Эксоцман
на главную поиск contacts
Политическая социология - отрасль социологии, исследующая факторы, механизмы и формы социального действия людей и социальный отношений в сфере политики... (подробнее...)

Общественные науки и современность

Выпуски:
Опубликовано на портале: 09-04-2005
Общественные науки и современность. 1991.  № 5. С. 47-54. 
Интервью с одним из разработчиков закона о печати Ю. Батуриным иллюстрирует процесс демократического законотворчества. Показано, что основным теоретическим принципом, положенным в основу нового законотворчества, выступает концепция пульсирующей правовой системы. Сущность ее составляет регламентация порядка применения союзных и республиканских законов на территории СССР (разграничение компетенций союзного и республиканского законодательства; приоритет применения норм того или иного уровня; институциональное обеспечение юридического федерализма). применение на практике упомянутого системного принципа позволит, наконец, снизить уровень конфронтации федерального центра и субъектов федерации в законодательной сфере.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-07-2006
Ф. Конт Общественные науки и современность. 1991.  № 5. С. 134-142. 
Автор статьи – французский политолог, профессор Сорбонны связывает «культ личности» Горбачева на Западе с его отказом от конфронтационной парадигмы советской внешней политики и замене ее на идеологию сотрудничества. Несмотря на недовольство своего военного аппарата, первый президент СССР сделал невероятный для прежнего руководства шаг в отношениях с бывшим «идеологическим противником». Осуществленный им вывод советских войск из Восточной Европы без выдвижения условий странам НАТО означает отказ от традиционной практики шантажа оппонента по переговорам угрозой военной мощи и переход к дипломатической открытости. Именно эти действия, в человеческом измерении тождественные категории «бескорыстного дарения», способствовали смягчению негативного имиджа советской державы в глазах западной общественности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-01-2005
Е.З. Майминас Общественные науки и современность. 1991.  № 1. С. 94-96. 
Автор записки – д.э.н., заведующий лабораторией Института экономики и прогнозирования научно-технического прогресса АН СССР, победитель конкурса на лучший проект Союзного договора, излагает суть своей концепции обновления Союза ССР. По его мнению, центробежные процессы, происходящие на территории страны, нельзя остановить ни частичными уступками “национальным окраинам”, ни тем более, силовым подавлением требований различных общественных движений (в основном – этически окрашенных). Чтобы народы СССР продолжали жить в едином государстве необходимо отойти от шаблонов, содержавшихся во всех союзных Конституциях. Исходным принципом нового объединения должен стать принцип подлинного суверенитета республик, на базе которого они образуют добровольный союз суверенных государств по аналогии с Западноевропейским сообществом.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-05-2005
Александр Владимирович Козлов, М. Шафир Общественные науки и современность. 1991.  № 4. С. 77-88. 
Дискуссии по поводу понятия суверенитет и его осуществления во внутренней и внешней политике ведутся, начиная с эпохи Т. Гоббса и Ж. Бодена. Авторы текста, во-первых, раскрывают общее содержание данной категории применительно к Союзу ССР и входящих в него субъектов. Во-вторых, они подробно останавливаются на современном значении понятий, производимых от суверенитета: практика ограниченного суверенитета; реальные полномочиях союзного центра и республик; неделимость суверенитета; независимость внешнеполитической деятельности; суверенные права и компетенция и т.д. Делается вывод, что создание подлинно демократического объединения суверенных государств на основе бывшего СССР потребует, как минимум, отказа от предусмотренной конституцией 1977 г. формулы «Единое союзное пространство» и установления подлинно договорных отношений между членами будущего Союза.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-04-2005
Татьяна Кащенко, Аркадий Лапшин, Яна Стрельцова, Ольга Шакирова Общественные науки и современность. 1991.  № 5. С. 64-73. 
Авторы статьи предлагают логичную и удобную схему классификации всего спектра левых сил в посткоммунистических странах: ультралевые (необольшевистские) партии, отстаивающие социалистические идеи на базе марксистско-ленинского фундаментализма; традиционные левореформистские течения, тяготеющие к ценностям социал-демократии; новые левоориентированные политические движения, представляющие собой трансформировавшееся крыло бывших правящих компартий. На основе данной классификации делается анализ политической ситуации в Восточноевропейских государствах, и предпринимается попытка определить перспективные тенденции дальнейшей эволюции левого лагеря в посттоталитарное время.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-03-2005
К. Зачесов, Алжанбек Ашурбекович Магомедов Общественные науки и современность. 1991.  № 6. С. 16-23. 
Повод для появления статьи – статья И.Дискина “Возможен ли сегодня социализм в СССР?” (ОНС, 1991, №1). Авторы стремятся дать научное определение понятия “социализм”, выделяют идеологические аспекты проблемы и сопоставляют их с социальными реалиями. Анализируются разные стороны идущей в стране дискуссии о социализме, и в частности марксистской теории. Авторы приходят к выводу, что реалии соответствуют некоему переходному, межформационному состоянию общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-05-2005
Г. Шнайдер Общественные науки и современность. 1991.  № 4. С. 32-41. 
Директор Института криминологии Вестфальского университета г. Мюнстера профессор Шнайдер дает определение понятия “массовые беспорядки”, показывает трудности, встающие перед исследователями этого феномена. Приводятся примеры массовых беспорядков за рубежом. Дается их типология (от примитивных до современного коллективного насилия), рассказывается история исследований причин массовых беспорядков и приводится классификация современных теорий причин массовых беспорядков, показано отражение массовых беспорядков в СМИ, предлагаются меры по их предупреждению и контролю над ними.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2006
Общественные науки и современность. 1991.  № 6. С. 142-151. 
Резюме дискуссии на Международной конференции “Культура – массовая психология – массовые движения”, прошедшей в апреле 1991 г. в Институте социологии АН СССР. Один из основных обсуждаемых вопросов – причины и характер общественных движений на территории Советского Союза, которые анализируются участниками круглого стола в категориях “распада империи”, “перехода от индустриального общества к постиндустриальному”, “этнического ренессанса”, “культуры нетерпимости” и т.п. Единство мнений обнаруживается в общей оценке ситуация в Советском Союзе как патовой: хотя центральные органы власти, как и ранее, обладают достаточными ресурсами принуждения, в глазах населения легитименость государственности перешла к республикам. Поэтому демократам необходимо наладить связь с движениям масс, иначе необольшевистские методы политической борьбы могут возобладать.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2006
Г.С. Померанц Общественные науки и современность. 1991.  № 6. С. 118-122. 
Известный культуролог и философ, анализируя проблему этноконфессионального взаимодействия в СССР в контексте мирового исторического опыта, убедительно вскрывает двусмысленность советской модели межнациональных отношений, определяемой им как липовый интернационализм. Сущность данного феномена состоит в конъюнктурном подходе к проявлениям типологически сходных вещей. Так антизападный панарабизм и панафриканизм объявлялись прогрессивными освободительными движениями, а панславизм или пантюркизм, угрожавшие единству Советского Союза, напротив, кознями мировой реакции. В действительности, любая паннациональная идеология – весьма туманное в идейном плане явление, затухающее в открытом обществе. Поэтому опасность состоит не в ней самой, а в усилиях партийной номенклатуры пропагандировать ненависть как основу объединения одних народов СССР против других.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-01-2005
Владимир Николаевич Амелин Общественные науки и современность. 1991.  № 2. С. 48-57. 
Как общественное явление власть обладает многолинейной структурой. Ее функционирование покоится не только на принуждении и способности навязывать обществу свою волю, но требует более широкого набора качеств: от коммуникативно-организационных способностей до мобилизации воли граждан для сопротивления влиянию новых образцов поведения. Суть в том, что власть существует для поддержания определенного порядка общественных отношений, на который она опирается в процессе своего воспроизводства. Развитие общества инициируется иными социальными механизмами. Поэтому попытка синтезировать власть и развитие – требовать от государства соответствующих действий по стимулированию общества – логическая и политологическая ошибка.
Опубликовано на портале: 19-07-2006
Владимир Викторович Согрин Общественные науки и современность. 1991.  № 3. С. 146-156. 
Основные причины успехов преобразований, поведенных тридцать вторым президентом США, автор текста убедительно связывает с их основным вектором. Реформы Рузвельта способствовали радикальному преобразованию классического капитализма на основе соединения его с процессом социализации – утверждения в качестве основополагающего принципа распределительной справедливости. Обновив либеральную доктрину посредством некоторой ее социал-демократизации, Рузвельт посредством грамотной социальной инженерии добился реальных достижений в практическом воплощении новых идей. Благодаря этому, американское общество, справившись с вызовом, брошенным ему марксизмом и не став при этом социалистическим, продемонстрировало всему миру ложность жесткой альтернативы “капитализм или социализм” и необходимость конвергенции их отдельных компонентов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-03-2005
Б. Ракитский, А. Шкира Общественные науки и современность. 1991.  № 6. С. 5-15. 
Дается характеристика отечественного кризиса конца 80-х гг. и ставится задача устранения блокирующей социальной силы (номенклатуры). Рассматривается культура тоталитаризма, и в соответствии с ней даются 3 взгляда на будущее развитие страны, связанные с неосталинизмом, либерально-прагматической идеологией и идеологией антиказарменной революции. Авторы отдают предпочтение последнему варианту. Выделяются основные социальные движения в советском обществе – инициаторы перестройки, “несанкционированные” активисты преобразований, активные консерваторы и народные массы. Авторы делают ставку на активное рабочее движение, антибюрократическое движение народных масс. Рассматривается вероятность мирного преодоления кризиса.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-05-2005
Вадим Михайлович Межуев Общественные науки и современность. 1991.  № 4. С. 51-59. 
Продолжение дискуссии (предыдущие публикации см. в ОНС. 1991. №1-3). Автор полагает, что традиционная классификация идеологий по их классовой и политической ориентации уже не удовлетворяет требованиям современного общества с его многообразием идей. Автор предлагает считать идеологией любое идейное образование, способное сплотить вокруг себя определенное число сторонников. Он также указывает, что отказ от классовости для идеологии означает отказ от попыток задушить политических конкурентов, от притязаний на монополию, а вместе с тем и отказ от притязаний на научность. Возникающий в связи с этим вопрос, может ли наука стать не только формой всеобщего знания, но и формой индивидуального сознания в статье остается открытым.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-05-2005
А.С. Панарин Общественные науки и современность. 1991.  № 5. С. 80-90. 
В рамках дискуссии о соотношении идеологии и науки автор стремится раскрыть связь официальной моноидеологии с элементами общинного сознания, нетерпимого к автономному личностному самоопределению и лапласовской картиной мира, в частности, с ее жестким детерминизмом. Демоноидеологизацию поэтому делают возможной не доктринальные нововведения, реконструкции языка и стиля, а только ценностный и методологический переворот, формирование новой картины мира, отличной от "постчеловеческой" картины мира и метафоры "механизма", навязанных большевиками. Необходимо создание политической антропологии, которая могла бы органично включить образ свободного человека как суверенного субъекта, выбирающего свою собственную картину мира.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-07-2006
А. Гладкий Общественные науки и современность. 1991.  № 3. С. 89-97. 
Автор текста резко критикует статью писателя “Как нам обустроить Россию” в ее части, посвященной межнациональным отношениям. Рассуждения нобелевского лауреата на эту тему он характеризует как безответственные, поскольку их суть – возложение вины за подлинные несчастья русских на другие народы, особенно, на те, кто живет среди них. Такого рода позиция укладывается в рамки идеологии “неочерносотенства”, исповедуемой рядом литературно-публицистических изданий и негласно поддерживаемой партийно-государственной бюрократией. Помимо соображений этики межэтнического взаимодействия, опасность “освящения” всего этого авторитетом беспощадного критика сталинщины состоит также в том, что следование подобным взглядам неизбежно втягивает Россию в конфликт с “братскими” славянскими народами Украины и Белоруссии, на единстве которых строится концепция Солженицына.
ресурс содержит прикрепленный файл