. Однако благодаря использованию института Национального круглого стола, объединившего все значимые политические силы, которые выступали против коммунистического реванша, переход к политическому плюрализму был осуществлен цивилизовано. В результате в стране сложилась относительно устойчивая право-левая дихотомия на основе двух ведущих объединений соответствующей направленности: Союза демократических сил и Болгарской социалистической партии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-03-2005
А. Козулин Общественные науки и современность. 1991.  № 6. С. 31-42. 
Категория права человека прошла в историческом развитии две фазы. На ранней (XVIII–XIX вв.) произошло закрепление данной группы прав и свобод и в конституциях государств, избравших путь демократии. В результате чего была достигнута свобода и автономия личности по отношению к политической власти. На “взрослой” (ХХ в.) в дополнение к этому была законодательно закреплена забота общества о человеке и государства о гражданине. Тем самым через права человека утверждается его верховная ценность. Данная парадигма, гарантируя людей от пагубных крайностей индивидуализма и коллективизма, гармонизирует отношения в триаде “общество – государство – индивидуум”. Без утверждения ее в качестве базовой ценности нашего общества невозможно найти путь к гуманному и демократическому государственному устройству.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2006
Гонсало Гарсиа Уидобро Общественные науки и современность. 1991.  № 6. С. 68-73. 
Автор – чилийский архитектор, философ и политический деятель, секретарь Гуманистического интернационала по международным делам. Статья знакомит с принципами политического гуманизма, разработанными идейным основателем международного движения гуманистов М.Р.Кобо (псевдоним – Сило) и представленными в официальных материалах Гуманистического интернационала.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2006
Яна Стрельцова Общественные науки и современность. 1991.  № 6. С. 133-136. 
На примере Алжира показаны характерные издержки копирования советской опыта проведения национальной политики, осуществляемого в этой стране в период так называемой революционной демократии. Заимствованные у нашей страны методы управления культурой и регулирования межэтнических отношений (небрежение национальными корнями, религиозной сферой, традиционными ценностями) привели к отторжению значительной частью населения самой идеи прогрессивных преобразований. Результат – резкое размежевание обшественно-политических сил и оживление “исламской альтернативы”, т.е. крайних форм религиозного фундаментализма и нетерпимости, носителями которых стали в основном молодые люди, горожане, представители преимущественно инженерных и научно-технических профессий.
ресурс содержит прикрепленный файл